Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=3400&size=3
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
...В 1910-1914 годах Рерих работал над панно и церковными росписями, в тематику и художественное решение которых внес новые качества. Художник выразил в них общечеловеческие идеалы добра, милосердия. Живописное исполнение этих произведений отличается декоративностью. Перед самой войной Рерих создал эскизы для росписи часовни святой Анастасии во Пскове, построенной по проекту А.В.Щусева. Святая Анастасия считалась покровительницей льноводства — отрасли хозяйства, с древнейших времен распространенной на псковской земле. Часовня была поставлена на берегу реки Великой в 1911 году. В 1960-х годах, при строительстве моста Советской Армии, ее перенесли ниже по течению и поставили ближе к воде. Щусев построил часовню в традициях древней псковской архитектуры. Белая, чистая гладь стен почти лишена декора, используется лишь типично псковский орнамент — бегунец, поребрик, а также кокошники. Внешнему облику часовни соответствуют светлые, яркие краски и возвышенная духовность образов росписи в интерьере, выполненной по эскизам Рериха. Художник изобразил знаменитых псковских князей-воинов, с именами которых связано героическое прошлое Пскова — Довмонта и Всеволода-Гавриила; написал и святую Анастасию. Степы покрыл орнаментом в виде цветов и стеблей. Часть орнаментов безвозвратно погибла во время переноса часовни на новое место, так как местами штукатурка вместе с росписями осыпалась. Сохранившиеся росписи реставрированы в 1971-1972 годах (два эскиза Рериха хранятся в Русском музее). |
||||||||||
|
||||||||||
...1914-й - год окончания работы над эскизами фресок для часовни Святой Анастасии во Пскове (архитектор А. В. Щусев)48. Святая Анастасия считалась покровительницей льноводства. Изучению росписей часовни помогли реставрационные работы, проводившиеся в ней в 1971-1972 годах49. Легкому внешнему облику часовни соответствует светлая цветовая гамма и возвышенная духовность образов росписи в интерьере. На стенах, среди орнаментов, помещены изображения псковских святых. На плафоне - Святой Дух в виде голубя, херувимы и небесные светила. Плоскостная, стилизованная трактовка образов способствует монументально-декоративному синтезу. 48 Росписи по эскизам Рериха выполнил реставратор иконописи Чириков.-ОР ГТГ, 44/1536, л. 1. 49 См.: об этом: Г. Г. Донской. Реставрация монументальной живописи Н. К. Рериха |
||||||||||
|
||||||||||
"Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной. Это страшнее всего и больше всего подлежит наказанию" (Н. К. Рерих. "Слово", 1908 г.) Говорить о культурном и историческом наследии Пскова можно бесконечно, и к вечным же, похоже, проблемам относится проблема сохранения этого наследия! Есть один памятник в нашем прекрасном городе, который вызывал у меня любопытство с детства. В первую очередь из-за замка, висящего на двери столько, сколько я себя помню. Я говорю о часовне Святой Анастасии 1911 года, которая находится под мостом Советской Армии – Ольгинским. Помню, как в возрасте семи лет с друзьями ходили мы кругами вокруг этой загадочной, но необъяснимо прекрасной и притягательной часовни, как заглядывали в щелочки дверей и ставен, высунув от любопытства языки, пытаясь узнать, что же там находится. Прошло много лет, и вот в 2009 – 2010 году часовня Святой Анастасии стала открывать свои секреты, сначала это было лишь теоретическое знакомство с историей её возведения, с идеей авторов, с её росписями. Я испытал настоящий шок в хорошем смысле и восторг, когда, как мне показалось, понял глубину этого шедевра. О самой часовне написано много статей, там можно найти и глубокий анализ её архитектурных достоинств и её уникальных росписей, на профессиональном уровне. Поэтому я скажу об этом лишь несколько слов. Часовня, как уже отмечалось, была возведена в 1911 году на месте более древней Анастасиевской часовни 1710 (11) года, построенной по обету о прекращении страшного мора, пришедшего с прибалтийской стороны. Возведение её связано со строительством постоянного моста через реку Великую, очень необходимого городу. Мост был возведён в 1911 году, это было такое важное событие, что часовня, построенная вместе с мостом, не упоминается ни в одной из статей газет того времени, посвящённых открытию и освящению моста, высочайшим повелением получившего имя Княгини Ольги. А напрасно, ведь архитектором, по проекту которого была возведена часовня, был академик архитектуры А. В. Щусев, автора таких проектов как Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители, Казанский вокзал в Москве и в советское время Мавзолей Ленина на Красной площади. При этом старая часовня не была снесена, а использовалась как основание для новой. Построенная в стиле модерн, часовня получилась истинно псковской, образуя одновременно гармоничный комплекс с мостом, что хорошо видно на старых открытках того периода. Но помимо архитектурных достоинств часовня обладает ещё и уникальными росписями, выполненными предположительно в 1913 году, по эскизам великого художника - Николая Константиновича Рериха. И если мы вспомним о единстве живописи и архитектуры, то росписи Анастасиевской часовни - ярчайший пример этого единства. Описание и анализ этих фресок вы найдёте в научных статьях. Я лишь отмечу, что сюжеты фресок, как бы стирают границы стен часовни, делают их условными. Так, изображение Богоматери в люнетах на восточной стене перекликалось с находящимися с востока рекой Великой и самим городом Псковом, его крепостью. Богоматерь как бы покрывает собой город, даруя ему защиту. Именно этот образ, по мнению многих исследователей, трансформировался впоследствии в образ Царицы небесной или Матери мира над рекой жизни (1930 г.). Образ Святого Николая Можайского, находившийся напротив, также представляет собой образ защитника города и чётко соотносится с "зеркальным" изображением Пскова и реки Великой на майолике дома Петра Денисовича Батова (1913 г.). Спас над дверью, поддерживаемый архангелами, и молящиеся по бокам от двери Святые Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей как бы защищали вход в Псков с севера, со стороны древнего водного пути, и с запада, пути пешеходного, проходящего через мост. Четыре же ангела, находившиеся в углах с Востока и с Запада, напоминают слова Откровения об ангелах, держащих ветры земли: войны, болезни, пожары и наводнения. Становится ясна идея написания этих фресок: заступничество, покровительство, сохранение города Пскова от любых врагов, как видимых, так и невидимых. И совершенно очевидно, что сам город, река Великая, мост, Завеличье и дорога на Запад - всё оказалось вписано в эту идею. А над всем этим - мир горний: солнце, луна, звёзды и изображение Святого духа. Второй шок, но уже весьма неприятный я испытал, когда узнал об истории часовни Святой