Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=437&size=6
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Теперь же нас – культурнейших – окружают совершенно иные картины. Несмотря на все запрещения, несмотря на опекуншу старины – комиссию, на глазах многих тают целые башни и стены. ...В Ковне мне передавали, что местный замок еще не так давно очень возвышался стенами и башнями, а теперь от башни остается очень немного, а по фундаментам стен лепят постройки. На каком основании, по какому праву появляются эти лачуги на государственной земле, которая недоступна даже для общественных учреждений? |
||||||||||||||
А. — бов
Н. К. Рерих и его последние этюды
На днях на постоянной выставке в Обществе поощрения художеств появились последние этюды Н. К. Рериха.
Художник употребил часть истекшего лета на путешествие в западную и центральную Россию, побывав в Ярославле, Костроме, Нижнем, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале, Ростове Великом, в Смоленске, Вильне, Троках, Гродне, Ковне, Мерече, Риге, Вендене, в Печорах, Изборске и в Пскове.
Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные. Н. К. Рериху помогала его жена, работая фотографическим аппаратом.
...Но вот мы и на рубеже русской земли. В ряде изображений проходит перед нами Вильна, Троки, Меречь, Рига, Венден; тут и замки Гедимина и Кейстута с сохранившейся ещё фресковой живописью — замки, напоминающие о временах самостоятельной Литвы, когда она была столь близка Руси и русскому влиянию. А вот и ковенские католические монастыри иезуитского стиля, свидетели позднейшей эпохи, когда русское влияние сменялось польско-католическим. Красивый фасад костёла в Ковно (ныне жилой дом) совершенно такой же конструкции, как костёл св. Анны в Вильне, про который Наполеон говорил, что он с удовольствием перенёс бы его на ладони в Париж. ...
Русь. 1904. 8/21 января. № 27. Четверг. С. 3.
Деятельность Императорского
Общества поощрения художеств
...Кроме этого, минувшим летом комитет командировал секретаря Общества Н. К. Рериха для писания этюдов с памятников древности Средней России. В заседании от 27 декабря был заслушан доклад секретаря о результатах его поездки и осмотрены этюды (71), им во время командировки написанные. Этюды представляют изображения памятников древности: Ярославля, Нижнего Новгорода, Ростова Великого, Суздаля, Юрьева-Польского, Владимира, Смоленска, Гродно, Ковно, Вильны, Риги, Вендена, Изборска и Пскова. Ввиду значения изображённых памятников, комитет постановил выставить этюды Н. К. Рериха на постоянной выставке Общества в течение января 1904 г. для публичного обозрения. <…>
Художественные сокровища России. 1904. № 5. С. 17, 19.
Судьба картин наших художников в Сан-Луи Организацию художественного отдела на Всемирной выставке в Сан-Луи, посвящённой русскому искусству, взял на себя некий, в искусстве неведомый, человек г. Грюнвальд. Он повёз в Америку много работ наших художников. Но вот долгое время от него не было никакого известия, и художники, доверившие ему свои работы, понятно, беспокоились. На днях лишь вернулся поверенный г. Грюнвальдта и заявил всем участвовавшим художникам, что все картины проданы в Америке. Все, до малейшего этюда. Если этот слух верен, то это отлично. Жаль только, что тогда попали за границу превосходные этюды Н. К. Рериха «русские древности», место коим — в Русском музее. Уже, кажется, и переговоры шли с одним из наших музеев, а тут «куплено в Америке». Санкт-Петербургские ведомости. 1905. 24 февраля / 9 марта. № 46. Четверг. С. 5.
Хроника Императорское Общество поощрения художеств через своего секретаря художника Н. К. Рериха обратилось на днях к русскому послу в Америке барону Розену с просьбой: не отказать в сообщении сведений относительно судьбы картин, доверенных русскими художниками г. Грюнвальду, устраивавшему частный русский художественный отдел на бывшей выставке в С. Луи и затем своевольно организовавшему выставки этих картин в Чикаго и других городах Соединённых Штатов. По частным сведениям художников, большая часть этих картин уже продана, между тем, авторы их не получили до сих пор ни копейки. В настоящее тяжёлое время, переживаемое русским искусством, подобное отношение «антрепренёра» поставило многих художников в безвыходное положение. Санкт-Петербургские ведомости. 1906. 4/17 января. № 3. Среда. С. 4. Так же: Петербургская газета. 1906. 7 января. № 6. Суббота. С. 4.
