Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=281&size=8
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
442. (М.А.Й.). Ошибка людей заключается в том, что, видя законченность, они полагают, что наступил, действительно, конец. Это неверно. Мы ушли: Гуру и я. Цикл действий наших земных закончился. Но разве это конец? Разве это не есть начало развития цикла новых действий на планах иных? И разве семена наших законченных земных действий погибли? Разве они не живут? Разве не дают они уже всходов богатых и не дадут еще больших? Не кончилось ничего. Наоборот, все обещает скорого и неожиданного богатого расцвета и развития. Большая сила жизни сосредоточена в зернах, заложенных нами. И мы продолжаем закладывать новые, и близкие наши яро ощущают, что не умерли мы, но живы, и что оплодотворяем сознание их энергиями нашего духа. Бессмертен дух и вне тела действует легко и свободно. И потому наша взаимная близость углубляется и расширяется явно, неся новые возможности. Можете ли осознать, что значит быть духом, освобожденным от тела и сохранившим сознание свое и все энергии свои для ярого применения их на широком пространстве планеты. Столько задач, столько работы, столько новых встреч и новых возможностей. И не связаны ничем, столь тяжко ограничивающим человека, когда он в теле земном. Мы в Твердыне, и близки к Владыке, и вас яро включаем в сферу активности нашей. Но нужна нам с вашей стороны сознательная кооперация. Не мечты, не надежды, не смутные ожидания и вера во что-то, но твердая уверенность и знание, что сотрудничество сознательное, ясное и неотрицаемое с нами возможно и нужно настоятельно. Писем не можем писать и разговаривать также, но мыслей обмену открыты врата, и близости путь указуется явно. И через кого же будем действовать мы, как не через вас, несломимую и непоколебимую преданность свою уявивших. Будьте готовы к дальнейшему усилению и углублению близости нашей. Не нам и не вам нужна она, но для дела. Нужна, конечно, и вам, но общее ставится выше личного. Во имя Общего Блага даются новые возможности сближения. Помимо и поверх личного нужны они людям. Отсюда и решение Учителя связь углубить. Много предстоит сделать. И лишь ближайшее руководство наше позволит осуществить намеченное. А вы сознание подготовьте встретить возможности сношения с нами без шока неожиданности и удивления. Принимайте все как должное, естественное и законное. Не удивляйтесь и не поражайтесь. Этим много облегчите процесс и себе, и нам. Будьте готовы и чувство любви наготове держите. Любовью достигаете невозможного. Уже достигаете. Сегодня положим начало сознательному сотрудничеству в духе и без удивления перед чудесностью тонких явлений. |
||||||||||
|
||||||||||
Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником (84). В том же году Рерих создает серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины - плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura". В триптихе "Fiat Rex!" знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев). Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его мы видим на черно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н.э. (85). 84. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - М.: Искусство 1994. - № 3 в. 85. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья - С. 333 - Табл. 142. Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm |
||||||||||
|
||||||||||
Триптих «Fiat Rex» (1931) посвящен одному из Великих Учителей человечества, создателю Учения Живой Этики. При жизни Н.К.Рериха триптих находился в доме Рерихов в Наггаре и никогда не экспонировался на выставках. В январе 1948 г. при переезде был вывезен из Наггара Е.И.Рерих, находился с ней в Дели, Кхандале и Калимпонге. После смерти Е.И.Рерих в октябре 1955 г. С.Н.Рерих перевез его в свое имение «Tatguni Estate» под Бангалором [4, с. 81]. В этом произведении наглядно воплотились представления Н.К.