Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=514&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Образцом светской, чисто декоративной живописи художника может послужить громадный «Богатырский фриз» 1909 года для столовой в доме Ф. Г. Бажанова в Петрограде, состоящий из семи частей: «Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь». Живопись его, силуэтная, широкая, чего требует само помещение, построена на сочетании полных тонов; так, в «Вольге» господствуют синий и желтый (являющиеся вообще лейтмотивом всего фриза), в «Садко» главной темой звучит тоже синий, цвет воды и неба и т. д. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«Искусство принадлежит народу, из которого оно вышло», — часто повторял Рерих. Народ ценит труд и ищет подлинных знаний, а не общедоступности. Художник не имеет права подозревать народ в убожестве. Своего «Микулу Селяниновича», написанного в Гималаях, Рерих показывает вспахивающим необъятную небесную целину. Он верит, что этот труд уже по плечу народу. Строить новое общество всечеловеческой справедливости — самое сложное дело на нашей планете. И не художнику, этому «инженеру человеческих душ», ориентировать строителя на легкость достижений. Ведь мы зовем своего современника «простым советским человеком», не потому что он сам по себе примитивно прост. Мы по достоинству гордимся простотой людских отношений, не признающих нелепости классовых предрассудков. Мы ценим человека просто по его уму и сердцу. Но это не «опрощение». Большие знания и большие цели делают неуместными ужимки невежественной напыщенности в жизни и кривые гримасы эстетствующего снобизма в искусстве. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Дивинцы Новугородские! Чудо чудное! Диво дивное! Чаша неотпитая! Опять написан — Микула Селянинович. Великий пахарь вырывает красоту всенародную. Открылись исстари захороненные стенописи Софийского Собора в Киеве. В чудесном живописном обрамлении Палеховского мастера издано в Москве “Слово о Полку Игореве”. Закреплены в заботливом изложении мастера Суриков, Репин, Юон, Петров-Водкин... Помянуты всенародно Пушкин, Ломоносов, Горький, Менделеев, Павлов и другие герои. По Бородинскому полю веяли знамёна. Голенищев-Кутузов, Суворов встали в памяти... Отовсюду пишут: строится Академия Наук, возводится величественный институт познания человека — экспериментальной медицины. Народ хочет знать, молодёжь всей земли хочет учиться. Не сказка, но явь! Кто же восстанет против знания! [35, с.71] 35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...В огромном наследии Рериха среди работ на темы героического эпоса наибольший интерес представляет так называемый «Богатырский фриз». Он был создан еще в 1910 году в Петербурге для столовой в доме Ф.Г.Бажанова (ул. Марата, 72). Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно — 2,03 м. Общая длина больших панно — 25,75 м. Кроме того, над окном и на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера.
...По левую руку от дверного проема находились большие полотна — «Вольга» и «Микула».
Микула изображен могучим пахарем. Он — как бы неотъемлемая часть земли и властно проводит по ней богатырские борозды. «Великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную» , — писал художник о Микуле Селяниновиче. Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю, фигура Микулы занимает ее центр, ритмы плавные, мягкие.
По-другому строится композиция «Вольга». Дружина княжича изображена в движении, направленном слева направо по горизонтальной линии. Художник не акцентирует внимания на каком-то одном образе. Пересекающиеся линии копий, беспокойные силуэты всадников создают сложный ритм.
Оба панно задуманы как парные, тематически связанные между собою, что подчеркивает контрастность в их образном решении. В Государственной Третьяковской галерее хранится набросок композиции этих панно. Обе сцены расположены на одном листе и отделены друг от друга только чертой. В интерьере панно разделены камином.
