«19.XII. Мы стоим в треугольной долине, относительно защищенной от ветра. На высотах появляются дикие козы, а через лагерь проскакивают зайцы. Сегодня доктор ходил в монастырь лечить майоршу и принёс сахару, который у нас уже на исходе. Н.К.Р. распорядился сделать новую разведку дорог.
После обеда я ходил с Кедубом осматривать монастырь. Монастырь построен у слияния двух горных рек и притаился под защитой высоких скал. Он обнесён невысокими стенами с крепкими воротами и парой бойниц. Стены в квадрат, перемежаются двухэтажными зданиями. У задней стены - высокая башня. И здания, и стены сложены из камня, слегка скрепленного известкой.
Тип построек, ворот, окон - напоминает древнеегипетский со сторонами прямоугольника, расходящимися книзу. По середине грязного двора шест-мачта с развевающимися на нём длинными молитвенными флагами. Храмов - два. Старый во втором этаже. К нему ведёт лестница, попросту балка с зарубками. Это низкое мрачное помещение. В полутьме стоит алтарь с золочёными божественными изображениями и ритуальными аксессуарами для богослужении. Укреплённый на свае потолка - висит громадный барабан. По стене десятка два страшных дьявольских масок, употребляемых при священных танцах-мистериях. Полы застланы грязными циновками и рядами коричневых матрасов для сидения монахов во время служб. Служение происходит в этом храме.
Другой храм, новый, через двор внизу. Он больше старого - в оба этажа - и еще не имеет алтаря. Очевидно, его только что отделали. Живопись очень недурна. По верху иде9т балкон на столбах с образами женских божеств - тар. Внизу стены расписаны изображениями основателя секты бон-по и её святых. Дальше духи стихий, многообразно и страшно вооруженные, и боги Шамбалы. Можно найти и священного коня, везущего сокровище мира, и божественного слона, и других мистических животных. Некоторые святые изображены с зелеными лицами; одежды и позы выписаны строго по канону. Цвета, преобладающие в росписи храма, красный и чёрный. Орнаментика - золотом. Очень хороша дверь, тоже с расходящимися вниз линиями. Она чёрная лакированная и художественно расписана красным и чёрным с добавочным зелёным. Во двор выходят двери келий, завешанные рваным сукном. Сами кельи грязны, неуютны и без отопления. За новым храмом помещение, занятое книгами Канчжура, обнимающими все священные знания. Долго ходим мы с Кедубом
по монастырю. Нас сопровождают монахи и между ними миряне. Те и другие одеты здесь совершенно одинаково, и отличием монахов являются только чётки. Не зная языка, трудно получить больше, нежели внешние впечатления, и, поблагодарив присутствующих, мы возвращаемся в лагерь, сопровождаемые солдатом. Издали заливаются лаем монастырские псы.
«Вечером любуемся удивительным солнечным закатом. Небо сменяет нежно-персиковый, розовый, «сомон», лиловый, фиолетовый и малиновый цвета на тёмно-синий. Удивительна гармоничность и постепенность перехода из тона в тон».