Печальная история с картинами Императорское Общество поощрения художеств 6 февраля получило от русского посольства в Вашингтоне ответ на запрос Общества относительно судьбы картин русских художников, доверивших свои произведения устроителю частного русского художественного отдела на бывшей Всемирной выставке в С.-Луи г. Грюнвальду, не возвращающего художникам ни картин, ни денег. Барон Розен пишет, что он был почётным председателем на перенесённой г. Гринвальдом выставке из С.-Луи в Нью-Йорк, но о дальнейшей судьбе её и дне закрытия ему ничего не известно. Г[-н] Гринвальд заявил лишь послу, что он не продавал ни одной картины, и о возвращении их художникам не может быть и речи до тех пор, пока он не вернёт своих расходов. Многие художники доверились на очень крупные суммы: так, проф. М. Г. Сухоровский отправил в Америку картин на 38 т. руб., В. Е. Маковский на 30 т. р., Н. К. Рерих на 14 т. р. и т. д. В общем, в это предприятие, являющееся почти безнадёжным для художников, ими дано художественных произведений на 400 т. руб. Петербургская газета. 1906. 8 февраля. № 38. Среда. С. 4. Так же: Россия. 1906. 8 февраля. № 35. Среда. С. 4.
О. Б.
Художественная летопись
...Другая значительная часть произведений Рериха (тоже около 80 картин) до сих пор ещё у пресловутого устроителя американских выставок Грюнвальда. Кстати об этом знаменитом господине. Вот уже два года, что художники не могут добиться от него обратно ни картин, ни денег. Вначале г. Грюнвальд отписывался тем, что русский отдел имел на выставке такой успех и г. Грюнвальд так радуется успехам русского искусства в Америке, что решил устроить ещё самостоятельную выставку в Чикаго и предпринять турне по другим городам. Теперь же на новые настоятельные запросы художников г. Грюнвальд уже сообщает, что он понёс сильный убыток, он совсем разорён и т. д., и т. д., и опять картин не возвращает. Всё это повело к тому, что художники, наконец, решили послать в Америку своего собственного поверенного, который будет уполномочен конфисковать оставшиеся от выставки (ибо по слухам многое было продано как в музеи, так и в частные руки) художественные предметы, а против г. Грюнвальда возбудить судебное дело. Расходы по поездке поверенного будут разложены между заинтересованными художниками, соответственно количеству и оценке их картин. Инициатива этого шага принадлежит Рериху.
Слово. 1906. 14/27 февраля. № 383. Вторник. С. 7.
Маль-шток Собрание художников-«американцев» В помещении Общества поощрения художеств вчера, 9-го марта, собралось человек 35 художников-«американцев», т. е. участников выставки, устроенной Э. М. Грюнвальдом на Всемирной выставке в С.-Луи и «Русской выставки» в Нью-Йорке. Настроение собрания было весьма подавленное, художники, по-видимому, потеряли не только надежду получить «крупные» деньги американ¬ских миллионеров-меценатов, но даже разочаровались в возможности ко¬гда-либо вернуть свои сокровища-картины обратно. Заведённая переписка с нашим консулом в Нью-Йорке и телеграфные переговоры выяснили только, что в настоящее время аукцион картин, начатый г. Грюнвальдом на его «Русской выставке» в Нью-Йорке, остановлен при помощи американских властей и что Обществу заинтересованных художников-«американцев» предлагается пригласить адвоката для ведения иска в Нью-Йорке. Продолжительные частные разговоры между «пострадавшими» художниками выяснили очень невыгодное для них обстоятельство, а именно, оказалось, что перед устройством выставки в Нью-Йорке г. Грюнвальд получил от каждого художника письменное согласие не только на устройство, продажу и оборудование выставки без какого-либо срока, но даже согласие на «ликвидацию» всего дела. Что же надеются получить наши бедные художники-«американцы»? Общая печаль и уныние сблизили художников между собой, и к концу собрания они решили выбрать председателя. После тщательно выполненной закрытой баллотировки председателем был выбран секретарь Общества поощрения художеств — художник Н. К. Рерих. Собрание скоро разошлось, не придя к какому-либо определённому решению. Петербургский листок. 1906. 10/23 марта. № 68. Пятница. С. 3.