... Его единственная осуществленная монументально-декоративная работа, не связанная с церковными росписями, — «Богатырский фриз». Но и он, выполненный для частного дома, был скрыт от народа. В советское время дом Бажанова был отдан под общественные учреждения, и «Богатырский фриз» смогли увидеть наконец многие зрители. В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52 X 36 см. В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович . Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года. Сбереженные и сохраненные народом в тяжелые годы войны, они вошли в его жизнь, в то будущее, о котором страстно мечтал художник и которому посвятил все свое творчество.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"...Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты –с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. В ярких, монументальных по звучанию полотнах находят отражение темы Подвига, Героя, Мужества и Созидания. Идет за плугом могучий оратай – Микула Селянинович. А бороздочки он да пометывает, А пенья-коренья вывертывает, А большие-то камни в борозду валит... А у оратая кудри качаются, Что не скатен ли жемчуг рассыпаются...180. Мощная фигура великого пахаря – плоть от плоти земли-матушки..." "...А Микула Селянинович – пахарь культурного строительства, «вспахивающий красоту всенародную». Не случайно Рерих уподобляет Микуле Селяниновичу великого русского писателя Л.Н. Толстого, сохранявшего в сердце священную мысль о прекрасной стране, когда он шел за сохой .183" 180.Былины. Библиотека русского фольклора. М.: Сов. Россия. 1988. Т. 1. С. 42. 183.Рерих Н.К. Толстой и Тагор // Рерих Н.К. Из литературного наследия. С. 109. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«Талант художника-живописца и глубокое знание предмета учёного-археолога — слились в Н.К.Рерихе в одно неразделимое целое. Картина — это не просто полотно, воспроизводящее в определённом рисунке и красках сюжет давно исчезнувшего быта, картина — это как бы окно, прорубленное в самую глубь исторического ведения удивительною кистью этого единственного в своём роде художника»1, — писал Н.Николаев, современник Н.К.Рериха.
«Но мало того, — пишет другой его современник, Андрей Карелин, — фантазия [Рериха] идёт далее того, чтобы лишь вообразить былую сцену или давно минувшее событие только по имеющимся археологическим находкам... Нам совершенно понятно, что наплыв образов и картин, рисующихся в воображении художника, так велик, настолько разнообразен и интересен, как могущий дать в воплощении на холсте наглядное представление об эпохе, не оставившей о себе ни описаний, ни картин, что Рерих спешит... поделиться всей массой своего знания и воображением продуманного былого. (...)
Художник работает над последовательным циклом изображений, которые должны показать, как начала быть русская земля. Задача огромная...»2
Обращаясь ко временам начала Руси (VIII – X вв.), Н.К.Рерих писал: «В Новгородской области, с Поморья, вдоль берегов Балтийских губерний, по Волхову и Ильменю, шёл великий водный путь торговый, путь дружин из «Варяг» в «Греки»»3.
Этот путь способствовал не только торговым контактам, но и связывал воедино восточнославянские земли. Здесь располагались такие крупные города, как Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, возникали новые.
Путь «из Варяг в Греки» шёл из Варяжского (Балтийского) моря, через реку Неву в Ладожское озеро или, как его называли в древности, озеро Нево; далее по реке Волхов в озеро Ильмень, затем по реке Ловать, откуда суда перетаскивались волоком в Днепр. Возможно, именно этот момент Рерих воспроизвёл на картине «Волокут волоком» (1915). Далее путь следовал через Чёрное море к Византии — в её столицу Константинополь.
Благодаря варяжскому пути происходило знакомство Древней Руси с культурой других стран и их благотворное взаимодействие. Николай Рерих писал: «Вспоминая постоянную восточную, цареградскую струю и приток с севера культуры скандинавской, становится ясным разнообразие культурных влияний в области новгородских славян, пожалуй, не уступающих в этом отношении югу...»4
В статье «Радость искусству» Николай Константинович отмечал: «Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь X век. Никто не будет спорить, что скандинавский вопрос — один из самых красивых среди задач художественных. Памятники скандинавов особенно строги и благородны. Долго мы привыкали ждать всё лучшее, всё крепкое с Севера. Долго только ладьи с пёстрыми парусами, только резные драконы были вестниками всего особенного, небывалого. Культура северных побережий, богатые находки Гнездова, Чернигова, Волховские и Верхне-Поволжские — всё говорит нам не о проходной культуре Севера, а о полной её оседлости. Весь народ принял её, весь народ верил в неё»5.