Рериха об «одеянии духа», ауре – особом поле, образованном энергетикой человека и, как правило, недоступном обычному физическому зрению. В конце XX в. ученые смогли убедиться в существовании «невидимой» оболочки, окружающей человеческое тело, которую всегда, во все века видели особо чувствительные люди. С фотографической точностью аура отражает физическое, психическое и духовное состояние человека, а также качество его мышления. Чем возвышеннее и чище мысли и чувства, чем сильнее в человеке проявлено духовное начало – тем совершеннее форма и прекраснее оттенки ауры. Учитель, изображенный в центральной части триптиха, окружен прекрасным синим сиянием с рубиновыми искрами и, подобно святым, имеет золотистый ореол над головой. Из Его темени и оплечий исходят яркие лучи света, свидетельствующие о необычайно высоком энергетическом и духовном уровне, присущем, как говорят в Индии, Великой Душе. Спокойные светлые тона преобладают в аурах мужчины и женщины, изображенных на левой и правой частях триптиха, что свидетельствует о благородстве натуры, внутренней гармонии и уравновешенности чувств. Н.К.Рерих изобразил реальных исторических персонажей: маркграфа Эккехарда II и его супругу маркграфиню Уту, живших в XI в. в Германии. Их скульптуры, исполненные в ХIII столетии, в числе фигур 12 других основателей Наумбурга украшают готический собор Петра и Павла в этом городе. Исторические хроники донесли до нас немногое: Эккехард, правивший маркграфством Мейсен в 1031–1046 гг., описан как отважный воин, преданный своему королю; об Уте известно то, что происходила она из рода Асканнер из Баленштедта и воспитывалась в монастыре, где получила прекрасное по тем временам образование [5]. Ее образ стал воплощением женственности и достоинства, хрупкости и внутренней силы. Необычно выглядит в триптихе Н.К.Рериха соседство восточного мудреца и знатных горожан, живших в средневековой Германии, но кто знает, какие невидимые узы связывают их… [6, с. 395–397] Триптих «Fiat Rex», как и другие полотна художника, таит в себе множество загадок и скрытых символов. Так, изображая Космического Иерарха и его земных учеников, художник раскрывает одно из важнейших положений системы познания Живой Этики: «Учитель – ученик», благодаря которому возможно совершенствование и духовное восхождение человека. «Этот ведущий принцип космической эволюции далеко не нов, – пишет Л.В.Шапошникова. – Он возник еще с незапамятных времен в культуре и философии Востока. В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он является одним из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта иерархическая цепь, в которой связка “Учитель – ученик” представлена многочисленными звеньями, переходящими одно в другое и уходящими в Беспредельность, имеет и свою земную часть – своих земных Учителей и своих земных учеников. Таким образом, земное и надземное смыкаются в этой цепи, следуя Великому закону двойственности, согласно которому любое явление в Космосе будет иметь часть земную и надземную, или плотноматериальную и тонкоматериальную» [7, с. 326]. Образы Уты и Эккехарда в триптихе Н.К.Рериха также являются воплощением закона равновесия мужского и женского начал. Оба начала призваны дополнять друг друга, реализуя данные им возможности в сотрудничестве и сотворчестве. «Птица духа человечества не может летать на одном крыле» [цит. по: 2, с. 419], – говорил индийский философ Вивекананда. Эккехард держит в руках щит и меч, символизирующие проявление активного начала и защиту завоеванных достижений духа. Огонь в руках Уты не столько напоминает о традиционной роли хранительницы очага, сколько указывает на хранительницу огня духовного. До недавнего времени исследователи творчества Н.К.Рериха считали, что в руках Учителя находится подушечка со светящимся Камнем – Сокровищем Мира, хранителями которого могут быть только самые достойные представители человечества. Однако в письме Е.И.Рерих от 10 мая 1937 г. встречается упоминание о том, что Учитель держит Венец. «Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и Его Главы, – пишет она о триптихе. – Обруч этот отвечает сияющему обручу, видимому над головою Высоких Духов» [3, с. 100]. Таким образом, на центральном полотне триптиха изображен Глава Иерархии Света. Создание триптиха, так же как и большинства других картин Н.К.Рериха, является образным осмыслением истин, изложенных в Живой Этике. Не случайно именно в 1931 г. была принята книга «Иерархия», ставшая, по собственному признанию Е.И.Рерих, самой любимой из записанных ею книг Учения. «…Лишь в Иерархии, в ведущем Начале, заключается не только вся эволюция, но и само существование наше, – писала она. – Ибо, воистину, Высшие Существа питают, насыщают нас своими эманациями» [1, с. 248].