А. Ростиславов Слухи и факты … Впрочем, русские художники уже проучены Америкой, правильнее сказать, пресловутым меховщиком Грюнвальдом, устроителем русского отдела на выставке в С.-Луи. Недавно было опять общее собрание экспонентов, которые никак не могут добиться хотя бы только возвращения всех картин, не говоря уже о деньгах за якобы проданные картины. Выяснилось, что выставка в настоящее время в Нью-Йорке, где будто бы г-ном Грюнвальдом был устроен без разрешения художников аукцион, с которого выручено будто бы около 10 тысяч и на который наложен запрет местным русским консулом. Решено действовать через Министерство иностранных дел, под покровительством которого был русский отдел. Получили ли по крайней мере художники медали и дипломы, столь курьёзно присуждённые международным жюри, очевидно, не без компетентных указаний г-на Грюнвальда? Всё-таки утешение. .. Слово. 1906. 14/27 марта. № 411. Вторник. С. 7. С.-Луи, 1904 [Об израсходовании Мин-вом финансов 93 тыс. руб. на русскую вы¬ставку в С.-Луи.] …на Всемирной выставке в С.-Луи принимала участие группа русских промышленников через посредство столь печально прославившегося в по¬следнее время коммерции советника Э. М. Грюнвальда, который организовал в С.-Петербурге «Управление Отдела по организации выставки русских произведений». Как известно, наше правительство отказалось от участия в С.-Луи ввиду возникшей русско-японской войны из-за чересчур ярких симпатий американцев к японцам. Г-н Грюнвальд, не смущаясь этим, рассылал русским промышленникам циркулярные приглашения, полный текст коих печатаем ниже: <…> Нам не известно, откликнулось ли много промышленников на призыв Грюнвальда, но обильную жатву последний собрал от русских художников. Вот что сообщает хроникёрская заметка той же «Пет. газ.» от 8-го февраля с. г. [Полностью приведён текст из «Петербургской газеты». 1906. 8 февраля. № 38. Среда. С. 4] Затем, однако, получились более подробные сведения. Как и следовало ожидать, г. Грюнвальд приступил к реализации своей «ловкой аферы». Секретарь Императорского Общества поощрения художеств художник Н. К. Рерих получил извещение о том, что устроитель выставки картин русских художников в Нью-Йорке Грюнвальд, которому русские художники доверили свои произведения, вследствие плохих дел приступил к аукцион¬ной продаже картин, не имея на это никаких полномочий со стороны собственников. Местными властями, по представлению русского посольства, этот аукцион прерван, и часть картин, оставшаяся не проданной, сохраняется в таможенных складах. Комментарии излишни… Выставочное обозрение. 1906. 20 апреля / 3 мая. № 1. Четверг. С. 18–20. На с. 18 помещено ч/б фото: изображение медали Всемирной выставки в С.-Луи, 1904 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Маль-шток Художественные новости В помещении общества «Понедельники художников» 19-го марта собралось человек 40 художников — участников злополучной грюнвальдской выставки. Председателем собрания был выбран художник Н. К. Рерих. После продолжительных разговоров выяснилось, что никто из обманутых Грюнвальдом художников не имеет ни малейшего представления о судьбе своих картин. По самым последним известиям, все картины, находившиеся в ведении нью-йоркской таможни, выкуплены лицами, давшими Грюнвальду деньги под залог картин. Собрание художников охотно приняло предложение художника Н. Г. Цириготти и, не теряя времени, выбрало комиссию для выяснения дела. В комиссию вошли художники: Н. К. Рерих, В. И. Зарубин, Н. Г. Цириготти, И. Я. Гинзбург, М. Я. Сухоровский и др. Петербургский листок. 1907. 21 марта / 3 апреля. № 78. Среда. С. 2.
