Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2846&size=3
|
|
|
|
|
|
Изображение с цветовой рамкой: | |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<..>
Эскиз аналогичного содержания поступил в коллекцию казахстанского музея не датированным, но, по мнению сотрудника ГРМ Е. Яковлевой, время его создания относится именно ко второй постановке в Лондоне. И поэтому датируется 1914 годом. С этим можно согласиться. При сравнении его с известными декорациями 1908-1909 годов, разница очевидна – и в живописном отношении, и в деталях, и в композиционной расстановке юрт.Два мира – спящая степь и небо, погруженное в ночь, разделены полоской мерцающего света, предвещающего рождение нового дня. Горизонтальной протяженности этих двух стихий противостоят вертикали пик стражников, шесты с навершиями из лошадиных черепов, фланкирующих композицию слева и справа, размытые вертикали столбов дыма, поднимающихся над юртами. В темноте фигуры стражников застыли, словно степные скифские каменные изваяния. В господствующие зеленоватые, оливковые цветосочетания вторгаются яркими вставками терракотовые бока юрт, освещенных молодым месяцем, да серебро водной глади реки вдалеке. Н.К. Рерих Мехески - лунный народ. 1915 г., цветная литография, 37,8×28.5Обращение к гравюре не столь часто в творчестве Рериха, тем более ценны литографии из казахстанского собрания. Одна из этих литографий «Мехески – лунный народ» (1915). Существует подобный оттиск и акварель на ту же тему в ГРМ. Композиция литографии практически полностью повторяет живописную версию сюжета, которая находится в ГМИИ Республики Татарстан (1915) за исключением изображения дома-башни на первом плане. В гравюре она представлена двухъярусной, в картине – лишь верхний этаж, на крыше которого – два человека, сидящих в молитвенных позах. В гравюре городской пейзаж безлюден. Видимо, это и послужило причиной, по которой лист был оформлен при приеме на хранение в музей под названием «Мехески – лунный город». В основе сюжета – красивая история о существовании тибетского племени Мехески, поклоняющегося Луне. Представители этого народа считали себя переселенцами с Луны. Во время полнолуния, повинуясь зову далекой, но такой притягательной, родины, они выходили на крыши домов и молились ночному светилу. Их не покидала мечта о том, что когда-нибудь случится чудо: появится лестница, и они вернуться к себе домой. В литографии, в отличие от живописного полотна, сюжетная линия становится второстепенной. Акцент сделан на пейзаже, в том числе и на необычной архитектуре древнего города. Пройдет десятилетие и на картинах Рериха появятся подобные изображения реальных тибетских монастырей и городов, увиденных художником во время его путешествия по Гималаям. Л.В. Шапошникова, повторившая в 1970-е годы маршрут гималайской экспедиции художника-ученого, в своей книге «Великое путешествие» (М., 1999, 207-210), так опишет свои впечатления по прибытии в город Ле: «Над городом и окружающими горами стояла луна, и в ее свете мерцали голубые снега на изломанных линиях Ладакхского хребта. Серебристо светились изъеденные временем стены уснувших крепостей и массивные сторожевые башни. Лунный ветер раскачивал гирлянды цветных флажков над вершинами скал и гулял по узким улицам, вдоль которых стояли дома-кубики с плоскими крышами. На одну из них поднялся человек в фиолетовой шляпе-цилиндре и, зябко кутаясь в халат, стал неотрывно и пристально смотреть на голубоватую луну, повисшую над городом. Он стоял долго, притянутый ее странным магическим светом, неподвижный, как будто высеченный из камня, и явно кого-то мне напоминал. В моей памяти возникло полотно Рериха, на котором изображен нездешний город, поразительно похожий на тот, который я видела на экране-окне. Те же сложенные из каменных блоков дома, те же узкие улочки, те же арочные проходы в массивных стенах. Рерих написал картину в России в 1915 году и назвал ее «Мехески – лунный народ». «Развалины исполинских замков бледнеют перед этим живописным нагромождением, - писал художник, - вознесшимся среди чаши разноцветных гор. Где мы встречали такие высокие террасы крыш? Где мы ходили по таким разрушенным закоулкам? Это было на картине «Мехески – лунный народ». Да, это те самые башни». За этим совпадением стояла тайна не только города Ле, но и самого художника». Как часто бывает у Рериха, большую часть листа занимает огромное небо с клубящимися барочными облаками, которые расступившись, являют взору полную яркую луну, своим светом преобразовывающую все вокруг. У Луны свой цвет – цвет чистой белой бумаги. Художник оставляет ее без краски. Принцип контраста присутствует и здесь. Легкая, динамичная верхняя часть листа, заполненная прихотливыми формами невесомых облаков и нижняя – статичная, с приземистой, грубовато слепленной архитектурой, стоящей на земле. Архаичные архитектурные формы лишь намечают движение снизу вверх, но плоские крыши прерывают его. На первом плане необычный дом-башня. Темным проемом арочной формы обозначен вход, два круглых окна на верхнем этаже, как два волшебных глаза, делают архитектуру «живой», «наблюдающей» за окрестностями. Необычность сюжета реализуется и в своеобразном цветовом решении листа: небо и тени темно-зеленого цвета разной интенсивности, облака и освещенные луной стены домов – темно-розового. <..> |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
• Живём в ладакском дворце. Развалины итальянских замков бледнеют перед этим живописным нагромождением, вознёсшимся среди чаши разноцветных гор. Где мы встречали такие высокие террасы крыш? Где мы ходили по таким разрушенным закоулкам? Это было на картине "Мехески-лунный народ". Да, это те самые башни. Только здесь живут не мехески, а потомки Гессер-хана. Короли Ладака ведут своё происхождение от героического Гессер-хана.
...Пишу в верхней палате, имеющей выход на все крыши. Двери с широкими резными наличниками, колонны с тяжёлыми расписными капителями. Приступочки, ступеньки и патинированный временем тёмный потолок. Где же я уже видел эту палату? Где же уже играли те же пёстрые краски? Конечно, в "Снегурочке", — в Чикагской постановка. Входят мои и говорят: "Вот уж подлинный Берендей в своей собственной палате".
На красном коне, с красным знаменем неудержимо несётся защищённый доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи снега, и белая Тара шлёт благословение. Над ним толкует собрание Великих Лам. Под ним — охранители и стада домашних животных как символы места.
Эта замечательная старинная тибетская картина была принесена нам в последний день жизни в Ладаке [14, с. 96-109].
• Космические мотивы нашли выражение и в... картине... “Мехески — лунный народ”. Огромное облако, в котором ясно вырисовываются лики, приоткрыло луну, освещающую призрачным голубоватым светом причудливый пейзаж. Таинственный народ сидит на кровле гигантских башен. Мехески, как зачарованные, смотрят на Луну — недосягаемую родину своих предков. Редкие тени, контрасты тёмного неба и освещённых луною башен подчёркивают фантастическую атмосферу картины [40, с. 44].
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с. |