Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=43&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
1906 год должен снова почесться переходным в творчестве художника, ибо он кладет некую границу, приводит к новому и ознаменован важными событиями. В эти дни Рерих создает два капитальных произведения, которые как бы подводят итог прошлому и открывают дверь в будущее — «Бой» и «Поморяне. Утро». Пылает зловещая, червонно-кровавая глория заката, заглушённого сине-лиловыми смятенными облаками, вздымаются тяжело вспененные волны северного моря, в тяжком бою мечутся серые ладьи с красными парусами. Высокий и суровый пафос битвы, пафос пантеистического ужаса звучит в этом полотне, непреклонно свидетельствующем своим духом, сколь близко перед художником предстали тайные и злые ковы мира, а своим твердым и «острозвучащим» письмом, какого вдохновенного мастера имеет в нем русская живопись. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Литература и искусство Советом городской художественной галереи имени братьев Третьяковых в Москве представлены в городскую управу сведения о новых приобретениях галереи. Приобретены картины: Рериха «Бой»,... Число посетителей галереи за 1909 г. было 168 867 человек. Киевлянин. 1910. 6 июня. № 155. Воскресенье. С. 4. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Сергей Маковский
Н. К. Рерих
...и другой большой холст, последний холст в бессветных, металлических тонах, струящих вещие озарения, — «Бой» (окончен в 1905 г.). Вся жуткая поэзия северного моря вылилась здесь в симфонии синих, лиловых, жёлтых и красных пятен. Какой праздник сумрачного цвета и сумрачной мысли! Клубятся дымные грозовые тучи. Волны кишат яркопарусными ладьями. И в небе, и в водах — яростный бой, движение зыбкого хаоса, мятеж тёмных стихий. Эта замечательная картина могла бы быть итогом, если бы Рерих умел останавливаться и отдыхать. Но пока «Бой» является лишь итогом его живописи маслом. ...
Золотое руно. 1907. Апрель. № 4. С. 3–7. На с. 3 помещена виньетка Н. К. Рериха.
Ив. Лазаревский Заметки
...апрельский номер «Золотого руна» составлен очень интересно. Он целиком посвящён молодому талантливому художнику, так выдвинувшемуся за последние годы, работающему в совершенно самостоятельном новом направлении, Н. К. Рериху. В одной из ближайших заметок мы ещё вернёмся к полному интереса и значительности творчеству этого художника. Теперь же отметим, что воспроизведения с работ Н. К. Рериха в «Золотом руне» сделаны достаточно отчётливо, и выбор его работ и интересен, и характерен. Отлично передана в красках в высшей степени любопытная картина Рериха «Бой», в которой так своеобразен колорит, так типичен рисунок, так оригинальна и жизненна композиция. Слово. 1907. 29 июня / 12 июля. № 186. Пятница. С. 4. ...
[Реклама] «Золотое руно». Журнал художественный, литературный и критический (2-й год издания) Продолжается подписка на 1907 г. Вышел № 4. СОДЕРЖАНИЕ: Художественный отдел. I. «Н. К. Рерих». Стат. С. Маковского. II. «Индивидуализм Рериха». Стат. А. Ростиславова. III. 25 снимков с произведений Н. К. Рериха. ПРИЛОЖЕНИЕ: 1) А. Головин, портрет Н. К. Рериха; 2) Н. К. Рерих «Бой» (трёхцветные репродукции)… В мире искусств. 1907. № 11–12.
Дубль-вэ Три выставки картин …мы направились в новый «Салон». Любезный устроитель выставки-салона С. К. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия. Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников. Художник Н. К. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. Его большая картина «Бой» побывала на выставках в Западной Европе, где была отмечена как выдающееся художественное произведение. Она представляет множество военных судов викингов. Закованные в панцири воины ожесточённо сражаются между собой. Автор написал картину в архаическом стиле и таким образом прекрасно передал былинный, полусказочный характер сюжета. ... Петербургский листок. 1909. 4/17 января. № 3. Воскресенье. С. 3.
Искусство и художники Третьяковская галерея сделала два крупных приобретения на выставке «Салон». Она купила картину Рериха «Бой» за 5000 и за такую же приблизительно сумму головинского «Шаляпина в роли Олоферна». … Биржевые ведомости. 1909. 9/22 января. Вечерний выпуск. № 10899. Пятница. С. 5. Так же: Новое время. 1909. 11/24 января. № 11794. Воскресенье. С. 5; Слово. 1909. 11/24 января. № 675. Воскресенье. С. 5.