Анастасии в советское время. Её закрыли в 1924 году, как "не представляющую никакой художественной и исторической ценности". В разные годы в часовне располагались кассы кинотеатра, газетный киоск, керосиновая лавка. Но она пережила войну, уцелела, каким-то чудом утратив лишь главу и барабан, фрески были забелены ещё при закрытии. Страшная фраза "не представляющая никакой художественной и исторической ценности" вновь нависла дамокловым мечом в 1969 году, когда было решено строить новый мост через Великую, вместо старого, который не отвечал современным требованиям. Часовня мешала строительству и её решили снести под тем же предлогом. Невероятными усилиями её удалось спасти и доказать её художественную ценность. Заслуга спасения часовни принадлежит архитектору Элле Марковне Петуховой, возглавлявшей псковскую производственную группу по охране памятников архитектуры, и архитектору ПСНРПМ Наталье Сергеевне Рахманиной (жене псковского реставратора В. П. Смирнова). Им удалось сделать невозможное, переломив непонимание и неприятие властей и строителей. Часовня была снята и установлена на берегу реки Великой, в весьма неудобном месте, где она и поныне, при этом её развернули "правильно", то есть вход оказался с западной стороны, а при постройке он был со стороны моста, то есть с севера. При этом был принят и странный проект переноса, часовню распилили посередине и переносили двумя частями, при этом нижние части фресок оказались утрачены. Находившаяся же в основании древняя часовня была просто снесена. В 1971 проведены реставрационные работы: восстановлен барабан и главка с крестом, расчищены и укреплены росписи. Можно бесконечно говорить о фресках Рериха, об архитектурных достоинствах часовни, хотя даже преподаватели Московской Государственной Академии архитектуры, которым мне довелось показывать её снаружи, лишь говорили три слова "боже, какая красота" и замолкали. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наконец, 26 мая 2010 года сотрудники отдела фресковой живописи предоставили мне возможность увидеть фрески такими, какими они есть. А они есть!!! И даже сейчас, нуждаясь в реставрации, они прекрасны. Именно это долгожданное посещение часовни вместо воодушевления от прикосновения к прекрасному ввело меня в ещё более глубокий шок. Возмущению моему не было предела. Мы буквально продирались к часовне сквозь заросший травой и бурьяном долгострой гостиницы, причём с дальней стороны, от школы. Ближний вход - калитка, расположенная почти рядом, оказалась отгорожена сеткой, за которой высятся развалины и кучи строительного мусора. Далеко не приятное впечатление производит и Дом Батова, находящийся рядом. Но самое главное – часовня, её основание, размываемое постоянно дождями и тающим снегом, рассыпается на глазах, часовня накренилась и наклон этот увеличивается ежегодно. О ремонте и реставрации нечего даже и говорить, их не было с тех памятных 70-х годов. Возможно, если бы не самоотверженный труд работников музея, которые продолжают следить за часовней Анастасии, убирать каждый год горы мусора, которые как дождь валятся с моста на часовню, следить за сохранностью фресок и т. д. и т. п., у нас уже давно бы не было этого шедевра. Так безразличие и время делают то, что не смогли сделать ни революция, ни война и ни некоторые представители власти в советские годы. Поэтому я пишу эту статью, я обращаюсь к жителям города, к коллегам экскурсоводам: приводите друзей, гостей города, показывайте часовню и рассказывайте о ней, по бездорожью, в любую погоду. Я обращаюсь к искусствоведам и краеведам: Кричите, стучите в двери администраций, ищите спонсоров (тем более, что реставрация часовни обойдётся не в 40 миллионов, а гораздо дешевле), спасайте часовню, ратуйте за передачу её музею и сохранение, пока есть что сохранять. А то доброй традицией становится у нас шуметь, когда уже сгорело, рухнуло, развалилось или кем-то куплено и увезено в неизвестном направлении. В 2011 году этой уникальной и прекрасной часовне Святой Анастасии исполнится 100 лет, как исполнилось бы и старому Ольгинскому мосту. Часовня - всё, что нам осталось от него, и это немало, она сама поистине бесценна. Столетие часовни, имена её создателей, благодарная память о спасении часовни 40 лет назад и глубокая благодарность людям её спасшим, а также ответственность перед потомками – это обязывает нас предпринять всё возможное для её спасения! P. S. 2 июня состоялась импровизированная общественная акция по благоустройству территории часовни. Всего за день до этого в социальных сетях, по электронной почте и телефону я предложил поучаствовать в ней всем, кто когда-то изъявлял желание. В итоге, как бывает в таких случаях, многие не смогли и пришли те, кого я даже не ожидал увидеть. Небо благоволило нам, вместо обещанных грозы и дождя, вдруг появилось солнце. Мы сделали то немногое, что могли: подобрали мусор, выкосили траву вокруг часовни, сменили заржавевший замок. На фото: псковичи убирают территорию вокруг часовни Сотрудница отдела фресковой живописи Псковского музея-заповедника Татьяна, преподаватель РМАТ Любовь Владимировна Масленникова, выпускницы академии туризма и мой однокурсник, приехавший из Струг Красных, Алексей Соколов... подходя к часовне, все творили крестное знамение, и я подумал, сколько же времени никто не делал этого перед этой часовней. После уборки состоялась импровизированная экскурсия. Прихваченные в надежде, что погодные условия позволят нам взглянуть на фрески, ключи от часовни пригодились, и мы вошли внутрь. И здесь, стоя под удивительно живым взглядом Спаса, окружённые четырьмя ангелами, многие из нас вдруг почувствовали какую-то перемену, словно часовня ожила, и нечто, труднообъяснимое, касалось головы, и шло глубже, туда, где сердце. Мы словно совпали, срезонировали в такт часовне, она стала говорить с нами… Потом мы прощались, благодарили друг друга, кто-то шёл рядом и говорил о том, что земля под часовней - лакомый кусок и, возможно, продана и что-то ещё… И вот я один, вспоминаю прошедший день по дороге домой, и вдруг очень захотелось заплакать, то ли о часовне, одиноко оставленной там, на берегу под мостом (так плачут о живом человеке, который в беде, и ты не знаешь чем помочь), то ли о себе, о своём диком ощущении бессилия дать эту помощь… Источник: http://informpskov.ru/pisma/64671.html |
||||||||||
|
||||||||||
