Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=4483&size=3
Обороты: | В раме: |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Николай Константинович Рерих (1874-1947) — выдающийся русский художник, глубокий знаток древнего и современного искусства Запада и Востока, писатель-философ, автор десятков книг и сотен статей, археолог и неутомимый путешественник, активный общественный деятель.. Автор «Пакта Рериха», на законодательном уровне закрепившего охрану и защиту памятников культуры во всем мире.
Наследие Н. К. Рериха многогранно, оно представлено произведениями станковой, театрально-декорационной, а также монументальной живописи. На сегодняшний день насчитывается более 7 000 работ Рериха — картин, мозаик, фресок, набросков, эскизов декораций.
Основная тема творчества Рериха — древнерусские и восточные традиции, красота живой природы.
Театрально-декорационные произведения не являлись для Рериха главнейшими, он сравнительно немного работал в этом жанре, но вклад его в театральную живопись был значительным. Из-за этого театральные работы редки для арт-рынка.
Если перечислить музыкальные оперные спектакли (как осуществленные на сцене, так и нет), которые он оформил, то содержание списка окажется весьма очевидным, учитывая склонности и направление творческой мысли художника. «Снегурочка», «Псковитянка» и «Китеж» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Валькирия» и «Тристан и Изольда» Вагнера.
Опера Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» прошла практически через всю жизнь Николая Константиновича Рериха. В разные десятилетия ХХ века брался Николай Константинович за оформление этой оперы. Начиналось всё с «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже - Н. К. Рериху было предложено для первых сезонов 1908-1909 годов оформить две оперы: «Псковитянку» Н. А. Римского-Корсакова и «Князя Игоря» А. П. Бородина. По этому поводу он делился с московскими корреспондентами: «Очевидно, какая-то судьба начинать мне всё из-за границы. Начнём там "Игорем"» [Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха.- Самара, «Агни», 1996; Письмо Н. К. Рериха к Ю. Б. Беляеву от 20.11.1908 г.].
Приготовления к спектаклям начались ещё в России. В Мариинском театре под руководством С. В. Фокина шли репетиции «Половецких плясок», и Рерих был на всех репетициях и работал и с режиссёром – постановщиком оперы «Князь Игорь» А. А. Саниным, и с Фокиным, и с артистами. Обращение Рериха к оформлению оперы «Князь Игорь» можно считать закономерным.
А. А. Санин, приглашая Н. К. Рериха к работе над оперой писал: «Ты в этой опере будешь велик. Если бы ты не существовал, тебя надо было бы для Игоря выдумать и родить». И Санин знал, что говорил.
Темы Древней Руси и Востока всегда волновали Николая Константиновича, а музыка Бородина создавала простор для творческого выражения.
Эти темы развивались в творчестве Николая Константиновича с молодых лет и всячески поддерживались и поощрялись В. В. Стасовым, к мнению которого, конечно, прислушивался молодой выпускник Академии Художеств. А имя А. П. Бородина было хорошо известно всему культурному слою общества и служило даже жизненным примером для педагогической деятельности Н. К. Рериха. В своей первой лекции в Императорском Археологическом институте Николай Константинович упоминает имя Бородина наравне с Леонардо да Винчи как пример сочетания единства знаний искусства и науки. Вообще много общего у таких талантливых людей как Рерих и Бородин: основательность и глубина знаний, проникновение в образ, истинное служение искусству и науке, то есть – служение Культуре.
Николай Константинович с радостью принял предложение режиссёра Санина и тщательно подготовился к постановке оперы.
Оформление оперы «Князь Игорь» возвело Н. К. Рериха в ранг выдающихся театральных живописцев. В. А. Серов и А. Н. Бенуа отметили успех его эскизов, демонстрировавшихся позже на выставках. Николай Константинович вспоминал, что именно после успеха «Игоря» Бенуа назвал его работы «барсовыми прыжками» и этот «отзыв был верхом похвалы» [Рерих Н. К. Листы дневника. Т.2 - МЦР, Мастер-Банк, М. - 1999; Рерих Н. К. «Встречи»].
Несмотря на то, что Рерих подготовил эскизы декораций и костюмов ко всем четырем действиям оперы, сценическое осуществление в силу сложившихся обстоятельств в первые «Русские сезоны» в Париже получила только часть оперы, которая шла под названием: "Вокально-танцевальная сюита «Половецкие пляски»". Полная версия оперы «Князь Игорь» была показана в Лондоне, в программе «Большого сезона русской оперы и балета» в 1914–1915 годов.