Вспомним некоторые события из истории Древней Руси. В 869 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своему родственнику Олегу, который, став опекуном и получив власть, удерживал её в своих руках до конца жизни. Олег стремился объединить все восточнославянские племена, обеспечить безопасность торговых путей для купечества и овладеть важными в стратегическом отношении территориями — устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом. Пробыв в Новгороде три года, он собирает дружину из варягов и подвластных ему племён и идёт в поход по варяжскому пути, подчиняя себе все племена и города. Войдя в Киев, Олег заявил: «Да будет Киев матерью городам русским», — читаем в «Повести временных лет». Это было в 882 г. Так возникло единое древнерусское государство.
В 907 году Олег двинулся морем на Константинополь (Царьград). Византия запросила мира, и Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе. В знак заключения мира великий русский князь повесил свой щит на ворота Царьграда. Позже Олег подтвердил свой мирный договор — так впервые в истории Восточной Европы появился письменный договор. В нём речь шла и о заключении военного союза; отныне в византийском войске во время походов появляются русские отряды.
В преданиях князь Олег представлен мудрым, вещим, то есть способным предвидеть. При нём Русь утвердилась как единое восточнославянское государство, по своим масштабам не уступающее Византийской империи. Последние годы жизни Олега овеяны легендами. Одну из них рассказал А.С.Пушкин в своём произведении «Песнь о Вещем Олеге».
Когда власть перешла к князю Игорю, границы Руси продвинулись за Днепр. Именно в это время на сцену русской истории выходит великая княгиня Ольга — жена князя Игоря; она была из варяжского рода.
После гибели Игоря Ольга осталась с малолетним сыном Святославом, и киевляне безоговорочно признали её право на престол. Среди русских князей она была единственной женщиной-правительницей. С первых же шагов своего княжения Ольга проявила себя твёрдой, решительной и дальновидной правительницей. Она не воевала, а правила государством. Законов не писала, но давала самые простые и нужные для людей того времени «уставы». В результате стало меньше конфликтов, установились межевые знаки княжеских земель — первые государственные границы. Это было начало великих преобразований на Руси.
Обычно, начиная с осени, князь с дружиною объезжал свои владения, собирая с населения дань. При княгине Ольге каждому племени была устанавлена своя норма. Сама княгиня уже не ездила за сбором дани, этим занимались её люди. Основной мерой дани являлись меха, продукты питания, одежда. На картине «Собирают дань» (1908) Н.К.Рерих отобразил своё видение событий той далёкой эпохи.
Наведя порядок внутри государства, Ольга стала укреплять внешние связи с соседями, для чего, лично возглавив посольство, отправилась в Константинополь в 955 году, где была принята по высокому рангу.
Важнейшим событием во время переговоров, помимо продления прежнего договора и военного союза с Византийской империей против арабов и Хазарии, было крещение русской княгини.
К середине IX в. почти все государства Западной Европы приняли христианство — по римскому или византийскому образцу. Это способствовало обогащению духовной культуры народов и поднимало их на новую ступень. Но для языческого мира этот процесс был непростым и болезненным. Ольга, будучи прозорливой правительницей, понимала, что принятие христианства укрепит русское государство и поднимет дух народа, хотя и предвидела сложности, которые могли возникнуть там, где было велико влияние волхвов.
Княгиня Ольга принимает только личное крещение, тем самым положив начало этому процессу в княжеской среде и став духовной матерью для своего народа — «предтечей» Святого Владимира, крестившего Русь.
Она пыталась склонить к христианству и своего единственного сына Святослава, но он оставался ярым язычником, и Ольга в одиночестве прошла путь духовных исканий, пронеся огонь своей веры через всю жизнь и стараясь передать её своему народу.
В Житии рассказывается о том, как однажды, во время объезда тех мест, откуда Ольга была родом, на реке Великой, ей было видение в виде трёх светоносных лучей, исходящих с неба. Ольга решила, что радостное знамение предрекает крещение земли русской, и, пророчествуя, сказала всем присутствующим при этом явлении, что здесь будет великий город и храм во имя Пресвятой Троицы, а затем велела поставить на этом месте крест. Так было предсказано возникновение города Пскова.