Анастасиевский век. Часовня работы Алексея Щусева с росписями Григория Чирикова по эскизам Николая Рериха встречает свое столетие в забвении и небрежении. В этом году исполняется 100 лет уникальному памятнику архитектуры и монументальной живописи – Анастасиевской часовне в Пскове (1911 г. создания) и около 40 лет её «второго рождения», когда часовня была спасена от разрушения (1970-71 гг.) В связи с этим Псковским музеем-заповедником совместно с ВООПИиК 3 сентября 2011 г. была проведена общественная акция по уборке территории вокруг часовни. Активисты попытались привлечь внимание псковской общественности и органов власти к судьбе памятника. Анастасия–заступница. Часовня Святой Анастасии находится на левом берегу реки Великой, под юго-западным углом Ольгинского моста (мост Советской Армии). История появления Анастасиевской часовни на этом месте намного старше, чем современный нам памятник, она уходит в начало XVIII века, в 1710 год – год великого испытания для Пскова. «Весною из Риги занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие пригороды…моровая язва, от которой множество ежедневно умирало… а с 11-го ноября того же года выгорел весь город с церквами», - сообщает Митрополит Евгений (Болховитинов) в сокращенной псковской летописи. Город почти обезлюдел, и псковичи обращаются за помощью к высшим заступникам. По древней традиции, чтобы преградить путь страшной болезни, в начале дороги в Прибалтику, ставится деревянная часовня-однодневка. «По обещанию, во время мора построена во Пскове сентября 1 часовня во имя …Анастасии» (Е. Болховитинов). Эта италийская святая целительница уже не раз спасала псковичей от страшных эпидемий. Псковичи, помня о страшной эпидемии 1710 г., с заботой относятся к часовне и вскоре возводят её в камне. В 1911 году в городе произошло великое событие: был построен первый постоянный мост через реку Великую, названный во имя княгини Ольги. Новый мост оказался почти над часовней. При возведении моста, чтобы выровнять два берега реки (левый пологий и правый высокий) сделали земляную насыпь. Псковский народ помнил обет, данный 200 лет назад во время страшного мора, и не дал засыпать землей Анастасиевскую часовню. С целью сохранить памятную часовню «с согласия духовенства над часовней 1710 г. возвели каменную надстройку до уровня земляной насыпи и сверху, как на фундамент, поставили новую часовню, во имя той же Святой…». [ 1 ] Новая часовня возводилась по проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева (1873-1949 гг.). Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года. Она была построена из псковской лещадной известняковой плиты в сочетании с кирпичом. Так на юго-западном краю моста поднялась белоснежная Святая Анастасия, изящная и воздушная, украшенная, по замыслу А. В. Щусева, тонким кружевом декора («бегунца и поребрика»), традиционного для псковской архитектуры. 30 октября 1911 г. был освящен Ольгинский мост и, возможно, вместе с ним часовня. Часовня была расписана в 1913 году иконописцем-реставратором Григорием Осиповичем Чириковым по эскизам великого художника Николая Константиновича Рериха. Именно заступничество стало основным мотивом при росписи новой часовни. В результате работы великих мастеров на свет появилось настоящее чудо. Над входом часовни распростерли крылья ангелы, держащие образ «Спаса на плате». Под ангелами по бокам от входа расположились коленопреклоненные святые князья, небесные покровители Пскова, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, изображенные на фоне образов Троцкого собора. С мечами в руках они как бы всматриваются в дверной проход, который находился тогда с северной стороны – так, что и князьям, и пришедшим в часовню был виден Дом Святой Троицы. «Ангелы ветров» держат по углам часовни развевающиеся прапоры, защищая мир от «ветров земных» - поветрий и моров, войн и стихийных бедствий. Над окнами, в люнетах распростерли свое заступничество над городом Богородица и Святой Николай. А на своде потолка часовни находится небо с луной и солнцем, звездами и символическим изображение Святого Духа в виде стилизованного голубя, от которого отходят лучи света с огненными херувимами. В росписи часовни четко отражена идея заступничества от любых опасностей, сюжет представляет собой сложную систему – образ духовного мира, в который оказался вписан сам город, находящийся за стенами. Мученица-Анастасия. После революционных перемен 1917 года для часовни наступило время тяжких испытаний. 19 июня 1924 г. по решению Псковского губисполкома она была закрыта как «бесприходная и не представляющая никакой исторической и художественной ценности». 1 августа 1924 г. «Псковский набат» писал: «Губисполком очистил часовню с моста Красной Армии. Предметы культа передаются в Пароменскую церковь, а в киоске (здании часовни) будут продаваться литература и газеты». В разные годы в часовне располагались кассы кинотеатра, газетный киоск, керосиновая лавка. Фрески за ненадобностью были заштукатурены и забелены, были разрушены купол и барабан. То, что часовня уцелела как в первые годы советской власти, так и во время Великой Отечественной войны, является чудом. При реконструкции моста в 1969-70 годах часовня помешала строительству, и ее решили снести под тем же предлогом: «как не представляющую никакой исторической и художественной ценности». Невероятными усилиями ее удалось спасти, и доказать ее художественную ценность. Заслуга спасения часовни принадлежит архитектору Элле Марковне Петуховой, возглавлявшей псковскую производственную группу по охране памятников архитектуры и архитектору Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской Наталье Сергеевне Рахманиной (супруге псковского архитектора, реставратора и кузнеца Всеволода Петровича Смирнова). Им удалось сделать невозможное, переломив непонимание и неприятие властей и строителей. Эта почти детективная история в свое время была описана в статьях самой Э. М. Петуховой: «Анастасиевская часовня: история возрождения» (1992 г., газета «Новости Пскова» [ 2 ]) и кинорежиссера Владимира Бермана «Хроника одного спасения» (1999 г., журнал «Природа и человек» («Свет» [ 3 ]). Но необходимо напомнить некоторые детали, так как многие моменты не понятны до сих пор. Например, почему полное разрушение старого Ольгинского моста и строительство совершенно нового, более широкого, полотно которого поднято на 1,5 метра выше, было названо реконструкцией? На спасителей Анастасиевской часовни давили, ставили невозможно короткие сроки. «Не раз от высоких областных чиновников Элле Марковне приходилось слышать: «А вы докажите, что ваша плюгавенькая церквушка расписана Рерихом... Сказать можно что угодно. Да и Щусев ни при чем... мало ли что вы нафантазируете!..» (цитата из статьи В. Бермана). Петуховой удалось договориться со знаменитым архитектором Э. М. Генделем, автором проекта передвижения здания Моссовета, о его приезде и консультации. Но в одну из ночей, по личному указанию тогдашнего главного архитектора Пскова В. А. Шеренкова, вокруг часовни убрали экскаватором землю насыпи, одновременно пробуя толчками крепость фундамента. Столкнуть часовню не удалось, но она оказалась на высоте более 10 метров, что сделало невозможным использовать предложение Э. М. Генделя бережно спустить часовню по откосу. «Свечкообразное» положение часовни затрудняло работу по расчистке и исследованию