|
|
|
В культах Зороастра * изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях * времени Соломона * и древнее. В индийских раскопках эпохи Чандрагупты Маурьи * видим то же самое, мощно стилизованное изображение. Сергий Радонежский*, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхисаттвы * держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу жизни друидов *. Горела чаша Грааля *... Язык чистого огня!
*Зороастр (перс. Заратуштра) — основатель религии огнепоклонников, по-видимому живший в VII — VI вв. до н. э. при персидском царе Гуштаспе Ахемениде Старшем. Его религия (зороастризм) основана на представлении о борьбе двух начал — добра и зла и на почитании «основы жизни», всеочищающего огня. До арабских завоеваний зороастризм был широко распространен в Персидской империи, Азербайджане и Средней Азии; ныне его последователи в небольшом числе имеются в Индии (главным образом в районе Бомбея — парсы).
*Шекели — древнееврейские денежные единицы, исчислявшиеся определенным весовым количеством серебра; в тексте есть неточность: чеканка монет впервые началась в малоазиатском государстве Лидия, через 400— 500 лет после времени Соломона.
*Соломон — царь объединенного царства Израиля и Иудеи, правил около 960—935 гг. до н. э. У мусульман Соломон (Сулейман) считается одним из пророков.
*Чандрагупта Маурья — правитель Индии между 322 и 298 гг. до н. э., основатель династии Маурья (322— 185 гг. до н. э.); создал могущественную империю, объединив значительную часть Индии и западные области Ирана.
*Сергий Радонежский (1314 или 1319 — 1392 гг.) — крупный деятель русской православной церкви, основатель Троице-Сергиевого монастыря (ныне Загорск).
*Бодхисаттва — «тот, сущность которого знание»; в позднем буддизме существа, ставшие в результате накопления неизмеримого объема добродетели потенциальными буддами, но отказавшиеся от нирваны (состояния освобожденности от цепи перерождений) ради достижения такого же состояния всеми людьми. Хинаяна признает лишь двух бодхисаттв — Сиддхартху Гаутаму до его рождения и будущего будду—Майтрейю; в махаяне их много, но главных — восемь и среди них — Авалокитешвара, якобы воплощающийся в каждом далай-ламе.
*Друиды — у кельтских народов и древних саксов — жрецы.
*Чаша Грааля — по легенде, чаша, в которую была собрана кровь Иисуса из раны, нанесенной копьем легионера. Символ чистой высокой цели. |
|
Учитель древних персов на высокой скале совершает обряд — из Чаши льется жидкое пламя, которое несет миру благо возрождения. |
|
К картине Н.К.Рериха «Зороастр»
Рукою щедрой Проливаешь Свет
Высоких несказуемых планет
На мрак земной — и будет побеждён,
И навсегда с Земли исчезнет он.
У Николая Константиновича Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! «Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Евангелие от Луки, 12:49,51). Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле.
Н.Д.Спирина
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
|
Зороастр, Заратуштра - серия воплощений Владыки Майтрейи под одним именем на территории Ирана и в соседних ему странах, в которых он закладывал основы религии, именуемой обычно зороастризмом (от "Зороастр" - греческого варианта имени) или маздеизмом (от "Мазда" - авестийского имени Всевышнего).
«Очень люблю сейчас смотреть на твою картину, изображающую Зороастра, – ведь это Изображение тоже входит в Книгу Жизней Владыки, так накоплялся великий Синтез» (Из Письма Е.Рерих от 11.08.34)
Ист.:http://teros.org.ru/content/view/1125/172
|
|
Картина «Зороастр» посвящена Великому Подвижнику, жившему около шести тысяч лет в Персии, на территории современного Ирана. Это великий законодатель и основоположник религиозного учения, называемого парсизмом, маздеизмом, огнепоклонничеством или зороастризмом. В основу его учения были положены три добродетели: добрая мысль, доброе слово и доброе действие.