Сергей Маковский Н. К. Рерих …Когда от видений варварской были, от пейзажей, населённых безликим человечеством прошлого, от фантастических образов мы переходим к этюдам художника, изображающим архитектурные памятники нашей страны, мы чуем ту же странную, грозную тишину… Перед нами большею частью постройки ранней русско-византийской эпохи — зодчество, ещё не определившееся в ясно очерченные формы, грузное, угрюмое, уходящее корнями в даль славянского язычества. Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей примитивной архитектуры. Её линии, лишённые красивой изысканности византийствующего стиля в XVII-м столетии, казались грубыми, и только. Художник научил нас видеть. На его холстах эти дряхлые монастыри, крепостые башни и соборы — окаменелые легенды древности, величавые гробницы времени, хранимые безликой душою мёртвых. Низко надвинуты огромные главы. Стены изъедены мхами. Хмурые глыбы кирпичей громоздятся друг на друге, кое-где оживлённые лепным орнаментом и остатками росписи. Годы проходят. Они стоят, как гигантские каменные гиероглифы, крепко вросшие в землю, — символы призрачных веков. Мне доводилось уже несколько раз говорить об этих незабываемых этюдах, которые Рерих привозил из своих художественно-археологических поездок по России. В 1904 году я писал: «Они были выставлены зимой, в течение двух-трёх недель, на постоянной выставке Общества поощрения художеств. Петербургская публика, разумеется, их не оценила. Теперь они отосланы, в числе других работ, в Америку. Вернутся ли?»… Моё предчувствие подтвердилось. Из Америки этюды никогда не вернутся. И этого бесконечно жаль. Особенно теперь, когда стало ясно, что Рерих не напишет их больше так, как четыре года назад. Может быть, ещё выразительнее, «лучше», но «по-другому». … Золотое руно. 1907. Апрель. № 4. С. 3–7. На с. 3 помещена виньетка Н. К. Рериха. А. Ростиславов Индивидуализм Рериха …В мало известных публике прекрасных этюдах наших старинных построек, церквей, монастырей всё то же обаяние прошлого, непосредственное художественное впечатление старины без мертвящей, ненужной детальности. … Золотое руно. 1907. Апрель. № 4. С. 8–10. Петербургский обозреватель Эскизы и кроки
Драматург В. В. Протопопов, ездивший недавно за границу, рассказывает, что встретил в Париже пресловутого меховщика Грюнвальда, приобретшего печальную известность своими операциями с картинами русских художников. Бывший меховщик не только не считает себя сколько-нибудь виноватым перед художниками, но даже в претензии на них за то, что во главе с Н. К. Рерихом они дерзнули обратиться в Министерство иностранных дел с просьбой охранить их картины… Результатом этого ходатайства, по словам Грюнвальда, было то, что картины, находившиеся на выставке, были сняты с неё и бедный Грюнвальд потерпел 150 000 р. убытку. Из дальнейшего разговора с меховщиком г. Протопопов вынес впечатление, что картины просто-напросто им где-нибудь заложены и могут быть выкуплены только тогда, когда Грюнвальд получит 150 000 рублей. Грюнвальд, между прочим, проговорился, что в Париже у него есть брат, ведущий, как и он, меховую торговлю. Очевидно, торговля ведётся братом в компании, и на это обстоятельство художники должны обратить внимание: может быть, есть возможность наложить арест на парижский магазин. Кстати, по словам г. Грюнвальда, он написал большую книгу, в трёх томах, разрабатывающую вопрос о способе завязать торговые сношения между Америкой и Россией. Бывший меховщик оказался на все руки дельцом… Жалко, что он, заодно, не написал книгу о своих проделках с картинами… Петербургская газета. 1907. 