росписей часовни, которые осуществлял художник-реставратор Василий Михеев, направленный в Псков начальником Новгородской производственной группы по охране памятников Н. М. Красноречевой. Неоднократно совершались попытки снести часовню с целью ускорить строительство моста, потому что, как упоминает В. Берман со слов очевидца, «рабочих и служащих псковских предприятий ежедневно приходилось перевозить через реку на катеpax и лодках. В часы пик на обоих берегах скапливалось огромное количество народа». Анастасия с греческого – Воскресение. После разрушения Ольгинского моста и прилегающей к нему насыпи Анастасиевская часовня осталась сиротливо стоять на высоком каменном основании. С приближением зимы усилились требования форсировать сроки строительства моста. Но на помощь защитникам часовни пришли простые строители, которые пообещали не разрушать часовню 1,5-2 месяца и помогали исследователям, работавшим зимой при температуре -20°С. Вокруг часовни были сооружены леса, в самой часовне сделано освещение и подогрев. Ситуация сложилась парадоксальная, но типичная для России, когда, по словам Эллы Марковны, «простой прораб из мостопоезда и рабочие оказались лучше председателя обкома и главного архитектора». С февраля по март 1970 года удалось найти в Русском музее эскизы Н. К. Рериха и доказать его авторство росписей часовни. Так часовня была спасена. Оставалось решить саму проблему ее переноса. В результате отбора проектов была выбрана разработка московского инженера-конструктора Анатолия Егорова, по которой 54-тонная конструкция была распилена на две не равные по размеру части и в специально изготовленных «металлических корзинах» спущена под мост на длину выноса стрелы крана. Вероятно, это был единственный способ переноса, хотя он и привел к разрушению нижней части росписей: гранитные блоки, заложенные в основание часовни, сильно утяжеляли нижнюю ее часть, что грозило разрушением. С того времени Анастасиевская часовня прячется под мостом. В 1971 г. были проведены реставрационные работы: восстановлен барабан и главка с крестом, затем окончательно расчищены и укреплены росписи. Автор проекта реставрации – архитектор псковских научно-реставрационных мастерских Н. С. Рахманина, реставрация фресок осуществлялась бригадой Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации живописи под руководством художника-реставратора Г. Г. Донского. Для часовни, пережившей «второе рождение», началась новая жизнь. Воскресение начинается в субботу. 1 января 1974 г. Анастасиевской часовне постановлением Совета Министров РСФСР был присвоен статус памятника республиканского значения. А с июля 1974 г. по 1995 г. здание памятника использовалось по охранному обязательству Псковским музеем–заповедником как объект музейного хранения и показа. В 1995 г. указом президента РФ часовня получила статус федерального памятника. Тогда же, в связи с передачей объектов культурного наследия федерального значения в ведение территориального управления Росимущества, юридические права пользования не были оформлены до конца, т. е. полная музеефикация не была проведена. Часовня, оставаясь музейным объектом, оказалась вне музейного показа. Постепенно техническое состояние памятника ухудшалось. В данный момент разрушается бутовая кладка площадки, на которой стоит часовня, сгнил пол, покрытый ДСП, в плохом состоянии находятся оконные и дверные проемы. Происходит это потому, что Псковский музей-заповедник, не являясь собственником, утратил право подавать заявки на финансирование ремонтно-реставрационных работ. Однако музей продолжает выполнять хранительские функции. Сотрудники отдела «Мирожский монастырь» делают все, что в их силах, чтобы сохранить часовню. Они следят за состоянием стенной живописи и архитектурных конструкций, осуществляют контроль за температурно-влажностным режимом, занимаются организацией посещений часовни (к сожалению, это лишь предварительно заказанные экскурсии) и ее консервацией (подготовкой памятника к зимнему сезону), уборкой прилегающей территории. Хранители Анастасиевской часовни приглашали специализированные комиссии и организовывали составление актов технического состояния памятника (1997, 1999, 2002, 2003, 2005, 2006, 2011 гг.), в которых специалисты давали рекомендации по необходимому ремонту и реставрации. В 1998 г. исполнялось 50 лет со дня смерти Н. К. Рериха. В связи с этим юбилеем были подготовлены и отправлены письма на имя главы администрации Псковской области Е. Э. Михайлова, председателя областного комитета по культуре и туризму А. И. Голышева с просьбой изыскать средства на ремонтно-реставрационные работы в часовне. 23 марта 2005 г. с состоянием памятника познакомился начальник отдела охраны культурного наследия управления Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу Ю. Е. Жаболенко. Музеем совместно с научно-производственным центром по охране памятников в течение последних лет постоянно подавались заявки в Министерство культуры РФ на финансирование реставрационных и ремонтных работ (в том числе в 2005 и в 2006 гг. по программе «Культура России»). Но средства выделены не были. В 2009 г. с просьбой о финансовой поддержке в проведении противоаварийных работ Псковский музей-заповедник обращался к руководству Центра-музея имени Н. К. Рериха (Москва), но тоже безрезультатно. В 2011 г. в связи со 100-летним юбилеем часовни Псковским музеем-заповедником совместно с ВООПИиК была заявка на региональный грант с целью проведения косметического ремонта памятника, но конкурс не был выигран. Для сохранения часовни необходимо проведение полномасштабных исследовательских и ремонтно–реставрационных работ, организация прилегающей площадки. Очевидно, что нужно укрепление фундамента часовни. Все работы усложняются наличием фресок и требуют особой осторожности. Сил музея-заповедника не достаточно, необходимо участие в судьбе часовни региональных и федеральных властей, особенно в решении вопросов финансирования. В дополнение ко всему, несколько лет назад часовня оказалась огорожена от внешнего мира забором более трех десятилетий строящейся гостиницы «Интурист». Проход к ней сегодня ограничен. Необходимо определение территории памятника, чтобы защитить его пространство. Требует решения сама градостроительная ситуация вокруг часовни, утратившей свое доминирующее положение на местности. Несмотря на все проблемы, радует то, что есть люди, которым не безразлична судьба часовни. На субботник, организованный сотрудниками музея совместно с областным отделением ВООПИиК в субботу, 3 сентября, пришло много добровольцев. Их не испугали ни дождь, ливший с самого утра, ни холодная погода. Среди участников субботника были рядовые жители Пскова, члены ВООПИиК, представители государственного комитета по культуре Псковской области. Работа проходила в дружеской и радостной атмосфере. Омрачил впечатление только летящий с