|
|
|
Лхаса (1942 г.)
Картина входит в серию "Твердыня Тибета", которой Рерих воссоздаёт величественную панораму старой Тибетской Архитектуры. На полотне как бы синтезирована красота Индии и Тибета, соединены все краски и впечатления от архитектуры городов и монастырей, стоящих на склонах Гималаев. В яркой, колоритной гамме красок изображен дворец Потала. Пурпуровые и фиолетовые горы, синева неба, розовые могучие облака говорят о высокой миссии дворца, о тайных знаниях, сокрытых в нем. Этот прекрасный дворец является резиденцией Далай-Ламы, религиозного главы Тибета и находится в Лхасе - столице Тибета.
Китайская книга "Вей Цзян-ду ши" так описывает Поталу: "Горные дворцы сияют в пурпурном блеске. Сияние вершин гор равняется смарагду. Истинно, красота и совершенство всех предметов делают это место несравненным." Поталу строил Далай-Лама Пятый, (1642 год) именуемый "Владыкой заклинаний, красноречивым, священным, океаном бесстрашия." Он же строил замечательные монастыри. Он же воздвиг на скале колоссальный рельеф Будды и подвижников буддизма. При нём монголы во второй раз вступили в Тибет. Этот сильный деятель был осторожен в средствах, стремителен и предан искусству и знанию. Необычен конец этого Далай-Ламы. По одной версии он умер в 80-х годах, и смерть его в течение нескольких лет была скрываема, чтобы урегулировать различные политические обстоятельства. По другой версии, он добровольно покинул правление и много лет скрывался в том самом уединении в Гималаях. Сказывается, что Потала имеет скрытые помещения большой древности. Конечно, проверить это случайным путешественникам невозможно. Дворец-замок Потала находится как бы на воздушной подушке, готовый при всех неблагоприятных условиях и катаклизмах земных воспарить в Высшие миры. Дворец и небо отражаются на картине в зеркальной поверхности реки.
Урикова Н.В. |
|
• Картина написана Рерихом спустя несколько лет после его знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции. Художник синтезировал в ней свои впечатления от архитектуры городов и монастырей, стоящих на склонах Гималаев. Лхаса — столица Тибета. Здесь находилась Патала — дворец Далай-Ламы, религиозного главы Тибета [15].
• Н. К. , вспоминая предложенный путь по северу Непала, говорит:
— “Ведь по этим самым местам проезжали Великие Махатмы. Важно вспомнить, что в их собственных рукописях встречаются упоминания окрестных мест. Упоминаются места к северу от Шигацзе. Говорится об их остановках в Кампа-цзонге. Упоминаются ашрамы в Сиккиме. Упоминается пребывание в Дарджилинге, Ладаке и Кашмире, не говоря уже о разных местах собственно Индии. Но нигде, решительно нигде не упоминается Лхаса и даже нет намёка, чтобы кто-либо из Махатм когда-либо бывал там. Если там и были, как говорят, какие-то подземные ходы, то они давно уже засыпаны. И не только великие Махатмы, но даже и наиболее развитые монахи не остаются в Лхасе, но идут туда, где чистая прана способствует развитию сидхи.
Как замечательно, — вспоминает Н. К. , — описание ашрама, временно бывшего в Сиккиме, — какая простота и какая неожиданность среди зарослей старинных лесов”[48, c. 507]
15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.
48. Лариса Дмитриева. “Тайная доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. “Амрита-Урал”, 1994 г. |
|
...То же буквально фосфорическое свечение красок, вызывающее справедливые вопросы, не пользовался ли художник люминесцентными красками, исходит от полотен «Горное озеро» (1941 год) и «Лхаса» (1942 год). Тусклые отражения горных хребтов в спокойной глади воды создают ощущение удивительной тишины, вечной незыблемости горной природы и восточной архитектуры. ... |
|
...Монументальный строй живописи Рериха последнего периода требует больших расстояний для своего полноценного восприятия. На выставке картины были размещены в небольших залах, и от этого многое теряли. Только издали можно по-настоящему увидеть и «Помни!», и великолепную картину «Лхаса», во всём богатстве её насыщенных красок и во всей цельности, величавости композиции, изображающей одно из чудес восточной архитектуры — монументальный дворец тибетского далай-ламы. «Лхаса» — едва ли не лучшая из всех показанных на выставке картин, а ведь это произведение последних лет жизни художника, написанное им почти в семидесятилетнем возрасте. ... |
|
Издалека эти постройки, опутанные сеткой верёвочек, произвели на Н.К. впечатление паутины. По этому поводу Н.К. сделал интересное сравнение:
«Тибет, если окинуть взглядом его внутреннюю жизнь, покажется вам опутанным тонкой, но прочной сеткой паутины, в центре которой, в Лхасе, сидит
огромный паук, пьющий жизненные соки страны; его мы ещё не видели, но он уже давал нам знать о себе подергиванием тех ниточек, к которым мы имели
неосторожность прикоснуться». |
|
Фотография в архиве Музея Рерихов (переснята страница из издания)

|