Картины С.Н.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=3570&size=3
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Аскет, носящий имя «Путь Молнии», путешествовал по Индии и Тибету и на несколько дней останавливался в имении Рерихов в Кулу. Этот отшельник производил неизгладимое впечатление своей мудростью и знаниями, почитался местными людьми как воплощение великого учителя Миларепы, с именем которого в традиции тибетского буддизма связывается образ идеальных отношений «Учитель — ученик». В одном из писем Святослава Рериха к Кэтрин Кэмпбелл мы находим первое упоминание о появлении Карма-Дордже в Кулу: «Я собираюсь послать тебе фотографии прекрасного молодого ламы, который, несомненно, относится к старинному типу аскетов. Сейчас он живёт вместе с нашим ламой, и у него было несколько замечательных видений. Такая радость видеть настоящего нищенствующего монаха. Они всё ещё существуют, но очень редки»(1). О нём неоднократно упоминала в своих письмах и Елена Ивановна Рерих: «В 1933 году нас посетил тибетский лама Карма-Дордже, в беседе с ним на духовные темы он рассказал нам между прочим о своём посещении знаменитого отшельника Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог Восточного Тибета. (...) Сидя у себя в пещере, он мог вызывать неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причём огонь сначала стелился по земле и затем сосредоточивался на сухом дереве, стоявшем в глубине пещеры. Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками и не получил никаких ожогов, но ощущал лишь приятную теплоту. (...) Конечно, посетивший нас лама является исключением среди так называемых садху. После краткого пребывания у нас лама однажды утром пришёл попрощаться, говоря, что должен спешить, ибо Учитель его, живущий в горах Тибета около священной горы Кайласа, зовёт его, он слышал его зов. Через полгода он снова вернулся в наши края и сообщил, что Учитель его умер, но он не успел дойти вовремя. Теперь он удалился в полное затворничество на десять лет, по истечении этого срока он выйдет учить. (...) Много замечательных видений было у него во время его пребывания у нас. Сын мой написал его портрет, прилагаю Вам фотографию с этой картины. Кто знаком с типом тибетских лам, должен будет признать, что лицо его необычно»(2). Как ни удивительно, но явление святого странника было предано широкой огласке, когда в ноябре 1934 года фотография с его портретом была опубликована на обложке харбинского журнала «Рубеж» с подписью «Тибетский лама в гостях у академика Н.К. Рериха»(3). Особое место в творчестве Святослава Николаевича Рериха занимают портреты «Карма-Дордже» (1934, 1974 гг.). В конце 1933 года художником создан первый вариант картины с изображением гималайского отшельника в пурпурном одеянии. Он запечатлён непоколебимо стоящим на фоне горного пейзажа, посреди безбрежного пространства озера, подёрнутого предрассветной утренней дымкой. Вдохновенное лицо странствующего йога с проникновенным добрым взором обращено к солнцу, он несёт в мир весть от снежных вершин, возвышающихся за его спиной. Длинные волосы, связанные в пучок, — характерная черта изображений буддийских йогинов. Левая рука сокрыта под накидкой, в правой он будто держит невидимый скипетр-дордже, пальцы сомкнуты в жесте мудры «vajrahumkara». Предельная ясность образа достигнута иконоподобной фронтальной композицией портрета. «Такие люди, как он, сейчас редкость. В Тибете их не более двух или трёх. ...Этот человек действительно живёт согласно своему учению»(4), — писал о нём художник. В течение нескольких лет Святослав Рерих создал ещё две картины: «Карма-Дордже» (1934 г., ЛНХМ5) и «Подвиг» («Достижение») (1938 г., МРН6). В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке сохранился один из эскизов к картине 1934 года из рижского собрания (см. на обложке), который существенно отличается от законченного произведения цветовой гаммой и некоторыми деталями композиции. И спустя сорок лет, в силу неизвестных нам причин, художник вернулся к его образу вновь, повторив свой шедевр 1934 года в новой технике, но при точном соблюдении пропорций (1974 г., ГМВ7). 1 ...Действовать во имя добра — наш священный долг: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. М., 2013. С. 166 – 167 (21.12.1933). 2 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 65 – 66 (22.02.1936). 3 Рубеж. № 48 (355). Харбин. 10 ноября 1934 г. 4 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М., 2004. С. 198 (20.08.1936). 5 ЛНХМ — Латвийский национальный художественный музей, г. Рига. 6 МРН — Музей Н. Рериха, г. Нью-Йорк. 7 ГМВ — Государственный музей Востока, г. Москва. |
||||||||
|
||||||||
<..> ...Это Чаша Майтрейи, которая была принесена сюда, или, скорее, материализована. Поскольку она имеет огромную историческую важность и о ней имеется столько исторических свидетельств, я процитирую одно место из книги. Этот короткий отрывок прояснит больше, чем мои объяснения: (Книга Сюань"Цзаня): «Сюань"Цзань (известный китайский путешественник и историк) писал о Чаше, прибывшей из Пурушапура и хранившейся в Персии, но Лаф вместо Персии имел в виду Бенарес. Также и согласно другим авторам (3), Чаша путешествовала с места на место, передвигаясь таинственным образом по воздуху, творя чудеса на благо людей, до тех пор пока не скрылась из виду во дворце Царя Драконов Сагары(4). Там она останется до прихода Будды Майтрейи, когда она вновь появится, чтобы быть свидетельницей(5). Согласно некоторым текстам, Чаша была однажды разбита нечестивым царём Михиракулой, но осколки её снова соединились. Поскольку никто, ниже чем Будда, не может пользоваться ею, только Будда может взять её с её места отдыха. Побуждаемая скрытыми импульсами человеческой кармы, она перемещается с одного избранного места на другое, подобно тому как буддизм распространялся или убывал. Пусть этот короткий фрагмент поможет тебе. Я подготовил также полное описание и собрал все данные. Могу добавить для тебя, что Чаша очень древняя — около 10000 — 12000 лет. Её появление свидетельствует, что наступил век Майтрейи. <..> 3. Далее перевод цитаты даётся по: Рерих С.Н. Письма. М.: МЦР, 2004. Т. 1. С. 188 (прим. пер.). 4. Шамбалы (прим. С.Н.Рериха). 5. Я подчеркнул выражения, которые верны в каждой букве, хотя и прошло 1300 лет (прим. С.Н.Рериха). В публикации авторские подчёркивания заменены курсивом. 6. Кэмпбелл Спенсер (ок. 1923"1944), сын Кэтрин Кэмпбелл; доброволец армии США, погиб во время Второй мировой войны во Франции. |