2 мая. № 118. Среда. С. 4. Ив. Лазаревский Заметки В странную и пренеприятную историю попало сто пятьдесят три человека наших художников. История эта такова. Когда устраивалась всемирная выставка в Чикаго, то Россия на ней не принимала официального участия. Но нашим художникам хотелось выставить в далёкой Америке свои произведения, хотелось познакомить со своим искусством, искусством действительно оригинальным и интересным, предприимчивых американцев. Наши художники плохие организаторы. Личными силами им никогда бы не организовать посылки в далёкое Чикаго своих произведений. Но нашёлся энергичный предприниматель, в то время довольно видный петербургский купец-меховщик, некто г. Грюнвальд. Узнал он о намерении художников послать в Чикаго свои произведения и тотчас предложил им свои услуги: на чрезвычайно льготных условиях перевезти за океан их работы и лишь с продажных картин оставлял себе некий, очень скромный, процент. Художникам весьма по душе пришлось такое предложение крупного меховщика-купца. Они согласились. Согласились со свойственной художникам доверчивостью и незнанием дела. Отдали ему в полное и совершенно бесконтрольное временное владение работ, худо-худо, на несколько сот тысяч рублей. А у крупного меховщика, купца, владевшего тогда громадным великолепным магазином на Невском, уже дела никуда не годились и трещали по всем швам; не знали художники, что и в то время задолженность г. Грюнвальда была такова, что кредита ему не оказывалось ни малейшего, и что только для возможного спасения и поправки своих расшатанных вконец дел, он принимался за различные аферы, далёкие от его постоянной профессии. Такой же аферой было и артистическое турне г. Грюнвальда со многими и многими произведениями наших доверчивых художников. Итак, г. Грюнвальд собрал свыше двухсот работ легковерных художников. Я не буду перечислять поимённо доверившихся г. Грюнвальду лиц. Скажу лишь, что ему согласились с охотой дать свои произведения художники самых различных направлений; в числе экспонентов грюнвальдовской выставки находятся и г. Сухоровский, и Вл. и Константин Маковские, и Рерих, и Кардовский, и Пасс, и Зарубин, и Бухгольц, и Владимиров, и Гинзбург, и Прокофьев, и Химона, и т. д., и т. д. Словом, желающих набралось в общем числе сто пятьдесят три человека. Уехал г. Грюнвальд, и художники стали спокойно ожидать результатов поездки, и многие мечтали увидеть свои произведения в разных американских музеях. И мечты наших художников имели полное основание, потому что за океаном русским искусством сильно интересуются. И русские художники, устраивавшие в Америке самостоятельно выставки своих работ, имели крупный успех. Первое время с г. Грюнвальдом всё обстояло благополучно. Вести от него приходили самые утешительные. Павильон на выставке был устроен, критические отзывы о большинстве произведений были очень лестные, сам Грюнвальд писал, что продажа произведений наших художников идёт отличная. Художникам оставалось только радоваться. Но вот хорошие вести сменили недобрые. Сначала взволновали художников подтвердившиеся слухи о несостоятельности г. Грюнвальда. А потом и самоличными действиями ловкий предприниматель открыл нашим художникам глаза на то, что они попались в ловушку. В первую голову, г. Грюнвальд перестал отвечать художникам на их запросы. Ни письма, ни срочные телеграммы, ничего не помогало. Грюнвальд словно в воду канул. А стороной идут слухи, что он и за океаном совершенно запутался, что и там г. Грюнвальд ухитрился так кругом задолжать, что привезённые им произведения наших художников и сданные им после выставки на хранение в склады при нью-йоркской таможне будут проданы с аукциона как за долги г. Грюнвальда, так и за неоплаченные таможенные пошлины. Не на шутку взволновались наши художники. Решили принять быстрые меры к тому, чтобы как-нибудь спасти своё легкомысленно доверенное имущество. Обратились в первую голову в Министерство иностранных дел, дабы через посредство нашего посла вырвать из рук г. Грюнвальда свои произведения. Пошла казённая переписка, от которой никаких существенных результатов наши художники не получили. Тогда, кажется, послали «ходока». И ходок не привёз ничего утешительного. Пришлось пострадавшим художникам оставить всё на волю судьбы. Но судьба оказалась до конца безжалостной для наших художников. Недавно пришло такое известие: «2–15-го июня в нью-йоркской таможне состоится публичная аукционная продажа картин русских художников за долги г. Грюнвальда по неоплаченным пошлинам и так далее в сумме 60 000 долларов». Все надежды на мирное окончание дела пропали. Вчера в помещении Общества поощрения художников собрались участники злополучного американского художественного турне и решили, что ввиду того, что г. Грюнвальд объявлен уже должником несостоятельным и по делам его назначено конкурсное правление, заявить этому правлению о желании участвовать в ликвидации имущества г. Грюнвальда. Желание художников, понятно, будет удовлетворено. Но насколько будут удовлетворены их претензии — вопрос ещё очень спорный, потому что пассив г. Грюнвальда намного превышает его актив. Такова неприятная история, в которую попало сто пятьдесят три человека русских художников. Слово. 