<..>
В 1940-е годы было задумано ещё одно произведение, фундаментальное и по размеру полотна, и по масштабу замысла. Художник начал с большого числа эскизов, прорабатывая композицию. Он назвал картину «Пиета», что означает в переводе с итальянского языка «Сострадание» (досл.«жалость», «милосердие»). Это – трагический момент скорби Богоматери при снятии Иисуса с креста. Иконография «пиеты» распространилась в эпоху Ренессанса. Классический сюжет иллюстрирует сцену оплакивания мёртвого Христа, лежащего на коленях у Девы Марии.
Святослав Рерих следует канону, изображая Мать и Сына. Однако голова Христа находится, на первый взгляд, как бы в неестественном положении, она запрокинута. Лицо смотрит вверх, создавая линию параллельно земле. Такой ракурс лица, устремлённого в небеса, символизирует предстоящее воскресение из мертвых. Характерной особенностью картины является двухфигурная поясная композиция в центре. На многочисленных эскизах встречаются и другие композиционные решения. Например четыре фигуры, две женские и, помимо Иисуса, ещё мужская на ближнем плане, видимо, Иоанна Богослова.
Обращение к образу скорбящей матери не может быть случайностью в разгар мировой кровопролитной войны. Миллионы русских матерей оплакивали своих сыновей, не вернувшихся с полей сражения. Это вполне обоснованная мотивация для написания подобного произведения.
Деятельность Рерихов в тот период носит не только художественный, но и общечеловеческий характер. Отец и сын устривают в Индии благотворительные выставки и весь сбор от продажи картин направляют через Красный Крест в пользу советской армии.
Доподлинно неизвестно, когда создана картина, но вероятно, в 1943 году. (На одном из эскизов «Пиеты» – сбоку сцена борьбы
Иакова и Ангела.) Имеется только воспроизведение фотографии картины в газете. «Пиета» экспонировалась на выставке Рерихов, состоявшейся в Бароде, княжестве вблизи Бомбея. Святослав Рерих считал еёСвятослав Рерих. Эскизы к картине «Пиета». 1940-е. МНР
лучшей из представленных там работ, о чём сообщал родителям в письме от 28 января 1946. Первая «Пиета» не сохранилась в собрании художника или в известных музеях, её местонахождение пока не установлено. Зато сохранилось полтора десятка разнообразных эскизов. Каждый из них по-своему оригинален. Святослав Рерих, чтобы приблизиться к окончательному решению, использует холст и масло для миниатюрных набросков. Таким способом через фактуру легче достичь выразительности образа. На одном эскизе Божья Матерь и Христос написаны крупными мазками кисти. Они объединены перетекающими линиями, образуя внутреннее движение. Жизнь и смерть соединяются. Фигуры окружены чистым небесным пространством. Смерти нет, есть вечная жизнь. На другом эскизе – тень от Богородицы распростёрлась на облачном небе в виде большого креста. Она распята собственной скорбью.
<..> |