Т.О.Книжник
Примечания: 1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999. 2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2000. 3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2003. 4. Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. 5. Старовойтова О. Она стоит подобно судьбе // Новая эпоха. 2000. № 2 (25). 6. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1: Мастер. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 396–397 (воспр.). 7. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Статьи и выступления. 1997–2006. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 287 (воспр.).
Источник: http://www.icr.su/rus/katalog/annot_01.php |
||||||||||
|
||||||||||
В центре картины - сияющий Образ Владыки - Великого Учителя Мории, Владыки Шамбалы. Он прислал на Землю своих Вестников - Е.И. и Н.К.Рерихов, изображенных слева и справа от Владыки. Меч в руках Н.К.Рериха мирный, он опущен и на нем символ мира - три круга. В руках Е.И.Рерих огонь. Они принесли на Землю мир через Культуру и Огонь Знаний. Их фигуры изображены в виде свечей, в ореолах Света, который передают нам, земному человечеству, от Владыки Шамбалы. Посланники Света изображены на одной высоте с Владыкой - перед Богом все равны. Но женщина всё же чуть выше. Крутые ступени горы символизируют ступени Знания. Они смогли превратить эти крутые ступени в лестницу Восхождения, на которой уже высоко стоят сами и помогают взбираться нам. Е.И.Рерих писала: "Ведет нас Сияющий Облик Владыки. Его ярко в сознании вызвав и утвердив в третьем глазу, можно преодолеть очередную волну противодействий".
Буду ждать сиянье Твоё. Перед Ликом Твоим не сияет Солнце. Не сияет Луна. Ни звезды, ни пламя, ни молнии. Не сияет радуга. Не играет сияние Севера. Там сияет Твой Лик. Всё сияет Светом Его. В темноте сверкают крупицы Твоего сиянья. И в моих закрытых глазах брезжит чудесный Твой Свет. Н.К.Рерих Во всём видна Твоя Рука, она земной судьбе близка,- И человека и планету она ведёт из мрака к Свету, Огнем ручаясь за победу. Корабль планеты ускоряет ход и к берегам грядущего плывет; И Кормчий, переплывший океаны, ведет его в завещанные страны Незыблемым ручательством ведет Дорогой звездной к Солнцу - на Восход! Поток времен сотрет значенье и ценность всех земных вещей.. Но как бесценно ощущенье священной близости Твоей! Н.Спирина "Общение Н.К. и Е.И. Рерихов с Учителем и Его сподвижниками - Махатмами, продолжалось в течение всей их жизни. В письме к В.А. Шибаеву от 25 июля 1921г. Н.К.Рерих писал: "Вы уже знаете, что Аллал-Минг - это Мастер Мория. Он руководит мною и моей семьёй". Сподвижников Учителя звали Кут Хуми и Джуал Кул. Их эволюционный уровень был высок, а место в Иерархии Космоса - значительным. Их энергетическая сущность была иной, чем наша, напряженней и тоньше и обладала большими возможностями. Это была группа Учителей Космического плана, выполнявшая эволюционную миссию на нашей планете в течение многих тысячелетий. С Ними были связаны создатели религий, философских систем и духовных движений, которые прошли через историю земного человечества. С Ними же были связаны и Рерихи, исполнители Космической миссии ХХ века. О конкретных Учителях такого ранга мы знаем очень мало. В будущем будем знать больше. Учитель Мория или, как Его еще называют, Владыка Мория, являлся также наставником Е.П. Блаватской, создательницы теософского общества, которая несла своё задание в 19в." (Шапошникова Л.В.)