Спустя столетия, в 1909 году, псковитяне воздвигли мост через реку Великую, назвав его Ольгиным мостом. Обсуждался вопрос и о памятнике княгине, на что откликнулся и Н.К.Рерих: «Памятники должны вполне отвечать сущности лица, которому они посвящены. Разве может ответить широко думавшей княгине Ольге памятник-фигура?.. Только памятник-музей, который в будущем запечатлеет всю жизнь родного края, может быть достойным памяти святой Ольги... собирательнице земли»6. По преданию, хранимому жителями Гдовского уезда, Ольга водрузила крест и на берегу реки Нарвы, куда ездила из Пскова через Чудское озеро на охоту, «в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах»7. Это место, в 45 верстах от Нарвы, называется «Ольгин Крест».
За огромный вклад в становление Руси княгиня Ольга была причислена к лику святых как равноапостольная, то есть равная апостолам.
В 1915 году Николаем Рерихом был создан эскиз мозаики «Святая Ольга» и эскиз росписи «Святая Ольга». На эскизе росписи Ольга изображена в полный рост, от земли до небес, под льющимися лучами света, данными ей как знамение о предстоящем крещении Руси, на фоне огромных просторов с городами и будущими храмами. В одной руке княгиня держит крест, в другой — храм-символ, который начинает воздвигаться ею. И начинает она это возведение с храма Пресвятой Троицы, что изображён у её ног, в основанном ею городе Пскове, на земле которого и изобразил её художник, со строгим ликом, в золотой одежде под цвет лучам, струящимся с Высот.
За вклад и значимость для Руси Николай Константинович изобразил Святую Ольгу в такой же мощи, как и Воеводу земли русской — Преподобного Сергия, с таким же храмом-символом в руках, как на картине «Святой Сергий Радонежский».
На картине «Никола» (1916) Николай Константинович также изобразил подобный храм: он стоит за стенами белокаменного града, расположенного на высоком зелёном холме, на фоне ослепительно белых облаков, символизирующих Мир Надземный.
Ольга продолжала управлять государством и при правлении её сына Святослава, который был князем-воином и большую часть жизни провёл в походах, продолжая дальнейшее расширение Руси. Внешней политике он придал такие масштабы, что поразил воображение не только современников, но и потомков. Историки назвали его Александром Македонским Восточной Европы.
Вот как говорит о нём летопись тех лет: «В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов... Не имел он и шатра, но спал под открытым небом, положив под голову седло»8. «Древняя летопись сохранила для потомства ещё прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: «Иду на Вы!»»9.
Святослав погиб как воин в неравном бою с печенегами. После его смерти начались междоусобицы. Сыновья Святослава, посаженные отцом на правление в разные земли, стремились отделиться от Киева и стать самостоятельными правителями. Младшему сыну Владимиру пришлось бежать к варягам, где он провёл более двух лет, после чего вернулся в Новгород с отрядом и, собрав там большую рать, двинулся на юг — к Киеву, повторяя путь Олега.
С 980 года князь Владимир становится единственным правителем Руси. Он не был воинственным князем, главной чертой его деятельности является защита русской земли от степных варваров. Для их отражения была создана целая оборонительная система, состоявшая из городов-крепостей, построенных на границах государства.
Но самым главным в этой оборонительной системе было привлечение сюда смелых и сильных воинов, в основном с севера, считавшихся храбрейшими. Здесь, в городах-крепостях, в постоянных сечах с печенегами, формировались русские богатыри — защитники народа, обладавшие огромной физической силой.
Именно к этому времени относится возникновение былинного эпоса Древней Руси. Главной темой былин стала защита земли русской и её народа от лютых врагов. Богатыри служили князю Владимиру, выполняя его просьбы о защите Отечества, и брались за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было.
Всем нам хорошо известен «Богатырский фриз», созданный Н.К.Рерихом в 1910 году, который целиком посвящён легендарным народным богатырям.
Микула Селянинович — богатырь-пахарь, один из двух наиболее знаменитых старших богатырей. Он пахал «такою тяжёлою сохой, что её не могла вытянуть из земли вся дружина мимоезжего князя Вольги Всеславовича, а он, Микула, брал её одной рукой и кидал за ракитов куст». Именно хлебопашца народная мудрость в былинах возвела в самого старшего и сильного богатыря.
Другой старший богатырь — Святогор-Богатырь, необыкновенный силач.