моста, прямо в процессе уборки, мусор. Один из волонтеров, Александр Савицкий, сказал: «Почему я пошёл на субботник? Потому что мне не безразличен город, в котором я живу, пусть он мне и не является родным. На таких мероприятиях есть возможность взглянуть на город с другой стороны – как с исторической, так и с точки зрения быта. Ведь мало кто обращает внимание на то, какой след оставляет на лице города, будь то брошенный фантик, надпись “здесь был Вася” на стене здания или приведенная в порядок территория памятника. В последние десятилетия общество перестало самокритично относиться к себе, бросить мусор мимо урны стало не зазорным, государство всё меньше обращает внимание на памятники культуры. И кто же, если не мы сами, будем стараться их сохранить? Подобные мероприятия, безусловно, важны, к ним нужно привлекать внимание общественности, органов власти. А бездействие грозит потерей прошлого, а без него, как известно, нет будущего». Благодаря работе волонтеров и сотрудников музея 3 сентября на территории вокруг часовни был наведен идеальный порядок. В конце субботника научные сотрудники музея провели для всех участников экскурсию, показали уникальные росписи часовни. Сотрудники музея выражают благодарность волонтерам, участвовавшим в субботнике (А. В. Савицкому, А. В. Михайлову, Н. И. Воловой, С. А. Дунаевой, Е. Б. Колокольцевой, Р. Н. Кротову, А. А. Михееву, О. С. Павловой, И. А. Батову, Н. В. Ворониной и всем пришедшем, чьих имен, к сожалению, мы не знаем). Вы внесли свою лепту в сохранение уникального наследия города Пскова. Огромное спасибо. Ирина МЕЛЬНИКОВА, Олег ФЁДОРОВ, Татьяна КЛЕЙМЕНОВА, научные сотрудники Псковского государственного музея-заповедника 1 См.: Ларионов И. Н. Для потомков // «Псковская правда», № 294 от 18 декабря 1971 г. 2 Э. М. Петухова. Анастасиевская часовня: история возрождения // Газета «Новости Пскова», № 202, 15 октября 1992 г. 3 Берман В. Хроника одного спасения // Журнал «Природа и человек» («Свет»). № 11, 1999 г. Источник: http://www.gubernia.pskovregion.org/number_556/05.php |
||||||||||
|
||||||||||
В этом году часовне Святой Анастасии в Пскове исполняется 100 лет. Анастасьевская часовня построена на всходе к Ольгинскому мосту в 1911 году по проекту знаменитого русского архитектора А. В. Щусева. До нее, примерно в этом же месте, стояла древняя Анастасьевская часовня. В связи со строительством Ольгинского моста она была снесена, а новая построена на высоком фундаменте, засыпанным земляным холмом. Вход в часовню был с севера непосредственно с моста. Интерьер часовни был расписан клеевыми красителями по эскизам известного художника Николая Рериха, а, вероятно, и им самим. После революции 1917 года часовня была закрыта и утеряла главу и барабан. Она использовалась для хозяйственных целей, а ее настенная живопись была забелена. В связи с реконструкцией моста Советской Армии (ныне снова получившего название Ольгинского) часовня в 1970 году была снята с высокого фундамента и установлена на берегу реки Великой возле берегового устоя моста. В редакцию «Псковской Ленты Новостей» неоднократно поступали письма от жителей Пскова, обеспокоенных состоянием памятника федерального значения. «Смотреть на часовню сейчас просто страшно! Облезлая и покосившаяся, она стоит в куче мусора и битых бутылок. И никто даже не подозревает, что это уникальный памятник», - пишет жительница города. Директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев сообщил Псковской Ленте Новостей, что до недавнего времени Анастасьевская часовня не была ни за кем закреплена. С созданием Росимущества памятник был переведен в федеральное ведомство. Все эти годы за ним ухаживал Псковский музей-заповедник, а именно сотрудники Мирожского монастыря. В первую очередь, они поддерживали температурно-влажностный режим в часовне, который необходим для сохранения ценной росписи по эскизам Н. Рериха. Юрий Киселев рассказал, что в Москву был отправлен запрос о передаче памятника в безвозмездное бессрочное пользование музеем, чтобы уже юридически иметь право на его сохранение и охрану. «Вопрос был решен положительно, и сейчас мы ждем документов», - добавил директор музея. «Безусловно, и музей, и общественность обеспокоены состоянием памятника», - отметил Юрий Киселев. По его словам, уже сделан предварительный расчет на реставрацию Анастасьевской часовни, на эти цели запрашиваются деньги. Как сообщила председатель Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева, к 100-летию Анастасьевской часовни организован субботник, который состоится 3 сентября в 12.00. Мероприятие организовано Псковским музеем-заповедником совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Помочь привести территорию вокруг памятника в надлежащий вид могут все желающие. ПЛН Источник: http://culture.pskov.ru/ru/news/event/8442 |
||||||||||
|
||||||||||
Анастасиевская часовня «Последние годы XIX века и начало XX века стали для русской архитектуры временем особенно острого противоборства и оживленного взаимодействия различных стилистических направлений. … В это время происходит переход от той манеры, которая отвечала “культу деталей” эпохи эклектики, к своего рода “синтетическому методу”, соответствовавшему новым художественным идеалам». Наступала эпоха модерна с его замечательной базовой идеей о преобразовании жизни искусством. К этому времени русская художественная школа уже обладала обширными знаниями об «отечественных древностях», архитектурно-археологические штудии также стали составной необходимой частью исследований, как и теоретические изыскания. Настала пора обобщений, целостного видения некоего Образа Древней Руси. «В отличие от историзма эклектики, художники “стиля модерн”, тяготевшие к национальному романтизму, основывались на эмоциональном, личностном отношении к историческим событиям и искусству прошлого, а не на их позитивистки бесстрастном штудировании. … Влияние идеей об “особой миссии” России привело к тому, что новая архитектурная версия “русского стиля” развилась раннее других тенденций, объединяемых “стилем модерн”. От нее, собственно, и ведет свое начало русский “модерн”. … Художники не воспроизводили “мотивы”,… но основывались на эмоционально-образном воспроизведении определенного круга явлений. Показательно и направление их интересов — не дробно детализированное московское зодчество XVII века, а новгородско-псковское, с его обобщенностью и живописной “неправильностью”; не то, что общественное сознание их времен связывало с самодержавием и православной народностью, а то, что напоминало о демократии средневековых городов-республик». Псков привлек в свои древние стены двух крупнейших художников «серебряного века» — А.В.Щусева и Н.К.