|
|
|
Музеи
Из новых поступлений в музей [императора Александра III] надо отметить ценное пожертвование кн. М. К. Тенишевой. Княгиня присылает музею 60 акварелей и пастелей замечательных современных русских художников: В. М. Васнецова (2 акварели костюмов), Н. К. Рериха («Дочь змея», «Борцы», «Северный фриз», эскиз стенописи, «Идолы», «Александр Невский поражает Биргера»), ...
Аполлон. 1910. Январь. № 4. С. 58–59. Помещены репродукции картин Н. К. Рериха «Небесный бой» и фронтиспис к «Итальянским стихам» А. Блока. |
|
По рисункам Николая Константиновича в талашкинских мастерских были изготовлены диван, стол, кресло, книжный шкаф. Они предназначались для комнаты, стены которой должны были украсить три декоративных фриза на тему "Север. Охота". Замысел Рериха отличался единством стиля, большим художественным вкусом и знанием искусства народов Севера, откуда черпались исходные данные для рисунков. Предметы, созданные по его эскизам, были уникальны. |
|
Рерих разработал в Талашкине интерьер комнаты, убранство которой было выдержано в духе искусства народов Севера. Для этого интерьера художник выполнил три панно - "Охота", "Пляски" и "Олени" (все 1904 г.), согласованные по общему решению с характером узоров на тканях и мебели. В декоративных панно господствует определенный ритм линий и силуэтов. Фигуры очерчены четким контуром. Этот контур утверждает своеобразие рисунка, создающего впечатление рельефности формы. Во всех панно преобладает белый цвет как напоминание о снегах севера. На его фоне коричневые и серые фигуры воспринимаются красивыми декоративными пятнами. Образы несколько статичны. Панно отличает плоскостно-декоративное решение. Создание интерьера в Талашкине представляется удачным осуществлением идеи синтеза. На мебели, выполненной по рисункам Рериха, отчетливо выражен его художественный вкус. Это проявляется в несколько утяжеленных, массивных формах, а также в орнаменте. Диван, стол, шкаф и кресло украшены резными узорами, в которых угадываются изображения птиц, зверей и фантастических животных. В оформлении интерьера применялись декоративные ткани с типичными рериховскими мотивами: камнями, волнистыми холмами и всадниками с копьями и щитами в руках. |
|
В 1904 году Николай Константинович создает проекты фриза для майолики "Каменный век.Север. Охота на моржей. Пляски. Олени". В отличии от росписей А. Васнецова в Историческом музее Рерих стремился в своих рисунках претворить художественную пластику произведений искусства палеолита. К тому же он явно следовал стилистике и сюжетам чукотско-эскимосского искусства гравировки по кости. В эскизе "Олени" Рерих во многом ориентируется и на образцы петроглифов, которые широко распространены в Сибири. Также как и на каменных писаницах, и в изделиях мастеров из Уэлена, в композиции Н.К. Рериха доминирует плоскостная графика линий. Богатство ритмики контуров, силуэтов, изысканная гармония масс, условность пространственных планов - все соответствует духу прошлого и общей декоративности направлений майолики.
Обращение Рериха к традиционной изобразительности арктических племен не было случайным. Здесь, на севере Азии, он находил "наследие высокохудожественных сибирских древностей" и прибегал к этому источнику как наиболее достоверному для реконструкции образа жизни и художественной культуры людей каменного века. Подобный подход считается оправданным и с современной научной точки зрения.
|