У Микулы Селяниновича было три дочери-богатырши, младшая из них — Настасья Микулична. Та самая Настасья Микулична, в образе которой Рерих отобразит позднее всю мощь России Азиатской.
Вольга Святославович на картине Рериха изображён выезжающим «во чисто поле», со своею дружиною.
Среди младших богатырей наиболее знаменит был Илья Муромец. Вот как в древних песнях-былинах говорилось о нём:
Приехал Илья Муромец во Киев град И вскричал он громким голосом: «Уж ты, батюшка, Владимир князь! Тебе надо ль нас, принимаешь ли Сильных, могучих богатырей...»10 Богатыри, защитники рубежей земли русской, и дороги очищали от разбойников, что также приравнивалось народом к подвигу. Много легенд сложено и о победе Ильи Муромца над Соловьём-разбойником. Этот момент художник отобразил на картине «Соловей-разбойник», где показал кульминационный момент их борьбы.
Картина «Витязь» тоже относится к сюите «Богатырский фриз». На ней изображён витязь у стен крепости с луком в руках.
К теме русского богатырства Рерих обращался в разные периоды творчества. Так, ещё в годы учёбы в Академии художеств он создаёт две картины, посвящённые богатырской теме: «Вечер богатырства Киевского» и парную к ней «Утро богатырства Киевского» (1896).
Как писал один из исследователей, на картине «Утро богатырства Киевского» показан переходный момент от богатырства старшего, представителями которого являются Святогор, Микула, к богатырству младшему — Илье Муромцу, Добрыне Никитичу... Старшие богатыри — это богатыри «стихийных начал... кочевья, титанических подвигов»11. При появлении оседлости они обречены на неподвижность, умирают. На картине Рериха изображён заключительный момент поэтической былины: на горе гроб Святогора, в который заключён богатырь, с горы спускается задумчивый Илья Муромец. Наступает начало новой эпохи — богатырства Киевского.
Картина «Вечер богатырства Киевского» отображает заключительный этап богатырства. Постоянные победы над врагами вселили самоуверенность в богатырей, стали они похваляться:
...Подавай нам силу хоть небесную: Мы и с тою силой, братцы, справимся...12 В наказание за самохвальство им посылаются небесные воители, число которых растёт во время боя.
Испугалися могучие богатыри, Побежали... и окаменели13. На картине изображён богатырь на коне, который как бы замер на ходу — окаменел.
Интересно, что к этому образу Рерих вновь возвращается в 1940 году: тогда появляется картина «Богатыри проснулись». В дневнике художника читаем: ««Богатыри проснулись» сейчас пишется. Посвящается Великому Народу Русскому. Когда-то слагали былину «Как перевелись Богатыри на Руси», но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час»14.
Время правления князя Владимира связано с таким важнейшим историческим событием, как принятие Русью христианства.
В летописи говорится, как Владимир посылал бояр для «изведывания вер». По возвращении они подробно рассказывали о каждой вере. ««Подожду ещё немного», — говорил Владимир, по свидетельству начального летописца киевского»15. Принятие христианства от цесаря и патриарха византийских расценивалось «как знак признания вассальной зависимости Руси от греков»16, что явно не устраивало князя Владимира. И он «вздумал... завоевать веру христианскую и принять её святыню рукою победителя»17.
О том, что на самом деле двигало князем, спорят историки до настоящего времени. Известно, что в 988 году Владимир, собрав многочисленное войско, выступил на судах на Корсунь (Херсонес)18 — центр византийских владений в Крыму; там находилась самостоятельная митрополия во главе с митрополитом, и здесь, согласно летописи, в первом веке проповедовал Андрей Первозванный — первый, кого Христос избрал своим учеником.
Н.К.Рерих говорит о посещении Апостолом Андреем и Киева: «В Киеве был Апостол Андрей. Зачем прибыл в далёкие леса Проповедник? Но появление его становится вполне понятным, если вспомним таинственные, богатые культы Астарты малоазийской, открытые недавно в Киевском крае. Эти культы уже могут перенести нас в 17 – 16 века до нашей эры. И тогда уже для средоточения культа должен был существовать большой центр. Можно с радостью сознавать, что весь великий Киев ещё покоится в земле в нетронутых развалинах»19.
