Картины С.Н.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=3539&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<..> Образ «тибетца» — явно мифологический, его мощная фигура, будто статуя, украшена множеством декоративных элементов. Детальная проработка костюма отличается особым качеством. Синева кожи выразительно сочетается с пурпуром одежд; развевающаяся шаль охватывает фигуру; чёрные как смоль волосы вихрем движения подняты вверх. В одной руке за спиной он скрывает меч, в другой держит плеть. В этих атрибутах символично выражена скрытая сила и власть. «Тибетец» делает шаг вперёд, явление его фигуры усилено сплошным белым фоном: он будто выступает за пределы картины. Среди божеств тибетского пантеона мы не находим ни одного похожего, это образ собирательный, ближе к иконографии древнекитайских героев-воинов. Довольно сложно понять роль данного образа в конкретности «тибетского балета». <..> |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Настоящая работа была выполнена в 1923 году во Франции, где Святослав Рерих проводил лето, работая над эскизами костюмов для американской танцовщицы Рут Пейдж. Его опыт работы с театральным дизайном и сценическими костюмами вдохновил художника на создание целой серии работ, изображающих экзотические национальные костюмы из далеких стран: Индии, Турции, Греции, Тибета и других. Рерих изучал рисунки костюмов того периода в музеях и библиотеках Франции, и после работы в Музее Гиме в Париже художник создал "персидский костюм", а его исследования в Музее Родена привели к созданию "Восточного головного убора". |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
https://www.bonhams.com/auctions/18844/lot/55/ Lot 55* Sold for £ 13,200 (RUB 1,158,208) inc. premium THE RUSSIAN SALE 8 Jun 2011, 10:00 BST LONDON, NEW BOND STREET LOT DETAILS Svetoslav Nikolaevich Roerich (Russian, 1904-1993) Tibetan costume, 1923 signed with monogram and dated '23' (lower right) pencil, gouache and watercolour on card 59.5 x 41cm (23 7/16 x 16 1/8in). FOOTNOTES PROVENANCE: Roerich Museum, 1928-1935 Collection of Louis and Nettie Horch, New York Acquired from above by the family of the present owner, c. 1970s Thence by descent
The present work was executed in 1923 in France where Svetoslav Roerich was spending the summer working on costume designs for the American dancer Ruth Page. His experience with theatre design and stage costumes inspired the artist to create an entire series of works depicting exotic national costumes from far-away lands: Indian, Turkish, Greek and Tibetan among others. Roerich studied the period costume drawings in the museums and libraries of France and after working at the Musée Guimet in Paris, the artist created 'Persian costume', and his research at the Musée Rodin resulted in the creation of 'Eastern Headpiece'. In the middle of June 1923, Roerich moved to Vichy in the French Alps, where he spent the summer concentrating on a series of 30 large-scale sketches of the stage costumes. It was there that the artist drew the present work. In one of his letters addressed to Ruth Page, Roerich noted that this costume design was done in 'old Tibetan style' and enriched with 'imaginative details'.
It is clear that the artist was strongly influenced by the bronze sculptures of India and Tibet which he saw at the French museums. The costume of the Tibetan dancer includes complex elements and details typically present in the traditional sculptural modelling of the Buddhist deities. Roerich's later works painted in India and inspired by contemporary local costumes, in comparison, were much more simple and restrained in their décor than the present work. This early series depicting costumes traditionally used in the ceremonial dances and rituals of the Central Asian, Indian and Tibetan people is of special significance in Roerich's artistic evolution, and the present work is one it its magnificent examples.
Данная работа «Тибетский костюм» относится к лету 1923, периоду пребывания Святослава Рериха во Франции, где она и была написана. Художник, незадолго до поездки в Индию вместе со своими родителями, путешествовал по Европе. В это время он был увлечен театральной живописью, создавая ряд балетных костюмов для американской танцовщицы Руфь Пейдж (Ruth Page). Интерес к театру подвиг его к дизайну костюмов народов мира, в основном, европейских и восточных. Им создана целая серия работ – индийский, турецкий, коптский, греческий костюмы и др. Материал для рисования костюмов Святослав Рерих черпал в парижских музеях. Так, после посещения музея Гимэ был написан «Персидский костюм», а после музея Родена – «Восточный головной убор». В средине июня 1923 художник отдыхал на горном курорте во французских Альпах, в Виши, где он работал с большой интенсивностью. Там было задумано 30 больших эскизов танцевальных костюмов. Именно в Виши появляется «Тибетский костюм». Святослав Рерих писал в своем письме Руфь Пейдж, что эта работа выполнена в «старом тибетском стиле» и усовершенствована «фантастическими элементами». Совершенно очевидно, на стилевое решение «Тибетского костюма» оказала влияние пластика бронзовой скульптуры, которую художник изучал в музейных условиях. Одежда тибетца насыщена сложными конструктивными деталями, какие можно видеть в убранстве буддийских божеств. Впоследствии работы, написанные в Индии на местном материале, оказались более простыми в исполнении. Значительная часть картин Святослава Рериха, начатая им во Франции и завершенная в Индии, составила серию восточных костюмов, сконструированных по образцам одежды, которая используются в церемониальных танцах народов Центральной Азии. Работа «Тибетский костюм» с большой вероятностью относится к указанной серии.
Dr. Vladimir Rosov, State Museum of Oriental Art, Moscow |