Зороастр (Заратустра) признавал лишь почитание Огня, как выражение Божественной справедливости (как и в христианстве: Бог есть Огонь поедающий). Чаша в руке с пламенем – символ вмещения накопленных знаний. Зороастр изображён на горе с чашей пламенной в руках, встречающим рассвет – Солнце. Ибо Солнце являлось Высшим Божеством и почиталось практически всеми древними религиями мира.
Зороастр принёс миру учение «Зенд-Авесту», состоящее из множества священных текстов, большая часть которых была уничтожена.
Собрал Георгий Радуга. |
|
...Следует отметить, что огненная стихия очень увлекала Рериха, как художника. В [20]-е годы он поставил перед своим искусством задачу создания "ощущения космической правды"[62], которая бы отразила реальность светоносной огненной материи.
...В дальнейшем Рерих воплощает космический Агни в таких произведениях, как "Илья-Пророк" (1931), "Мысли огненные" (1934), "Зороастр" (1931) и других. В том же 1931 году Рерих писал: "Опять дух наш устремляется и к свету Аполлона, и к солнцеподобному Митре и огню-жизнедателю Зороастру. Не становимся ли мы язычниками, произнося эти понятия? Тот, кто мыслит о свете, неминуемо приходит к единому свету. В какой бы обстановке мы ни увидели свет, наше сердце все-таки будет знать, что в свете мы найдем жизнедателя. Бог повелевает вам то, что для вас благотворно и заповедует вам то, что вас приблизит к Нему, Владыке всех Учений"[63].
62. Рерих Н. К. Пути Благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924.- С. 69.
63. Рерих Н. К. Держава Света – Священный Дозор.- Рига.:Виеда, 1992. - С. 145.
|
|
Зороастр (1931 г.)
На картине изображен Великий Учитель человечества, живший в древнем Иране, Зороастр. Он был основоположником древней религии, создал Учение зороастризма, священной книгой которого была Авеста. Это Учение можно выразить в трех Заповедях: добрая мысль, доброе слово и доброе дело. Зороастр высоко чтил Женское Начало и в его Заветах можно найти замечательные намёки на величие Космической Любви. Огонь он почитал как основу жизни.
На картине Учитель изображен на вершине высокой горы, он держит в руках Чашу с пламенем. Существует легенда, что в поисках Истины Зороастр удалился на уединенную гору, и там на него с небес обрушилось великое пламя, но Учитель вышел из него непобедимым. На горе Он получил Божественное Озарение. Чаша, которую Он держит в руках, - это Чаша подвига и самоотверженности. Руки Зороастра протянуты к Чаше, где пылает Сокровище Камня вечным незримым Огнем. Художник писал: "В культах Зороастра изображается Чаша с пламенем. Та же пламенеющая Чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шеклях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках видим то же самое мощно стилизованное изображение. Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей Чаши. На тибетских изображениях ботхисатвы держат Чашу, процветшую языками огня. Помним Чашу жизни друидов. Горела Чаша Грааля. Не воображением, но именно делами сплетаются великие Учения всех веков. Язык чистого огня". (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)
А устремленье всё сильней. Алтарь души, души престол...
Огонь над Чашей пламенеет. Цветок Огня во тьме расцвёл.
Пылает Зороастра пламя, струится вековой отсвет.
Огонь творящий вечно с нами, когда увидят очи Свет.
Грааля Чаша негасима, цель и чиста и высока.
Гори в сердцах, Огонь незримый, искрись на острие клинка!
О.Ауновская
Как оберечь, как пронести Сокровище Чаши? Как Камень чудесный и пламя его не только нести, охраняя, но и усилить огни и приумножить его - об этом пусть будет забота.
Зороастр - имя родовое. Время жизни последнего Зороастра - 7000 лет до н.э. Его называли Великим. Он был основоположником Храма Огня в религии персов.
|
|
А вот и «Зороастр»: на высокой скале, перед гаснущим закатом выливает он из Чаши на землю жизнедеятельный пламень. |
|
|