|
|
|
• Такая же духовная напряжённость присуща и картинам “Веления неба” и “Знамение”... На высоком холме, в огромном пустынном пространстве, стоит наедине с небом человек. Он вопрошает небо о чём-то, и небо отвечает ему знамением. Возможно, он символизирует собою человечество — не случайно эта одинокая фигура трактована монументально: обобщена, с выразительным силуэтом, выделяется светлым пятном на фоне небес и воспринимается с низшей точки зрения. Древние люди, по мысли художника, жили в единстве с Космосом. Это гармоническое начало утрачено в современном мире, но оно, по убеждению художника, необходимо человечеству. Неразрывную связь жизни человека и космических сил Рерих показал в целом ряде картин [40, с. 40].
• В “Знамении”, 1915, древний в священном трепете взирает в бескрайнюю высоту радужного весеннего неба [26, с. 37].
• Картина же 1915 года “Знамение” зовёт к чему-то грядущему, уже суждённому. На Востоке — в Монголии, Китае, Японии, Индии и Тибете — появились у Рериха новые друзья. В печати появились новые оценки... [26, с.136, 137]
26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
|
|
«Знамение» — на горе, среди переливов радужных красок пестрых цветов и вереска, стоит юноша, и будто в великом изумлении смотрит вверх, где проплывают над ним дивные, причудливые облака. Все вокруг сверкает в просветленной гамме. |
|
21.IV.44
...Иногда спрашивают о судьбе некоторых картин моих. Меньше всего я сам о них знаю. Где “Рассказ о Боге”...где “Знамение” (оно было в Кишиневском музее), где... да много таких странников. |
|
В картинах «Веления неба» (1915) и «Знамение» (1915) Рерих изображает древних людей в странных и непонятных для современного человека состояниях. Они как бы внимают пространству, узнавая что-то очень важное для себя. Возможно, так в древности и происходил процесс общения с космическим Логосом. В современной науке также вызревают идеи о том, что новое знание, как правило, возникает интуитивно как продукт особого состояния психики человека – инсайта, или озарения. При этом, как считается, происходит контакт с высшими планами реальности.
В модели вероятностно-ориентированной личности оригинальный современный философ В.В. Налимов в своём учении о семантической вселенной выделял двухслойный уровень космического сознания. Вход в область порождения творческих импульсов осуществляется через защитный слой коллективного бессознательного, где архетипы выступают в роли ключей . По-видимому, внимающие небесам фигуры адорантов на картине Рериха можно интерпретировать как символическое изображение такого коллективного бессознательного. Открытость вселенской потенциальности, способность попадать в резонанс с ней Налимов определил как спонтанность, заимствовав этот термин из миропонимания Древнего Китая. «По своей природе спонтанность – это вселенское, космическое, нигде не локализованное начало. Хочется думать, человек к нему просто подключается. Индивидуальность личности проявляется здесь, может быть, только в том, что она, подключившись к космическим вибрациям вселенской семантики, может услышать то, что не слышат другие» 128.
Вероятно, процесс такого «слышания» и реконструирует Рерих в своих картинах. В этот момент его герои прикасались, говоря словами Рериха, «к вселенскому телу всеобщения... Все учения знают это вселенское тело под разными именами» 129.
128.Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. С. 232–233.
129.Рерих Н.К. Твердыня пламенная. С. 187.
|
|
...Другая волнующая художника тема — это вечно прекрасная, вечно светлая тайна неба.
...Мастер все вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, все крепче хочет связать ее с тайной земли, все убежденнее ищет родственных нитей между миром «этим» и «тем»...
...В «Знамении» (1915) древний в священном трепете взирает в бескрайнюю высоту радужного весеннего неба 27.
27.Еще в 1912 г. написана картина «Слушай веления неба»: белая ночь, в облаках виден Великий Лик, на холме малый человек. Тут же следует вспомнить картину 1901 г. «Рассказ о Боге»: сидящий на камне старец указывает мальчику на величавую картину расстилающейся кругом природы. |
|
...Теперь, когда экспедиция закончилась, можно сопоставить художественные результаты этого двенадцатилетия с предыдущим периодом. Многие картины этого периода как бы предсказывают все последующее.
...Картина же 1915 года «Знамение» зовет к чему-то грядущему, уже сужденному. |
|
...Возвращению к первожизни посвятил Рерих целый цикл картин о каменном веке и язычестве древних славян. Казалось бы, давно ушедшая эпоха, но, сколько значительного для нашего времени нашел там художник! Его герои приобщаются к тайнам космической жизни, внимая подымающимся облакам в картине "Веления неба" (1915) или небесным сферам в картине "Знамения" (1915). Не дикарь, не полузверь, а человек тонкой душевной организации, которому были присущи удивительные способности, ныне почти утратившиеся, - таков древний герой Рериха. Похожий образ нашего предка представляется внутреннему взору Флоренского: "Человек везде и всегда был человеком, и только наша надменность придает ему в прошлом или в далеком прошлом обезьяноподобие. Не вижу изменений человека по существу, есть лишь изменение внешних форм жизни. Даже наоборот. Человек прошлого, далекого прошлого был человечнее и тоньше, чем более поздний, а главное - не в пример благороднее" [11].
11. Цит. по материалам круглого стола: "П. А. Флоренский глазами наших современников". - П. А. Флоренский. Вопросы истории естествознания и техники.1990-№ 2.- С. 134-135. |