Н. К. Рерих предоставлял свои эскизы только для воспроизведений декораций на сцене, а потом они участвовали в выставках и раскупались музеями и коллекционерами. После успеха в Лондоне А. А. Санин писал Н. К. Рериху: «Сейчас мне хочется сказать тебе, богатырь, несколько слов. Конечно, на нашей «кухне» не всё ладно, остались и разочарования, и досада, и даже порой злость. Но надо же отвлечься, посмотреть на дело шире, с высоты орлиного взмаха. Не преувеличиваю, говорю тебе: громадное культурное дело вершится. Я всё думаю: в XII веке мы ходили ещё на половцев, а сейчас учим, покоряем, буквально покоряем Европу. Англия вся довольная, богатая, благополучная, ушедшая вся в технику… Живёт без тоски, ярких красок, музыки, поэзии. А наша жизнь, наоборот, не красна, но искусство молодо, ярко, самобытно двигает весь мир. Гордая Англия оцепенела. Из страны Достоевского и Толстого пришел ещё совсем молодой народ, принёс свой «гений», пришёл со своей «позой», глубоко выстраданной, тоскующей, страстной, алкающей, вздымающейся до голубого неба, пришёл с честным открытым лицом и стал искать перед изумлённой толпой своего Бога, стал искать его стихийно, могуче. Искусство наше потому велико, что оно нравственно, высоко человечно…. Думаю в последние минуты о тебе, о твоём искусстве, о твоих работах, о твоей влюблённости в наше прошлое, историю, о твоих иконах и картинах». [Рерих Н. К. Листы дневника. Т.2 - МЦР, Мастер-Банк, М. - 1999; Письмо А. А. Санина к Н. К. Рериху].
Конечно, тема оперы близка Н. К. Рериху, ведь в ней за основу взято «Слово о полку Игореве» – наследие Древней Руси XII века. «Слово» было написано в особый период Русской истории. Киевская Русь не была государством в современном смысле. Киевский князь был среди других князей лишь «первым среди равных». А рядом с Русью жила по ещё непознанным законам Великая Степь. Русичи то воевали со степняками, то мирились, заключали браки со степными красавицами. Сильны были русичи – утихала Степь. Слабела, дробилась Русь – и волны набегов терзали пограничные земли.
Идею использования «Слова» в качестве сюжета для оперы «Князь Игорь» А. П. Бородину предложил В. В. Стасов.
Таким образом, и для Н. К. Рериха, и для А. П. Бородина В. В. Стасов сыграл определённую роль в развитии темы Востока, в поисках связей Древней Руси с Востоком. И каждый из них преуспел в этой теме.
Краткая творческая биография А. П. Бородина Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887) совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым – науку и искусство. Каждое его музыкальное произведение становилось событием музыкальной жизни России. Энергией постоянного напряжения создавались одновременно значительные музыкальные произведения и важные работы в химии. Богатырским было всё то, что он сотворил, все те горизонты, которые он себе очертил, все те образы, над которыми он работал.
А работал он основательно, как бы не спеша: Первую симфонию писал пять лет, Вторую – «Богатырскую» – семь лет, а оперу «Князь Игорь» создавал восемнадцать лет.
Бородин считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Он не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики. Всем известна его элегия на слова Пушкина «Для берегов отчизны дальней». Он первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса. В общей сложности им написаны три симфонии и четыре оперы и многочисленные произведения для фортепьяно и для голоса и фортепьяно.
Н. К. Рерих считал А. П. Бородина выдающимся деятелем своей Родины, о котором очень скудно рассказано в прессе. За год до начала Великой Отечественной войны Н. К. Рерих писал: «Лежит передо мною «Слово о полку Игореве». Само «Слово» как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Всё он победит – и лёд, и жару, и глад, и грозу, и будет строить на диво».
Об опере: Опера написана в четырёх действиях с прологом. Впервые в полном объёме и в оформлении декораций по эскизам Н. К. Рериха шла в 1914 году в Лондоне.
Эскизы 1908-1909 годов, хоть и не получили сценического воплощения, также вошли в сокровищницу русского театрально-декорационного искусства.
Эскиз «Двор князя Галицкого» Задача всех эскизов "Двор князя Владимира Галицкого" была показать средствами живописи характер героя, его жизнь. Эскизы 1909 и 1914 годов свидетельствуют, что Рерих Н. К. искал такое решение, которое соответствовало бы музыкальному и драматическому содержанию первого действия.
Николай Константинович нашёл его в повышенной декоративности и дробности композиции, тем самым подчёркивая отсутствие цельности в образе князя Галицкого. Во всех эскизах видна некоторая рисованность и легкомысленность жизни, красивость и внешняя яркость, загруженность эскиза свидетельствует о бездуховности хозяина, стремящегося к власти. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||