1.II. Сегодня идём в монастырь. Нас будут сопровождать чины из управления духовного губернатора. Монастырь Нагчу, о котором нам говорили как об очень большом, имеющем 8000 монахов, - на самом деле имеет не более 80
насельников. Больших построек только две. Один храм коричневый с золотом, другой - золотистый, с красными карнизами. Лабиринт дворов, в которых находятся кельи монахов без окон, с дверями, завешанными сукном. Всюду грязь. К храму ведут покосившиеся ворота на мощёный двор, на котором стоят мачты с молитвенными флагами.
Сначала нас провели в главный храм. Это большое высокое помещение без окон. В темноте горят ряды лампад. Потолок поддерживается несколькими рядами балок-колонн, обёрнутых шёлком. Полутьма, глубокая тишина и свет лампад, озаряющих гигантские божественные изображения, производят впечатление. Золочёная статуя Будды больше человеческого роста раза в три - с прекрасным выражением лица с миндалевидными глазами. Вправо и влево от неё несколько меньшего размера статуи святых. Перед каждой - горящая лампада. Среди изображении- одна статуя с закрытым тканью лицом. Это первый настоятель монастыря. По канону его черты должны всегда оставаться закрытыми. И в этом есть что-то красивое.
Чиновник губернатора идёт перед Н.К.Р. и набрасывает по хадаку на каждую статую. Стены храма изукрашены живописью, изображающей божественные сущности, и орнаментировкой в красном, чёрном и золоте. Мы выходим из храма. На веранде поставлены тахты, на которые нам предлагают сесть. Появляются служки с кувшинами и разливают приготовленный с мас-
лом и солью чаи-. Веранда тоже вся в живописи, изображающей тар, духов стихий, покровителя Нагчу с тремя глазами и духов - властителей стран света, причём гении юга и востока изображены с музыкальными инструментами в руках. Выпиваем несколько чашек горячего чая, что так приятно после холода нетопленого храма.
Потом идём в другой храм. Его двор завален тюками шерсти и запружен вьючными животными. Поднимаемся по ступеням на паперть и проходим за завесу, заменяющую дверь. Это храм, посвящённый Владыке Майтрейи, царю мира, Бодхисаттве, которому скоро надлежит появиться на земле. Тому, кого с благоговением ждёт вся Азия. Храм невелик, очень прост - но производит очень большое впечатление. Здесь преобладает художественная резьба по дереву. Горят лампады, и в их неверном свете глаза понемногу привыкают к темноте. В центре, на троне, большое изображение Господа Майтрейи. Это статуя большой красоты. С обеих сторон ряды Будд, уже приходивших на землю, и бодхисаттв, долженствующих прийти после Майтрейи при 6-ой и 7-ой расах. Буддизм не исчисляет годы планеты в шесть тысяч лет и не ждёт её скорого конца, при нормальных, конечно, условиях её дальнейшего существования. Оба храма производят хорошее впечатление своим относительным порядком и чистотой, так не свойственным тибетцам. Монахов немного. Все в тёмно-вишнёвого цвета плащах с бритыми головами. Некоторые с бородами. Многие лица упитаны и заплыли жиром. Н.К.Р. передал монастырю дар - 100 долларов на лампадное масло. Узнав об этом, духовный губернатор, в подчинении которого находится монастырь, пришёл в совершенную ярость, что
деньги прошли не через его руки. Зачем монахам деньги, им было бы достаточно масла, которое он бы послал им.