Рериха. Восхищенные городом, архитектор и живописец «подарили» ему Анастасиевскую часовню. Николай Константинович Рерих, матушка которого происходила из псковских земель, не раз бывал здесь, вел археологические раскопки, исследовал старину, делал эскизы для росписи часовни св. Анастасии. Алексея Викторовича Щусева как архитектора «неорусского стиля» «выделяло среди современников, казалось бы, невозможное сочетание интуитивных импульсов стихийной талантливости с широкой эрудицией и упорством ученого-исследователя. Высокую профессиональную репутацию он заслужил работой над воссозданием несколько веков пролежавшей в развалинах средневековой церкви в Овруче (1904–1911), ставшей этапом в развитии методов реставрации». По мнению современных специалистов, «в реставрационной практике начала XX века эта работа заняла исключительное место по образной смелости и артистизму, с которой она выполнена». Примечательно, что именно такого рода уникальная работа по воссозданию храма предшествовала приезду Щусева в Псков. Анастасиевская часовня была известна еще в древности, она стояла на Завеличье, рядом с Успенской церковью, у Великой реки, отмечая переправу. (Святая Анастасия почиталась в Пскове как покровительница рыбаков, защитница их от опасностей.) Приблизительно на месте утраченной Щусев ставит новую часовню, но поднимает ее на высокую насыпь-постамент и разворачивает входом к северу, к знаменитому, только что возведенному Ольгинскому мосту — чуду инженерного искусства (инженер Соловьев, 1909–1911 гг.). Анастасиевская часовня, таким образом, по замыслу архитектора, принимает на себя важные градостроительные функции: с одной стороны, она отмечает вход на мост, с другой — акцентирует старинную Рижскую дорогу (главный «приступный» путь с запада). Наконец, контрастируя миниатюрностью своих форм с массивным храмом Успения с Пароменья, динамично уравновешивает его в панораме города. На восточной стене в традициях Пскова укрепляется храмозданная керамида — мемориальная доска со слегка стилизованным под летопись текстом: «В лето от сотворения мира 7419 и от Рождества Христова 1911, в царствование благочестивейшего государя императора Николая Александровича сооружена быть сия святая часовня во имя святой великомученицы Анастасии на средства управления внутренних водных путей и шоссейных дорог…» После революции 1917 года часовня была закрыта и многое претерпела: были утрачены глава, барабан, забелены фрески (выполненные по эскизам Рериха), некоторое время она служила кассой кинотеатра, киоском и даже керосиновой лавкой. Но главные испытания были впереди. Псков лишился своего чудесного Ольгинского моста, замененного типовым, стандарно-серым мостом Советской армии. В 1970 году при его реконструкции часовню планировалось… снести. Но благодаря усилиям псковских архитекторов она была спасена, ее переместили к береговому устою моста. Реставрационные работы были проведены в 1970–1973 гг. по проекту архитектора Н.С.Рахманиной; расчистку живописи произвел художник-реставратор В.Михеев. Нынешнее положение Анастасиевской часовни — под мостом, за забором строящейся десятилетиями гостиницы, не только делает ее недоступной, но заставляет это замечательное, полное изящества храмовое здание «серебряного века», проигрывать в градостроительном смысле постсоветской, гораздо долее спорных художественных достоинств, часовне св. Ольги (что установлена в 2000 году на своем древнем месте). Но сама маленькая Анастасиевская часовня остается удивительным, единственным памятником в Пскове, в котором большие художники, А.В.Щусев и Н.К.Рерих осуществили программную, осознанную стилизацию древнепсковского зодчества: • В основе плана лежит квадрат, столь характерный для всех псковских церквей. • Объемная композиция образована стройным четвериком, перекрытым на четыре ската, с повышением в центре свода, образующим щипец со спокойным тупым углом — миниатюрная «цитата» на тему излюбленных псковских покрытий, легкий намек на «ворох кровель». (Ритм этого намека подхвачен «стрельчатым» перекрытием ниши, — для фрески над входом.) • Силуэт хрупкой часовни укреплен на углах, попарно соединенными лопатками, причем тонкий желобок, отделяющий одну «пилястру» от другой, не прочерчен до конца, к фундаменту, — оттого они смотрятся как одна широкая псковская лопатка, фиксирующая и хорошо «держащая углы», укрупняющая масштаб. • На западном фасаде, помимо ниши в нестрогом арочном обрамлении, — кованые железные двери о двух створках, очень характерные для Пскова. • Северная стена имеет окно простой прямоугольной формы, с типично псковской ставней, его закрывающей, и в высшей степени интересный орнаментальный пояс над ним. Этот пояс любимого псковского декора «поребрик-бегунок-поребрик» (но с резко увеличенным «бегунком»), поместившийся в прясле стены, между лопатками (!) дан как фрагмент, как откровенная цитата из древности, с акцентами, которые было угодно расставить архитектору XX века. Это «звучит» как ссылка на авторитет старинных псковских «каменосечной хитрости мастеров», с великим уважением к ним, но в подчеркнуто-авторской интерпретации этой цитаты. • Знаменательно, что эти древние «речи» на двух сторонах часовни в постановке Щусева были обращены: одна к западу, к гостям города, другая — к Троицкому собору и всему Пскову, словно с заветом псковичам нового века: любите и понимайте свою историю, свою древность, и смело, опираясь на нее, творите новое. • Тонкий и высокий барабан украшен только «бегунком». Форма главы до реставрации была, видимо, более округло-луковичной, то есть ближе к псковскому варианту. Как видим, часовня А.В.Щусева далека от буквального копирования псковских форм; в работе архитектора существенную роль играет акцентированная деталь, вызывающая «ассоциативный ряд» в культурной памяти, — это свойство делает ее ближе к модерну, ибо «…сознательное преувеличение, “нажим”, даже гротеск становились нередко приемами, совершенно необходимыми архитектору, добивавшемуся полемической заостренности произведений, утверждавших новое творческое кредо». Другое, принципиально важное свойство модерна, — умение уловить сам образ и дух древности и свободно-поэтично воплотить его — также сказалось в Анастасиевской часовне. В ней — образ Пскова, не горделиво-величественного, но скромно-чистого и изысканно-простого. Образ маленького великого города, которому поклонились художники «серебряного века». Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы: I. Исторический центр Пскова, его районные города и села хранят культовые сооружения, образующие уникальный мегаансамбль— «Дом Святой Троицы». В современной ситуации строительного «бума» и угрозы градостроительному ансамблю роль памятников культового зодчества возрастает, они должны быть точкой отсчета, камертоном для любых строительных начинаний. Строительство новых храмов в историческом центре Пскова и его древних пригородах нецелесообразно и неуважительно по отношению к собственной культуре. II. За пределами древнего Пскова, в орбите губернского города, возможны постройки небольших храмов и часовен (например, часовня Вокресения Христова на привокзальной площади). Стилистика подобных сооружений может иметь другие прототипы, с аллюзией на архитектуру провинциального Пскова XVIII — нач. XX вв., но здесь важно помнить, что дореволюционные архитекторы в лучших своих сооружениях отталкивались от древнепсковского зодчества с его антропоморфной сомасштабностью идеально вписанных в ландшафт зданий. III. Возведение новых храмов «на новых местах» в городах Псковской области, не имевших дотоле культовых сооружений, весьма желательно, ибо они, как в древности, становятся архитектурно–визуальными и духовно-смысловыми доминантами ландшафно-градостроительных пространств. Архитектурная концепция нового храмоздания и ее воплощение должны быть глубоко органичны Пскову; при этом не следует слепо копировать классические памятники, тем более — механически совмещать мотивы самых разных архитектурных школ в облике нового храмоздания. Псков — «очень стилен», строг и целен в своем зодчестве; эта «стильность» принципиально противоположна эклектизму, например, «русско-византийских» державных храмов, модных сегодня. Уловить дух древнепсковского зодчества — вот что важнее всего. IV. Помимо опоры на храмы древнего Пскова как на архетипы, принципиально важен выбор строительного материала, местной известняковой плиты. В Пскове выбор материала — это выбор архитектурной концепции храма. В целом следует стремиться создать образ псковского храма, стилизуя его под определенную эпоху «золотого века» Пскова. Лучшим вариантом нового строительства можно считать тот проект храма, в котором великие традиции непротиворечиво и свободно продолжены в творческой работе современного архитектора по созиданию образа храма «Вольного стольного Пскова». Источник:http://novchronic.ru/print4729.htm |
||||||||||
|
||||||||||
Дата постройки: 1911г. Архитектор: А.В. Щусев. Адрес: Псков, Рижская ул., у Ольгинского моста. Часовня построена в 1911 году в стилизованных формах древнепсковской архитектуры. Четверик завершен барабаном с главкой, декорирован угловыми лопатками и бегунцом. В восточную стену заложена храмозданная керамида. Интерьер расписан фресками по эскизам Н.К.Рериха. Построена вместо более ранней часовни (1711 г.) по проекту архитектора А.В.Щусева при строительстве Ольгинского моста. Газета «Псковский набат» от 15 августа 1923 года сообщала: «На Рижском шоссе у самого входа на мост Красной Армии находится часовня. Пора бы закрыть ее и превратить в книжный киоск магазина «Новая жизнь», что принесет несомненную пользу». Часовня святой Анастасии была закрыта решением Псковского губисполкома от 19 июня 1924 года как «безприходная и не представляющая никакой ценности». 1 августа 1924 года «Псковский набат» писал: «Губисполком очистил часовню с моста Красной Армии. Предметы культа передаются в Пароменскую церковь, а в киоске будет продаваться литература и газеты». Скорее всего, инициатива не прижилась, ибо тот же «Псковский набат» 19 июня 1925 года опубликовал заметку «Используйте часовню», где говорилось: «На мосту Красной Армии стоит часовня, которая в прошлом году была использована под киоск издательства «Псковский набат». Почему бы и теперь не использовать ее под киоск для распространения газет среди приезжающих или под ларек рабочего кооператива?!». В 1970 г. при реконструкции моста часовню планировалось снести. Но благодаря усилиям псковских архитекторов, она была спасена, и ее переместили к береговому устою моста. Реставрационные работы были проведены в 1970-1973 гг. (по проекту архитектора Н. С. Рахманиной). Градостроительная ситуация сегодняшнего дня негативно сказалась на восприятии часовни: в начале двадцатого века она возвышалась у Ольгинского моста, акцентируя Рижскую дорогу и динамично уравновешивая в панораме города массивный, но ниже по берегу расположенный храм Успения с Пароменья. Нынешнее место Анастасиевской часовни под мостом, за забором строящейся гостиницы, не только делает ее недоступной, но и заставляет «проигрывать» в сравнении с новой, гораздо более спорных художественных достоинств, часовней Св. Ольги. Источник: http://hramnagorke.ru/holy_places/104/1929/ |
||||||||||
|
||||||||||
К столетнему юбилею Анастасьевская часовня в Пскове будет отреставрирована. Всероссийское общество охраны памятников готовит грант для проведения работ. Это уникальное строение – памятник федерального значения – 30 лет назад хотели снести. Тогда вмешались псковские реставраторы. Уже этой осенью часовня предстанет в обновлённом виде. Её пилили по горизонтали. Как раз под окнами. На две части,чтобы спасти в1970-м. Впервые не только в Пскове, в стране перенесли памятник архитектуры с одного места на другое. Анастасьевская часовня мешала постройке нового моста через Великую. Ирина Голубева главный специалист псковского филиала института «Спецпроектреставрация» , председатель псковского отделения ВООПИК : На три часа дня был назначен взрыв и проведено оцепление территории, но реставраторам удалось проникнуть в часовню заказчик работал на приостановку работ. в Пскове тогда находился молодой Савелий Ямщиков. Он тоже видимо поднимал какие-то свои связи. Взрыв был отменен. Реставраторы сначала спасли, потом доказали: документально - часовня уникальная. Построена академиком архитектуры Алексеем Щусевым, расписана по эскизам художника с мировым именем Николая Рериха. С 1922 года здесь была керосиновая лавка. Живопись закрыта побелкой. Татьяна Клейменова, научный сотрудник Псковского музея-заповедника: Здесь звезды. Небо с луной. Солнце, в центре изображение голубя как символ духа святого Чуть ниже по сторонам Архангелы. Известно, первая часовня была построена здесь в 1710 году. Святая Анастасия должна была защитить город от мора, который пришел в Псков. Деревянную часовню сменила каменная на перекрестке всех дорог на Ригу и к четырем монастырям . На этих фотографиях видно: история каждой связана с историей переправы. Часовне, с живописью Рериха в этом году исполняется 100 лет. Таисия Круглова, главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря : Несмотря на ее трагическую судьбу. На то, что она была перенесена, деформирована, ценность ее сохранилась. В 74 году после переноса она была поставлена на охрану государства и является памятником федерального значения. С этого времени - ни одного ремонта. Сегодня Всероссийское общество охраны памятников готовит заявку на грант. К юбилею часовни, уже этой осенью, реставрационные работы должны быть завершены. 29.06.2011г. Источник: http://www.gtrkpskov.ru/archive/1071-in-the-20th-century-to-destroy-.html |
||||||||||
|
||||||||||
В Пскове, на берегу реки Великой, возле древней паромной переправы, сохранился уникальный памятник, связанный с именами двух выдающихся деятелей русской культуры: Алексея Викторовича Щусева и Николая Константиновича Рериха.