А время близится к восходу, хоть не видать во тьме ни зги. Настал уж час перед приходом Того, Чьи слышатся шаги. Восстань, кто смелый, кто упорный, и к Свету распахни глаза, Познай среди громов и молний, как очистительна гроза. И глыба станет легче пуха, и синь небес блеснет меж туч. В тончайших проявленьях духа бессмертия сверкает луч. Ведомый Утренней Звездою, постигни, что есть Красота. Где твой доспех? Готовься к бою, к победе, если мысль чиста. Всё ближе, ближе час восхода; не видно лишь слепым ни зги. Всё ярче свет перед приходом Того, Чьи слышатся шаги. (О.Ауновская) |
||||||||||
|
||||||||||
В том же многоразличном сиянии Владыка несет с гор Венец Мира («Fiat Rex»). На крыльях триптиха — осененные светом мужской и женский облики. Она — с чашею и кадилом. Он — с мечом и щитом. |
||||||||||
|
||||||||||
Триптих "Fiat Rex" или "Да здравствует Царь!" (1931г.) ...В центральной части триптиха изображен Учитель, чья аура сине-лилового цвета свидетельствует о высочайшей ступени его духовного развития. Три луча, направленные из предплечий и темени Учителя, являются признаком его высоковибрационной и тонкой энергетической структуры, свойственной космическим Иерархам. Картины, расположенные по бокам центральной части, посвящены его ученикам: Уте - слева, и Эккехарду - справа, маркграфу и маркграфине небольшого владения в Германии, живших в XI веке. Николай Рерих «Из коллекции Международного Центра Рерихов», с. 18, М. |
||||||||||
|
||||||||||
… Fiat Rex там, где дух дерзает, почитая Иерархию! Учение Живой Этики, Иерархия, 203 |
||||||||||
|
||||||||||
<>
На картине сияние в виде ауры, нимба и направленных лучей исходят от самого Великого Владыки, в руках он держит царскую корону. От короны также исходит слабое сияние, что подчеркивает высший источник власти её носителя. В письме от 10 мая 1937 года Е.И. Рерих так поясняет центральную часть триптиха: «На картине Великий Владыка держит венец. Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и его Главы. Обруч отвечает сияющему образу, видимому над головою Высоких Духов». С одной стороны, этот венец является здесь атрибутом особой власти свыше, присущей главе Братства Мастеров Мудрости, а эта власть происходит от жертвенного служения миру и человечеству. С другой стороны, Великий Учитель несёт этот венец в руках, что позволяет предположить то, что он готов возложить его на кого-то. А в сделанной чуть ранее записи Рерихов говорится: «Трудитесь. В ваших руках величайшие возможности. Мой венец да будет с вами, ибо Я дал венец». Это лишний раз подтверждает то, что на левой и правой частях триптиха мы видим символические образы Н.К. и Е.И. Рерихов. «Нужно готовиться быть сотворцами… Можно приложить все священные силы сердца, чтоб поправ смерть, сделаться сотворцами пламенных Логосов. Но пока такое дерзание не вместится в сердце, до тех пор не может сознание беспредельно расти в этом направлении. У Нас оно называется Via Reale (Царственный Путь). Потому Fiat Rex (Да будет Царь) там, где дух дерзает, почитая Иерархию». (АЙ, 203).
Таким образом, триптих «Fiat Rex» обобщенно-аллегорически выражает не только духовно развивающегося человека к работе Великих Учителей, а также возможность принятия их водительства со стороны целых народов.
При жизни Н.К. Рериха триптих занимал центральное место в одной из комнат дома Рерихов в Кулу, а после смерти Е.И. Рерих С.Н. Рерих забрал его в свой дом под Бангалором.
Что же касается иконографии Махатмы Мории, в чьём образе предстаёт нам Великий Владыка в этом произведении Н.К. Рериха, то его облик мы можем проследить, начиная с рисунков Е.П. Блаватской, которая не раз делала его портретные зарисовки.
В1884 году в Лондоне Г. Шлихен написал с её помощью большой живописный портрет Махатмы Мории.
Уже в Америке в 1921 году Рерихи получают обещание предоставления им Его особого портрета: «Чистое Моё изображение дам силою нерукотворной (09 июня 1921 г.) А в октябре Е.И. Рерих получила обещаный нерукотворный портрет Мастера Мории, причём сходство портрета с Обликом Мастера в Лондоне поразительно! (11.10.1921). Существенно позднее было получено пояснение, что надпись на портрете сделана на древнеперсидском языке зенд и означает «Свет пути, или Световодитель» (8.03.1936).
Сегодня неизвестно в какой технике и на какой основе был выполнен портрет, но далее Рерихи распространили среди соратников и последователей фотокопии именно этого изображения. Нетрудно видеть и то, что в триптихе Н.К. Рерих использовал именно этот образ.
Из статьи Д.Н. Попова (Музей Н. Рериха, Нью-Йорк) «Свет небесный».
|