На картине Н.К.Рериха «Поход Владимира на Корсунь (Красные паруса)» (1900) отображён исторический момент — шествие могущественной эскадры военных кораблей. Впереди, в носовой части ладьи, выделяется фигура князя в красной одежде. Эскадра изображена на фоне «огненных столпов», по преданию, появившихся на небе и предвещающих победу Владимира. У Рериха есть также картина «Красные паруса», которая, возможно, тоже относится к этому моменту истории. Согласно византийским и арабским летописям, взятие Херсонеса совпадает с появлением на небе «огненных столпов», предвещавших падение Херсонеса, и с появлением кометы, которую можно было наблюдать в течение двадцати дней. После этого последовало большое землетрясение в Константинополе и рухнул величественный свод храма Софии, что, по мнению византийцев, было недобрым знаком20.
После длительной осады город, на протяжении многих веков отражавший приступы завоевателей, был взят. Владимир отправляет гонца в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием отдать ему в жёны их сестру — царевну Анну, в противном случае грозится взять Царьград. «Условия диктовал победитель, который хотел закрепить мир женитьбой на византийской царевне...»21 Единственным условием византийских императоров было принятие Владимиром христианства. Князь, уже готовый к этому, дал согласие на крещение, «подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии»22. «Одним из результатов крещения было то, что сын Владимира... получил высочайший в Европе титул «цесаря», т.е. императора»23.
Анна, в сопровождении епископа и христианских сановников, прибыла в Корсунь. Владимир принял крещение, вернул грекам город и, взяв с собой иконы, церковную утварь, священников, мощи святого Климента и его ученика Фива, отправился в Киев.
В Киеве крещение приняли дети Владимира и его окружение. Идолы были ниспровергнуты, и началось крещение народа.
Владимир сразу же начинает построение церквей по всем городам и селениям, начав с церкви св. Василия, имя которого получил при крещении. И сразу же начинает строительство главного храма Руси — собора Пресвятой Богородицы, на содержание которого он выделил десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь стали называть Десятинной.
В 1240 году при нашествии Батыя Десятинная церковь была разрушена. «В разное время были открываемы части бывшей Десятинной церкви: осколки мраморных колонн, картины, куски мозаичного пола, кафели, остатки мозаики и фресок, — пишет Н.К.Рерих в «Записных листках» о Десятинной церкви в Киеве. — Все эти остатки, так же как и намёки летописи, ясно говорят нам о действительном великолепии Владимирова храма. В мечтах можем мы ярко представить себе величие и благородство этого памятника, украшенного лучшими предметами греческой работы. И сделанное греческими мастерами в Киеве, и, главное, вывезенное из Корсуня, без сомнения было высокохудожественно. Чем вернее представим себе древний Киев... тем выше будет наше суждение о первоначальном виде Десятинной церкви»24.
С трудом христианство вводилось в Новгороде и в других землях. Крещение шло по Руси с «мечом и огнём». И лишь через несколько веков христианство взяло верх над язычеством, которое до конца так и не сдалось. На Руси осуществилось двоеверие — необычное сочетание христианства и язычества. Это явилось отличительной чертой Русского государства. Праздник Коляды слился с Рождеством Христовым. Масленица отмечалась перед Великим постом. Люди, веря в Христа и святых угодников, продолжали считаться с лешими и русалками.
Священников, прибывших из Царьграда, из Корсуня и из Болгарии, было недостаточно. И князь Владимир решает укрепить христианство через распространение книжного учения. По приказу Владимира детей из богатых семей отправляли учиться в храмы. Только так их можно было сделать твёрдыми христианами. «Матери плакали по ним, как по мёртвым», — сказано в летописи, — не зная, для чего это делается. Но в какие-то двадцать лет возросло поколение людей, по уровню своих понятий далеко шагнувших вперёд и ставших основателями христианского общества на Руси.
Христианство вносило в мораль и нравы древнерусского общества такие понятия, как «не убей», «не укради», «возлюби ближнего своего, как самого себя» и другие. Всё это говорит о верном пути, который был понят и избран Владимиром для начала новой жизни Руси.