1907. 26 мая / 8 июня. № 158. Суббота. С. 4. Обманутые художники Несколько времени тому назад целый ряд художников, в числе которых были г. Сухоровский, Рерих, Кардовский, Владимир Маковский, Константин Маковский, Пасс, Зарубин, Бухгольц, Гинсбург, Владимиров, Химона, Прокофьев и многие другие, задумали познакомить американцев с русским искусством, произведениями кисти. С этой целью было решено устроить в Америке выставку художников. Однако в этой среде не нашлось ни одного более или менее способного администратора, который мог бы взяться за это дело. Художникам предложил свои услуги г. Грюнвальд, прогоравший в то время коммерсант, о чём, к сожалению, никто из художников не был осведомлён. Они ему доверили свои произведения, и тот обязался за весьма скромное процентное вознаграждение устроить им выставку. В результате оказалось, что г. Грюнвальд так повёл дело, что его объявили там несостоятельным и все произведения теперь должны быть проданы с аукциона как за долги «благодетеля» художников, так и за неоплаченные таможенные пошлины. Художники ничего не могли поделать, спасти их произведения оказалось невозможным. Теперь появилось уже известие, что 2–15 июня в нью-йоркской таможне состоится публичная аукционная продажа картин русских художников за долги г. Грюнвальда, в сумме 60 000 долларов. Вчера в помещении Общества поощрения художников собрались участники злополучного американского художественного турне и решили, что ввиду того, что г. Грюнвальд объявлен уже должником несостоятельным и по делам его назначено конкурсное правление, заявить этому правлению о желании участвовать в ликвидации имущества г. Грюнвальда. Петербургская газета. 1907. 27 мая. № 143. Воскресенье. С. 4. Петербургский обозреватель Эскизы и кроки Вернувшись после летнего отдыха, художники снова заговорили об Америке, куда имели неосторожность послать через меховщика Грюнвальда свои картины. Вчера я встретил Н. К. Рериха и, по словам художника, судьба картин приобрела теперь совершенно трагический характер. Последние известия таковы. Русский консул в Нью-Йорке, желая придти на помощь художникам, выкупил картины из американской таможни, где они были задержаны. После этого картины были уже нагружены на пароход, отправлявшийся в Россию. Но перед самым отправлением парохода нагрянул точно из земли выросший Грюнвальд и, представив какие-то документы, потребовал, чтобы картины были выгружены и конфискованы. Американские власти признали за Грюнвальдом право на картины и исполнили его требование. Теперь художники окончательно не знают, что делать. Большинство потеряло всякую надежду на возможность когда-нибудь получить обратно свои произведения и решило смотреть на эту историю, как на печальный урок для будущего… Петербургская газета. 1907. 30 августа. № 237. Четверг. С. 3.
Петербургский обозреватель Эскизы и кроки Вчера в Обществе поощрения художеств получено печальное сообщение из Америки. Картины русских художников, находившиеся в руках пресловутого меховщика Грюнвальда, проданы с аукциона. — В чью пользу? — спросил я г. Рериха. — В пользу таможни, у которой картины были заложены Грюнвальдом… — Значит, картины потеряны безвозвратно? — Увы, безвозвратно… Поплатившись так дорого, надо надеяться, что наши художники хотя [бы] на будущее время будут осторожнее… Выставка картин — это целый капитал, и художники должны требовать гарантии от гг. устроителей. Необходим залог в обеспечение того, что картины останутся целы, так же как требуют залог с театральных предпринимателей… Петербургская газета. 1907. 22 сентября. № 260. Суббота. С. 2–3.
