Н.К.Рерих очень интересовался, как оцениваются памятники древних культур, находимых на Алтае, современными его обитателями. Он говорил, что в пределах Алтая можно слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Одно из них, именованное “курумчинскими кузнецами”, он назвал “непонятным племенем”. Они отличались мастерством обработки металлов. Н.К. Рерих усматривал сохранение в народной памяти известий о тех, кто изготовлял “металлические поделки”, подобные тем, которыми славится музей в Минусинске, а также коллекции, собранные на Урале. Такого рода предметы находят обычно при раскопках курганов, называемых порой “скифскими”. Значит, “курумчинские кузнецы”, старинный и непонятный народ, не только прошёл, но и жил в пределах Алтая. Не скованная “историческими предрассудками” память Н.К. Рериха подсказала ему нечто знакомое — эпическое повествование о “сказочных нибелунгах, занесённых далеко на запад”, и прославленных там в качестве великих мастеров по ковке могучего оружия. Так неужто сибирская земля породила мифических нибелунгов, европейских потомков “курумчинских мастеров” Горного Алтая?
Картина написана Н.К. Рерихом в 1944 году. От полотна веет суровым духом севера Азии. Сюжет и духовный настрой картины питали легенды Алтая и Бурятии. Герой художественного повествования, кующий вместе со своими собратьями грозный меч, имеет черты лица восточные, близкие алтайцам. И те же мысли о Сибири зарождаются при виде свода пещеры, освещенной бликами костра, и горного пейзажа [1, с. 119, 139, 140].
1. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. “Рерих и Сибирь”. Новосибирское книжное издательство, 1992г., 191с.