Сам Владимир был грамотен, он «любил книжное чтение», — это первый русский князь, который был отмечен летописцем как человек образованный. Церковные писатели и летописцы назвали его святым и равноапостольным, а в народных преданиях и былинах Владимир назван «Красное Солнышко», «Володимер-Солнце».
Он был истинно великим человеком. По словам Николая Константиновича Рериха, «Великий Владимир сдвигал массы»25. В результате сложилось могучее славянское государство, прочное единством власти, веры, общностью языка и культуры.
Итак, по словам исследователя Льдова, «первобытная русская древность нашла в [Рерихе] вдохновенного истолкователя, создавшего совершенно новый жанр искусства, опирающегося на глубокое археологическое исследование. В образах Н.К.Рериха древний русский обиход воскрес с почти сказочною живостью воссоздания. (...) ...В нём больше, чем в ком-либо из современных русских художников, заметны черты прирождённой «гениальности»...»26
Н.Ф.Василькова
Начало в №11 – 2006. Продолжение следует
--------------------------------------------------------------------------------
1 Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. СПб., 2006. С. 356. 2 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. СПб., 2005. С. 154. 3 Рерих Н.К. На кургане // Глаз добрый. М., 1991. С. 31. 4 Там же. 5 Рерих Н.К. Радость искусству // Там же. С. 98 – 99. 6 Цит. по: Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. Самара, 1999. С. 527. 7 Там же. С. 416. 8 Цит. по: Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVIII века.М., 2000. 9 Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1995. С. 137. 10 Нечволодов А. Сказания о Русской Земле: В 4 кн. Кн. 1. Кемерово, 1991. С. 238. 11 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск I. СПб., 2004. С. 54. 12 Там же. С. 41. 13 Там же. С. 42. 14 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 328. 15 Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М., 1992. С. 42. 16 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 456. 17 Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. С. 160. 18 Корсунь — древнерусское (до XV в.) название Херсонеса. Находился на территории современного Севастополя. 19 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 61. 20 Как была крещена Русь. М., 1988. С. 155, 253. 21 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 456. 22 Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. С. 61. 23 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 456. 24 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. С. 530. 25 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 60. 26 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск III. С. 232 – 233.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"Н.К.Рерих, который знал и любил историю своего отечества, с особым чувством относился к героям русских былин и, конечно же, уделил им особое внимание в своём творчестве. Одним из ярчайших произведений художника на эту тему является сюита «Богатырский фриз» (1910), исполненная им для интерьера городского дома Ф.Бажанова в Петербурге. Фриз состоит из семи крупных панно, а также нескольких панно для оконных проёмов с растительным мотивом, высота каждого из них два метра. В настоящее время они хранятся в Государственном Русском Музее." "Панно «МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ». В русских былинах Микулу называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. По преданию, он пришёл на Русь «из стран отдалённых Востока». Образ Микулы Селяниновича получил очень широкую популярность, а также оказал большое влияние на русскую литературу и искусство. «Достаточно вспомнить стихи Некрасова, картины и иллюстрации Врубеля, Билибина и многих других, посвящённые Микуле, а главное, те бесконечные уподобления и сравнения, которыми буквально полнится русская литература тех времён». Былину о Микуле Селяниновиче Н.К.Рерих называет «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства». В своём творчестве он дважды обращается к этому образу. В письме Гребенщикову (24.04.1937) он сообщает: «Недавно написаля картину ''Великий Пахарь — Микула Селянинович''. Над тёмным силуэтом земли возносится в облачно небесном обличии богатырь труженик. Пашет и посеет потом. И пожнёт жатву». "
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Источник: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/4929
В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно „Богатырский фриз" для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф. Г. Бажанова. Дом был построен по проекту архитектора П. Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Каждый его интерьер отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Гостиную украшал майоликовый камин „Вольга и Микула", исполненный по эскизу М. А. Врубеля, а панно Рериха размещались в столовой. Серия состояла из восьми сюжетных („Садко", „Витязь", „Баян", „Илья Муромец", „Микула Селянинович", „Город", „Вольга Святославович", „Соловей-разбойник") и одиннадцати декоративных композиций. Создание монументального „Богатырского фриза"стало в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Фото панно в интерьере. Правее - "Садко"
|