Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=303&size=3
|
|
||||||
|
||||||
|
||||||
• И, наконец, в местности Доринг (Длинный Камень) мы обнаружили целое поле менгиров, такое же, как в Карнаке. Во время двух последующих переходов мы встретили ещё три небольшие группы менгиров. Для меня было большой радостью увидеть этот несомненный знак друидической древности [14,c.310]. • 22 марта. Мы двинулись в путь рано, несмотря на морозное утро и температуру –13°С. Пронизывающий западный ветер затруднял продвижение каравана. Выйдя из лагеря, мы поднялись на невысокий горный перевал, названный Лунгмар ла, и спустились в долину, лежащую юго-западнее перевала. Около пяти миль мы шли по долине на юго-восток, затем повернули на юг и обогнули большой горный массив. Местные кочевники сообщили нам, что Таши-лама проезжал этим маршрутом во время бегства в 1923 году. После шестнадцатимильного перехода мы разбили лагерь в узкой долине, защищённой волнистыми, поросшими травами холмами. Место называлось Доринг, или “Одинокий Камень”, из-за любопытных мегалитических памятников, найденных поблизости. Это были первые памятники такого рода , обнаруженные в Тибете. До сих пор было открыто только несколько святилищ первобытной религии Бон. Это главным образом неотёсанные алтари, или лха-со. Некоторые, найденные в западном Тибете, были изучены покойным доктором А. Х. Франко из моравийской миссии в Лехе. Мегалитические памятники находились миль на тридцать южнее большого солёного озера Пантинг тшоча и относились к добуддийскому периоду тибетской истории. Они состояли из восемнадцати параллельно расположенных рядов каменных плит. Каждый ряд был ориентирован с востока на запад. На западном конце каждого ряда находился кромлех, или круг из камней, состоящих из нескольких менгиров. Перед вертикально расположенными менгирами стояли каменные столы или алтари. Очевидно это было святилище первобытной религии. Но каков был его возраст и назначение? Сравнивая знаменитые мегалитические памятники Карнака в Бретани и обнаруженные мегалиты Тибета, поражаешься их удивительному сходству. Параллельные ряды менгиров Карнака расположены с востока на запад и с западного конца имеют кромлех, или круг из камней. Памятники в урочище Доринг имеют точно такую же ориентацию. Культовое значение мегалитов Карнака до сих пор остаётся не установленным, несмотря на многочисленные выдвинутые гипотезы. Мне кажется, что мы обладаем ключом к объяснению мегалитических сооружений северного Тибета. Мегалиты, открытые в Доринге, имеют на своём восточном крае выложенную из камня стрелу с концом, направленным в сторону рядов менгиров, т. е. на запад. Стрела — важный символ в древнем культе природных сил Тибета. Она связана с культом солнца и небесного огня, символически изображённого в виде молнии. Современные кочевники носят древние бронзовые наконечники стрел в качестве амулетов, и существует поверье, что они являются охлаждённой молнией, после того как она ударила в землю. И между прочим, следует отметить, что иногда стрела символизирует царя Гессера, чьё отношение к древнему культу природы было чётко доказано доктором Франке. Присутствие каменной фигуры стрелы на восточной оконечности мегалитов Доринга ясно указывает на тот факт, что всё сооружение было посвящено какому-то культу природы и очень возможно, что солнцу, символом которого она является. Это важное заключение, поскольку до сегодняшнего дня не существовало удовлетворительного объяснения значения мегалитических памятников. Интересно отметить, что большинство скрытых мегалитических памятников найдено вдоль знаменитого маршрута паломников к югу от Великих Озёр, который ведёт к горе Кайлас, жилищу богов, и священным местам на непальской границе. В будущей публикации о религии Бон я надеюсь показать, что эта паломническая дорога в прошлом была миграционным маршрутом и уже тогда приобрела религиозное значение, которое сохраняется до сих пор. Мегалитические памятники, обнаруженные экспедицией, совершенно неизвестны современным жителям. В Доринге некоторые из больших менгиров внутри кромлеха имели следы возлияния масла, и местный старшина объяснил мне, что камень был жилищем лха, или бога, оберегающего маршрут и путешественников. Ни он, ни люди его племени не знали о происхождении камня [25,c.385,386]. Менгиры — мегалитические памятники в виде вертикально врытых в землю длинных камней (4-5м и более) [18,c.197]. • 19 апреля 1928 года. Мы выехали в семь часов утра и вернулись немного назад по пройденной дороге до узкой горной долины, ведущей к перевалу Цукчунг ла (18.000 футов = 5400 метров — составитель). Недалеко от входа в долину мы обнаружили ещё один кромлех с рядами каменных плит. Как и в Лапсару, камни наполовину были занесены песком. Местный старшина ничего не знал о камнях, но по словам, они были установлены подобным образом неким лха, или местным божеством… На горизонте с запада и востока поднимались могущественные снежные вершины Трансгималаев. Самым заметным среди них был прекрасный пик Сага Джочунг, отчётливо видимый среди вершин, образующих восточную ветвь горной цепи, на которой находился перевал Цунчунг . Спуск был крутым, и всем пришлось идти спешившись вниз по песчаным склонам. Широкое горное ущелье вело к бассейну Чорта Цангпо, притока реки Брахмапутры. Далеко на юге сквозь туманную дымку можно было видеть белоснежные очертания северных отрогов Гималаев в районе Ньелам [25, c.410]. 14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с. 18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с. 25. Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. 1993г., 496 с. |
||||||
|
||||||
Экспедиционная фотография в архиве Музея Николая Рериха (г. Нью-Йорк) |