Изо дня в день Крупные приобретения на петербургских новых выставках сделаны московской Третьяковской галереей, которой куплено за 5 тыс. руб. на выставке-салоне (в Кадетском корпусе) картина худ. Н. К. Рериха «Бой» и «Портрет» худ. Головина за 4500 руб. Подобные крупные продажи в настоящее время являются большой редкостью. Петербургская газета. 1909. 11 января. № 10. Воскресенье. С. 4.
«Салон». III
Произведения Рериха — центр интереса теперешнего Салона. ...
Большое художественное значение имеет картина «Бой»; в ней, по верному определению С. Маковского, вылилась «вся жуткая поэзия северного моря в симфонии синих, лиловых, жёлтых и красных пятен». Именно жуткое впечатление производит это полотно, на котором с такой силой художник передал кишащий ладьями с красными косыми парусами залив волнующегося моря и это тяжёлое мрачное небо с мятущимися тучами. ...
Слово. 1909. 15/28 января. № 679. Четверг. С. 6.
Александр Бенуа Рерих на выставке «Салона»
...В других его вещах можно и «не верить» ему, картина же «Бой» убеждает и покоряет. Она показывает силу горения художника, его темперамент; в ней, несмотря на известную грубость приёмов, прельщает и редкое совершенство исполнения, большая выдержанность техники, её уверенная простота. С пошло-модернистской точки зрения, эта картина менее «передовита», нежели другие произведения Рериха, вообще внимательно следящего за всеми завоеваниями в области красок и техники на Западе. В ней совсем нет ухищрений и трюков. Но именно её бесхитростность заставляет больше верить в её подлинность. Всё в ней: и размещение масс, и тона, и самая манера письма удивительно «найдены». В ней нет слабых мест и провалов, нарушающих цельность впечатления. Эта картина-поэма, посвящённая Балтике. Зловещая медно-жёлтая и кроваво-багряная заря догорает. В насыщенном влагой воздухе ползут куда-то тяжёлые глыбы облаков, и такие же неуклюжие злые глыбы шхер торчат силуэтом из синевы моря. Именно ощущение полярности, того, что вот за этой чертой вод начинается какой-то леденящий ужас, холодный пожар Валгаллы, придаёт картине острую правду и пленительную загадочность. Но характернее всего то, как Рерих передаёт самый эпизод, выбранный им сюжетом для своей картины. Он трактует его чисто «аксессуарно». Самый бой превратился у него в какой-то узор. На первом плане столпились среди бурления волн суда варягов с красными парусами и расписанными боками. И кажется, точно дерутся не люди или, вернее, не те тени людей, не плоские деревянные куклы, которые порассажены на этих барках, но самые эти корабли — чудовищные деревянные рыбы. Неинтересно, кто одолеет, одолеет ли кто, погибнет ли часть этих игрушечных воинов. Волнение охватывает зрителя независимо от сочувствия к людским переживаниям; оно вызывается чем-то другим, чем-то маняще-роковым, что выражено в самой обстановке, безотносительно к страданиям и восторгам действующих лиц. ... Речь. 1909. 28 января / 10 февраля. № 27. Среда. С. 2.
Ив. Лазаревский Письма об искусстве ...В Третьяковскую галерею приобретена из Салона большая картина Рериха «Бой». Эта картина производит сильное впечатление. Удивительно выдержанная по колориту, она надолго приковывает к себе внимание. В заливе, окружённом островами, идёт горячий бой на ладьях с красными косыми парусами. И впечатление боя, почти рукопашной схватки с бок о бок столкнувшихся ладей очень сильно. И как дополняют это впечатление и волнующееся море, и мятущиеся тучи на небосклоне; словно сама природа принимает участие в этом бое. ... Киевская мысль. 1909. 1 февраля. № 32. Воскресенье. С. 3.
В. Станюкович
Петербургские выставки
Сезон 1908–1909 года
...Большая картина «Бой» поражает своим червлёным древним закатом, силою мастерства, красотою замысла. Но и здесь нет широты трактования темы. «Древние волны», взятые по древним рисункам, неожиданно разрушают очарование картины, внося в неё совершенно лишнюю условность. ...
Весы. 1909. Март. № 3. С. 109–114.