Впервые в письменных источниках часовня упоминается под 1710 годом. В тот год в Псков со стороны Прибалтийского побережья пришло страшное моровое поветрие. Эпидемия унесла множество человеческих жизней. Одновременно в городе случился сильнейший пожар. По древнему обычаю, для прекращения моровой язвы, возвели деревянную часовню однодневку во имя Святой Анастасии. Она была поставлена, у переправы через реку Великую, на территории, которая в письменных источниках называлась Завеличье, в начале дороги на Ригу, чтобы «запереть» ее[1]. Дальнейшая судьба памятника тесно связана с этим местом, строительством мостов и дорогой. Долгое время район Завеличья соединялся с центром города временным мостом (паромной переправой), который функционировал в летнее время, каждую осень он разбирался, так как весной его сносило половодьем, а зимой районы города соединялись по льду. Это место называлось «пароменье». Чуть позже здесь на месте деревянной была построена каменная часовня.
В начале XX века встал вопрос о возведении постоянного моста через реку Великую, так как районы города периодически оказывались отрезанными друг от друга. К 1909 году был утвержден проект нового моста. Работы по его строительству были завершены в октябре 1911 года[2].
Новый мост был назван Ольгинским. Одновременно было решено в самом начале моста, с его юго – восточной стороны, построить новую каменную часовню.
Каменную постройку возвели над часовней 1710 года. Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года[3]. Вход в часовню был непосредственно с моста. Поэтому была изменена ее ориентация. Дверной портал находился с северной стороны. Маленькая часовня была построена в традициях древней псковской архитектуры. Она квадратная в плане, без апсиды, с сомкнутым сводом и с небольшим барабаном с круглой главой. Традиционный орнамент из треугольников над оконными проемами, сдвоенные лопатки по углам и мемориальная доска украшают архитектуру памятника[4].
Часовня была расписана в 1913 году по эскизам Н.К.Рериха. Роспись была выполнена художником – реставратором Чириковым.
После Октябрьской революции 1917 года часовню закрыли. Настенная живопись была забелена, глава и барабан утрачены. Часовня стала использоваться не по назначению.
Весной 1969 года по плану реконструкции города старый Ольгинский мост было решено заменить новым, более широким. Часовня оказалась в самом центре проезда к строительной площадке часовня и мешала вести работы. Тогда было принято решение ее снести. Только благодаря усилиям псковских архитекторов Э. М. Петуховой (НПЦ) и Н. С. Рахманиной часовню удалось спасти. Им необходимо было доказать значимость памятника, т.к. на тот момент не было точных сведений, подтверждающих работу Н.К. Рериха в часовне, не было известно сохранились ли какие – нибудь следы росписей в ней. Было решено обратиться в Государственный Русский музей, в запасниках которого В.П. Князевой вскоре были найдены эскизы росписей свода и стен неизвестной часовни, созданные Н.К. Рерихом. Теперь для подтверждения того, что эскизы были сделаны для Анастасиевской часовни в Пскове, нужно было сделать пробные расчистки внутренних стен. Из-за срочности работы пришлось проводить зимой. При температуре около 20 градусов ниже нуля новгородскими реставраторами под руководством В.Д. Михеева были проведены пробные расчистки, которые подтвердили, что часовня действительно была расписана по эскизам Рериха, найденным в Русском музее. Памятник был спасен, но его необходимо было срочно убрать с территории строительной площадки. Часовню было решено распилить на две части и перенести на новое место. При этом часовня получила традиционную ориентацию – запад-восток. Реставрация часовни была проведена в начале 70х гг. XX в.
Постановлением Совета Министров от 1 января 1974 часовне был присвоен статус памятника федерального значения. С 1971 года она находилась на балансе производственной группы по охране памятников. С 1974 г. здание памятника использовалось Псковским музеем – заповедником как объект музейного хранения и показа. Сейчас часовня находится в ведении Росимущества.
[1] Муравьева Н.П. История, архитектура и роспись Анастасьевской часовни в Пскове//Псков. Научно – практический, историко – краеведческий журнал. №28. Псков, 2008. С. 107.
[2] Там же. С. 107.
[3] Муравьева Н.П. История, архитектура и роспись Анастасьевской часовни в Пскове//Псков. Научно – практический, историко – краеведческий журнал. №28. Псков, 2008. С. 107.
[4] Часовня Святой Анастасии. Паспорт. Составитель Рахманина Н.С. 15 мая 1972.
Источник: http://museum.pskov.ru/museipskova/chapelanastas/anastas1 |