Н. К. Рерих (Материалы к его биографии) ... В 1903 г. Н. К. предпринял путешествие по России для написания художественных памятников старины. Плодом этой поездки явились семьдесят пять замечательных этюдов масляными красками, которые были выставлены в «Обществе поощрения художеств», в С.-Петербурге. Судьба этих картин оказалась плачевной: они были проданы с аукциона в Нью-Йорке в пользу кредиторов пресловутого Грюнвальда, которому вся коллекция «Русских памятников» была доверена для устройства выставки в Америке. … В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 7–9. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В 1904 году Н.К.Рерих посетил Валдай. «...Интересный памятник, который мне пришлось видеть, — Иверский монастырь на Валдае, — сообщал он на заседании санкт-петербургского Общества архитекторов. — Замечательное, красивое место на Валдайских озёрах. И верится — почему Никон возлюбил это место, так близкое природе Севера. Легко можно представить, что строителем руководило непосредственное чувство любви к природе. Ничто не могло напоминать так Никону скит на северном озере, где выросла, окрепла и научилась мечтать и мыслить эта сильная душа. Свой монастырь он строил для себя как заботливый хозяин. План выработан по образцу Иверо-Афонского монастыря, и сделано всё хозяйственно и щедро»1. Этому памятнику старины художник посвятил несколько картин: «Иверский монастырь», «Стены Иверского монастыря», «Палаты Никона», где останавливался патриарх, «Старая печатня», в которой «помещалась никоновская типография, где печатался ''Рай мысленный'' и другие книги...»2 Рерих посетил города не только Древней Руси, но и Балтики. «...В 1903 году мы с Еленой Ивановной объехали более сорока городов и исторических мест, среди которых наша поездка по Латвии навсегда осталась памятной. Кроме самой Риги, Митавы и Виндавы, мы подробно осмотрели Ливонскую Швейцарию... (...) Было написано несколько картин и этюдов, которые сейчас разбрелись по Калифорнии и Канаде. (...) ...И как посланники добрые напоминают о красотах Латвии. Сергей Эрнст в своей книге жалел о том, что именно эти картины разошлись по миру так далеко. Но нужно ли жалеть об этом? Нам ли судить, где и когда нужны вестники добрые?»3 Картины, написанные в поездке 1903 года: «Старая Рига», «Рига. Интерьер собора», «Митава. Площадь», «Венден4. Этюд замка», «Венден. Развалины капеллы», «Средневековый Ревель»5. «В Ковне6 и в Кеданах есть чудные старинные домики, — читаем в статье художника ''По старине'', — а в особенности один с фронтоном чистой готики»7. «Теперь дом в частном владении, когда-то церковь. Фасад чистой готики, очень похожий на фасад знаменитого виленского костёла св. Анны. Наполеон говорил, что перенёс бы его на ладони в Париж»8. Этот дом был изображён Рерихом на рисунке «Ковно. Готический фасад дома» (1903). В Ковно Рерих запечатлел и остатки феодального замка рыцарской эпохи, расположенного в самом центре города, — «Замок крестоносцев на Немане». В уездном городе Троки9 художник написал этюды: «Ворота в Тракае» (замок Кейстута), «Этюд Трокского монастыря», в Вильнюсе — «Вильна. Остатки замка Гедимина» и этюд «Старая Вильна»10. Эти картины напоминают о временах самостоятельной Литвы, когда она была близка Руси. «...А дума о ревельских башнях послужила для картины ''Старый Король''»11. Так за несколько лет художник создал большую живописную архитектурную серию, насчитывающую около 90 полотен. Говоря о ней, русский писатель Сергей Эрнст отметил очень важный момент: «Художественные достоинства этюдов не должны закрывать для нас и большое общественное значение их, ибо они явились одним из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего национального достояния России, защитой её старого искусства, её души, которой грозят... забвения и уничтожения»12. Впоследствии Николай Константинович Рерих ещё не раз обращался к жанру архитектурного этюда. В 1916 году им были написаны работы «Старая Рига» и «Старая Вильна». В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами. «Посейчас Юрий и Святослав поминают торжественное служение в Валаамском Соборе»13. Валаамский архипелаг в Ладожском озере включает в себя около 40 островов, Валаам — самый крупный из них. Этот остров привлекал внимание ищущих уединения и пустынножительства не только как место молитв и смирения, но и вдохновения и глубокого созерцания сокровенных тайн природы. Здесь бывали многие деятели науки и культуры, побывал на Валааме и император Александр I. Вдали, возвышаясь над всеми островами, виден круто встающий из воды Святой остров. Таким и видим его на картине Н.