Выставка «Салон» ...Среди почти 50-ти полотен Н. К. Рериха, украшающих выставку «Салона», ярко выделяется известная обширная композиция «Боя», приобретённого за 5000 рублей московскою Третьяковскою галереей. ... Огонёк. 1909. 28 марта / 10 апреля. № 13. Суббота. С. [17–18]. На с. [10–11] помещена илл. Н. К. Рериха «Сокровище ангелов».
Ив. Лазаревский Из художественной хроники ...Большое художественное значение имеет картина Рериха «Бой». Какое-то жуткое впечатление производит это полотно, так строго выдержанное в оригинальном, холодном, словно металлическом, колорите. В нём с большой силой и экспрессией художник передаёт кровавый, чуть что не рукопашный бой с сошедшихся почти бок о бок ладей с узкими красными косыми парусами. Удалось художнику и это волнующееся море, и тяжёлое мрачное небо с[о] зловещими мятущимися тучами. ... Вестник Европы. 1909. Март. № 3. С. 424–433.
Борис Гуров «Салон» ...Многими работами представлен Н. К. Рерих: тут и грустная «Песнь о викинге», и благоговейное жуткое «Пещное действо», и зловещий, величавый «Бой», и «Древняя жизнь», дышащая спокойной, далёкой сказкой древних веков. ... Лебедь (Москва). 1909. 1 марта. № 5. С. 43–46.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Однако когда в 1909 году на выставке петербургского "Салона" Николай Константинович показал все значительное, что накопилось у него за несколько лет, то, по выражению Бенуа, создалось впечатление, будто корабль накренился на один бок и весь "Салон" служит лишь оправой для Рериха. "Барсовыми скачками" назвал критик успехи художника. Почти единогласно "гвоздем" "Салона" было названо полотно Рериха "Бой", изображавшее бесстрашных скандинавских викингов, вступивших в тяжелый бой. Убедительно переданы исторические детали. Упрощенный рисунок, раздельные фактурные мазки, напоминающие старинную мозаику, усиливают ощущение далекой эпохи. В картине нетрудно заметить несколько изменившийся подход Рериха к исторической теме. В более ранних его работах всегда ощущалось, какой из сторон симпатизирует художник. В "Бое" же нет ни правых, ни виноватых. Главное - не исход боя, а его неистовая стихия, роковая неотвратимость, вовлекающая в водоворот сражения людей, корабли, природу. В этой картине Рерих, несомненно, продолжает намеченные ранее в "Зловещих" поиски иносказательных живописных образов. Создавая первый вариант "Боя", он написал на небе фигуры сражающихся валькирий - дев-воительниц скандинавской мифологии. Они-то и составляли центральную часть композиции. Только нижняя, сравнительно узкая полоса картины отводилась битве на море, которая казалась слабым отражением столкновения великих, неземных сил. Однако найденный символический образ стихии боя не удовлетворил художника. Со словами "пусть присутствуют незримо" он записал валькирий пылающим закатом и багрово-синими тучами. В этом сказалось большое художественное чутье Николая Константиновича. Грозная напряженность неба придала полотну еще большую эмоциональность и усилила его философскую направленность. Картина "Бой" интересна тем, что она подводит к пониманию символизма Рериха. Николай Константинович отвергает так называемые классические, а попросту говоря, изрядно избитые древние мифологические образы. Вместе с тем он относится с недоверием к модернистскому символизму современности. Как историк культуры, Рерих хорошо знает, что подлинный символ не создается по случайной прихоти в одночасье. Из вполне реальных явлений бытия и общественной жизни народ выковывает долговечные, хорошо понятные ему символы. Их механическое перенесение в чужеродную среду, в том числе и в современную живопись, не может быть плодотворным. И Рерих упорно ищет новые художественные образы. Почему они понадобились Николаю Константиновичу именно для исторических полотен? Традиционные задачи русской исторической живописи в основном сводились к воссозданию картин прошлого, к раскрытию источников духовной силы народа и его жизнедеятельности. Первые картины Рериха продолжали и углубляли именно эти сложившиеся задачи жанра. Но отвечали ли они полностью взглядам самого художника? Ратуя за