<..>
Тема распятия и воскресения особенно волнует Святослава Рериха. На одном из карандашных рисунков Мария лежит у ног распятого Христа на Голгофе. Она едина со своим Учителем не только в жизни, но и в смерти. Кажется, жизнь покинула её. Бездыханное тело сливается с землёй, но голова чуть приподнята, чтобы видеть Спасителя. Его руки выглядят как белые ангельские крылья. Одно мгновение, один взмах, и Он взлетит вверх. Интересная деталь: художник использовал для эскиза «Распятие» синюю бумагу, возможно, желая подчеркнуть небесный цвет, созвучный грядущему вознесению Господа на Небеса.
<..>
Художник находился в постоянном поиске. У него возникла даже идея триптиха. Это каким-то образом перекликается с более ранней работой «Распятое человечество». Но здесь выдержан стиль лучших мастеров итальянского средневековья. Намечен только эскиз будущей картины. Центральное место занимает Голгофа. Три креста находятся не рядом, в одну линию, а разбросаны на горе, создавая глубокую перспективу. На правой и левой частях, как на створках видового окна изображены две грациозные фигуры – Мать Иисуса Мария и Мария Магдалина. Их имена подписаны на эскизе буквами «М.» и «М.М.». Очевидно, что Богородица именно справа. Она ассоциируется с иконописным образом. К великому сожалению, Святослав Рерих не осуществил свой замысел до конца и не создал полноценной картины.
Позже, в 1960-м, написана другая картина, с трёхфигурной композицией. По утверждению автора, новая «Пиета» – это «вариант картины 40-х годов» (20.06.1962). В неё добавлена ещё одна женская фигура по левую сторону от Христа, страдающая Мария Магдалина. Были написаны две идентичные работы. Они находятся в разных местах – в Индии, в Венкатаппа галерее (Бангалор), и в Государственном музее искусства народов Востока (Москва). Создание произведения, в чём-то нового и самостоятельного, совпадает с трагическим моментом в судьбе Святослава Рериха. В расцвете творческих сил, на 58-м году жизни в Москве умер единственный
брат художника Юрий Рерих, востоковед с мировым именем. Существует мнение, что переработанная версия «Пиеты» посвящена его памяти. Оно бытовало в кругу друзей, часто собиравшихся на квартире учёного после его ухода. Сам же Святослав Рерих видел в сюжете картины обобщённый образ не только героя, но и близких людей, идущих с ним по жизни, тем самым выражая боль собственной утраты. Трагический сюжет казни Иисуса автор переносит в обычную жизнь, называет «общечеловеческой темой». В жизни герой всегда
жертвует собой за избранный идеал, но он не одинок, рядом с ним – мать и любящая женщина, они зовут на подвиг.
Разъясняя смысл произведения, художник говорил на открытии выставки в Эрмитаже: «Никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдание самого героя. Это то, что повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, не только один какой-то человек, один герой совершал подвиг, но были и другие, которые его поддерживали и остро переживали этот героический поступок. Розовый луч, который пронизывает тьму, – это луч надежды» (Ленинград, 1975. Стенограмма).
<..>
|