К.Рериха «Святой остров» (1917). Предание гласит, что Валаамские острова, как и Киевские горы, были благословлены апостолом Андреем Первозванным, а житие святого Авраамия Ростовского рассказывает, что уже в 960 году, до крещения Руси, на Валааме существовал монастырь. Являясь русским опорным пунктом в северных землях, остров на протяжении нескольких столетий подвергался нападению со стороны шведов. В 1611 году при очередном нападении погиб архив монастыря, где хранились документы о его ранней истории. В XV веке валаамский монастырь именовали уже «великой лаврой». В разное время там совершали подвиг служения преподобные Арсений Коневецкий, Савватий Соловецкий, Александр Свирский. К концу XIX века на Валааме возросла духовная плеяда старцев, подобная оптинской, а монастырь приобретает славу «Северного Афона». Валааму посвящено ещё одно полотно Рериха — «Святое озеро» (1917). На заднем плане картины мы видим очертания острова, почти полностью повторяющего силуэт Святого острова. В центре картины — фигура старца; в отдалении, на крутом берегу, возвышается древний скит. Серебрятся воды Святого озера. Картина излучает тишину и гармонию. «Этим состоянием совершенной, осуществлённой гармонии... Север привлекал к себе пустынников, стекавшихся сюда со всех концов света»14. «Сказка Севера» навсегда пленила художника. «Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов?»15 — писал Рерих о красотах русского Севера. Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа (часовня Архистратига Михаила, Покровская церковь в Кижах и др.) не раз ещё встречаются в произведениях Рериха, как, например, на картине «И Мы трудимся» (1922), проникнутой настроением суровости и чистоты, характерным для Русского Севера. Искусствовед Ростиславов, современник художника, говоря о серии архитектурных этюдов Рериха, писал в статье «Красота старины»: «...Многие из этих этюдов стоят картин. ...Ценно именно их художественное изображение, благодаря которому они являются у Рериха в каком-то новом свете. ...Чувствуешь себя пред многими этюдами... как пред живыми памятниками старины. (...) Формы везде самые простые, суровые... но сколько в них своеобразного... красивого, художественного. Они как бы красноречиво говорят, что в архитектуре, как и в искусстве вообще, красота прежде всего в простоте, безыскусственности и в гармонии с природой. (...) ...Благодаря им, начинает казаться, что тогда, в далёкие времена, было гораздо больше гармонии между природой и жизнью. Так и рисуется жизнь, тяжёлая, суровая, простая, но в которой природа играла неизмеримо большую роль, чем в жизни современных больших городов... Может быть, тогда гораздо сильнее... чувствовали красоту природы и вплетали в жизнь её вечный праздник»16. Продолжение следует * Начало см. в №№ 11,12 – 2006, 1, 2, 3, 5 – 2007. 1 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. СПб., 2005. С. 418. 2 Там же. 3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 73. 4 Венден — город в Латвии, на р. Гауя; с 1917 г. — Цесис. 5 Ревель — с 1917 г. Таллинн; столица Эстонии. 6 Ковно — город в Литве; с 1917 г. — Каунас. В 1917 – 1940 гг. — столица Литвы. 7 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 223. 8 Там же. С. 245. 9 Троки (Тракай) — город в Литве, среди Тракайских озёр, основанный в 1341 г. В XIV – XV вв. резиденция великих князей литовских, начиная с Гедимина и его сына Кейстута. 10 Вильна (Вильно) — с 1939 г. Вильнюс, с 1940 г. — столица Литвы. 11 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 76. 12 Цит. по: Держава Рериха. М., 1994. С. 22. 13 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 269. 14 Е.Сойни. Северный лик Николая Рериха. Самара, 2001. С. 75. 15 Н.К.Рерих. Пути благословения. Новосибирск, 1991. С. 22. 16 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 249 – 250.
Источник : http://voshod.sibro.ru/
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"Замок крестоносцев на Немане около Юрбурга (Каунасский замок, Литва)" (ГМВ, 5486 II), в каталоге 1916 года "Замок на Немане, около Юрбурга". Изображен замок в литовском городе Панемуне (Панямуне) на реке Неман, недалеко от Юрбаркаса, перестроенный в 18-м или 19-м веке очередным владельцем Гелгаудасом (отчего этюд называли и "Замок Гелгуд"). Никакого отношения к крестоносцам не имеет. |