действенное место искусства в современной жизни, мог ли Николай Константинович ограничить свой мир прекрасного координатами туманных далей седой старины? Разумеется, нет. С годами художник все больше и больше отводил образам прошлого подчиненное место. История, фольклор, мифология превращались в источники, из которых черпался материал для метафорического изобразительного языка. Этот язык обладал нужной убедительностью для разговора на нем с современниками. Характерной в этом отношении стала картина "Бой" (1906). По сути своей она родственна строке Блока: "И вечный бой! Покой нам только снится..." |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
• Огромные краснопарусные ладьи яростно сшибаются в кипящих волнах. Кто на кого напал, кто побеждён, многие ли погибли — неизвестно, да и не это хотел выразить художник. Рериху важно сейчас воплотить “поле битвы духовной”, вечный бой, беспощадный и в то же время прекрасный. Кровь окрасила паруса, очертания людей сливаются с гребнями волн, с нависшими облаками, с неодолимым движением вечности [8, с. 45] • В 1909 году на выставке “Салон” в Петербурге Н.К. Рерих показал ряд картин, и в их числе “Бой”, ставший вершиной его творчества 1900-х годов. Всегда взыскательно относившийся к живописи Рериха художник и художественный критик А. Н. Бенуа отмечал “редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, её уверенную простоту”. В картине “Бой”, по словам Бенуа, Рерих творил свободно, распоряжался одними доступными ему средствами. Картина написана темпераментно, в безукоризненно найденной тональности. ... Разорванные бесформенные облака, тёмные тучи раскрыли золотое зарево неба, осветившего сцену морского боя. Среди пенистых волн столкнулись в решительной схватке воины в ладьях с поднятыми парусами. Мрачными свидетелями боя стоят одинокие острова с крепостями. Картина “Бой” завершила период масляной живописи Н.К. Рериха. Художник решительно и бесповоротно перешёл от масла к темпере. По его словам, “первые картины написаны толсто-претолсто. “Сходятся старцы” вышли шершавые и даже острые” [13] • Пылает зловещая, червонно-кровавая глория заката, заглушенного сине-лиловыми смятёнными облаками, вздымаются тяжело вспененные волны северного моря, в тяжком бою мечутся седые ладьи с красными парусами. Высокий и суровый пафос битвы, пафос пантеистического ужаса звучит в этом полотне, непреклонно свидетельствующем своим духом, сколь близко перед художником предстали тайные и злые кови мира, а своим твёрдым и “острозвучащим” письмом, какого вдохновлённого мастера имеет в нём русская живопись [26, с. 23]. …монументальное панно “Бой”, которое как бы завершает собой первый период творчества художника. Суровый пафос битвы, мужества, решительность воинов захватывают зрителей. Чем-то близким, знакомым веет от этого произведения. Невольно вспоминаются образы битв из древнерусских былин, песен, сказаний. Ощущение духа времени создаёт и необычная манера письма, которая прослеживалась уже ранее, но в менее определённой форме. Прирождённый стилист и декоратор, Рерих строит своё полотно на сопоставлении больших цветных плоскостей синего, красного, серого, оранжевого, на резкой контрастности и упрощённости рисунка, нераздельных, фактурных мазках. По своему построению картина напоминает древние монументальные мозаики [27, с. 86]. “...большой холст, последний холст в бесцветных металлических тонах, — “Бой окончен”, 1905. Вся жуткая поэзия северного моря вылилась здесь в симфонии синих, лиловых, жёлтых и красных пятен. Какой праздник сумрачного цвета и сумрачной мысли! Клубятся дымные грозовые тучи. Волны кишат яркопарусными ладьями. И в небе, и в водах — яростный бой, движение зыбкого хаоса, мятеж тёмных стихий. Эта замечательная картина могла бы быть итогом, если бы Рерих умел останавливаться и отдыхать. Но пока “Бой” является лишь итогом его живописи маслом [26, с. 42]. “... среди бурления волн суда варягов с красными парусами и расписными боками. И, кажется, точно дерутся не люди,.. но самые эти корабли, — чудовищные деревянные рыбы”, — писал он (А. Бенуа — составитель) [2, с.100].
2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с. 8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. 13. Н.К.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, М, “Изобразительное искусство”, 1989г. 26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с. 27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Природа входит в эти и во многие другие произведения Рериха не как пейзажный фон, а на равных началах с действующими лицами. Так, в картине 1906 года «Бой» природа играет не меньшую роль, чем столкнувшиеся в яростной битве два флота. Бой в облачном небе между воздушными струями, бой между облаками, бой между пенящимися волнами и суровыми скалами. В картине «Бой», как и в других, Рерих рассматривает человеческие взаимоотношения в неразрывном единстве с природой. Он одухотворяет природу, наделяет скрытыми таинственными силами, доносит до нас пантеистическое ее восприятие, которое было так характерно для людей далекого прошлого. ...«Бой» — не только этапное произведение в формировании творческой индивидуальности Рериха; в значительной мере эта картина типична для батальных работ художника. В произведениях этого жанра у Рериха совсем мало таких, где показано сражение, падают раненые и убитые, полыхают пожарища. Даже в картинах «Александр Невский поражает Ярла Биргера» (1904), «Взятие Казани» (1914), «Сеча при Керженце» (1911), «Александр Невский» (1942) мы видим лишь момент перед самым началом боя или после сражения. Главным для художника в батальных произведениях, подавляющее большинство которых посвящено русскому воинству, — стремление передать самую атмосферу, в которой рождается геройство, воспеть его возвышенную красоту, внушить зрителю сознание необходимости, неизбежности подвига во славу родины. Такой подход Рериха к батальному жанру весьма своеобразен. До него редко кто из художников-баталистов ставил перед собой задачу запечатлеть не столько определенный факт, сколько создать яркий, трогающий душу героический образ военного подвига. И никто не уделял в такой степени внимания природе как одному из главных средств создания этого образа. «Бой» — произведение, входящее в поэтическую сюиту, посвященную Скандинавии. Ряд картин этой сюиты по своим художественным особенностям служит как бы продолжением «Поморян» и «Звездных рун»; в них столько же тишины и спокойствия, но больше суровости и строгости. Это «Триумф Викинга» (1908), «Пунка Харью» (1907), «Седая Финляндия» (1907), «Варяжский мотив» (1910). «Варяжское море» (1910) по композиции и динамичности ближе к «Бою»; «Песнь о Викинге» (1907), «Ункрада» (1909), наоборот, полны тихой лирики, поэтической грусти. Во всех этих произведениях пейзаж либо занимает доминирующее положение либо неразрывно связан с переживаниями и действиями их персонажей. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Суровым величием Севера полна картина «Бой» (1906). На пламенеющем закатном небе низко несутся тяжкие громады облаков, чуть подсвеченные лучами солнца, бесконечно разнообразные по очертаниям, исполненные правдивой и самостоятельной жизнью. Вспенилось синее море, сказочными глыбами встали на нем острова. И словно вторя этому «полету валькирий» в небе, разгорается на море битва: пылают алые паруса, сцепились в неистовом поединке ладьи с головами драконов... Потускнело с годами это изумительное полотно, написанное сочными, как бы мозаичными мазками, но осталась глубокая одухотворенность стихийной жизни, мощное звучание неба... В первых эскизах «Боя» три четверти картины заняты морем и ладьями. Небо виднеется лишь узкой полоской на горизонте. Неизвестны какие-либо этюды, аналогичные по содержанию этой величавой симфонии заката. ...Картины «Бой», «Небесный бой» раскрывают жизнь как вечное движение, как непрерывное становление в борьбе противоположностей. В этом живописная поэзия Рериха перекликается с поэзией Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится...» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
К 1907г. был уже написан "Бой"* (1906), который А. Бенуа назвал "подлинной поэтической страницей". "...Среди бурления волн суда варягов с красными парусами и расписными боками. И кажется, точно дерутся не люди, но самые эти корабли – чудовищные деревянные рыбы",– писал он. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Пишется «Сокровище Ангелов» (1904) и другой большой холст, последний холст в бессветных, металлических тонах, струящих вещие озарения, — «Бой» (окончен в 1905 г.). Вся жуткая поэзия северного моря вылилась здесь в симфонии синих, лиловых, желтых и красных пятен. Какой праздник сумрачного цвета и сумрачной мысли! Клубятся дымные грозовые тучи. Волны кишат яркопарусными ладьями. И в небе, и в водах — яростный бой, движение зыбкого хаоса, мятеж темных стихий. Эта замечательная картина могла бы быть итогом, если бы Рерих умел останавливаться и отдыхать. Но пока «Бой» является лишь итогом его живописи маслом. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Затем — одна из тем, непрестанно возникающая в картинах и литературных трудах Рериха, — это духовная битва; «На поле Курукшетра»... так начинает свое повествование Бхагават Гита; к этому полю священной духовной битвы постоянно стремится дух художника. Маленькая подробность ко времени писания картины «Бой» (теперь находится в Третьяковской галерее): на картине, как помните, большое медно-звучащее небо; первоначально оно было покрыто мчащимися валькириями, но потом художник обратил их в несущиеся облака, сказав при этом: «Пусть присутствуют незримо». Это незримое присутствие не является ли типичным для деятельности самого художника? |