|
Название |
Мост Славы. # 7 |
Год |
1923 |
Где находится |
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк |
Материалы, размеры |
Холст, темпера. 81.8 x 163.2 см. |
Источник |
Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org |
Примечание |
Загружено 3 изображения. 1.0035. См. эскиз к Картине |
Происхождение |
http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue Монограмма слева внизу Провенанс Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1973) Произведение продолжает серию «Sankta», написанную в 1922 году. Здесь мы снова видим образ святого Сергия. Мост, по Рериху, «символ объединения Миров». «Бог вложил человеку вечность в сердце, – обитель духа нетленна, вечна через все воплощения. И познает она свет, ибо и сама является источником света... светоносность есть один из первых признаков действия энергий этих. Когда нагнетется свет этот, когда делается видим и нашему глазу, – этот момент всегда остается жданно-нежданным. Завещано держать светильники зажженными, но момент вестника несказуем». «Марево, зарево, зарница – ¬вестники далеких событий. Северное сияние или Гималайское свечение напоминают о накоплениях, невнятных уху и глазу. Только сердце почует их, отстучит тревожно или торжественно» Н.К. Рерих. Священный дозор; Синтез.
|
|
|
"Мост Славы" — великий русский духовный подвижник, Сергий Радонежский, идет навстречу Будущему, поднимаясь в гору, над ним сверкает, переливаясь красками, мощное северное сияние, предвещая духовный мост между настоящим и Грядущим, озаренным всеми возможностями эволюции. |
|
• Это картина карельского цикла, написана в 1923 году. Н.К. Рерих, как уже говорилось, ищет чистые, светоносные краски и находит их, как ни странно, не на жарком юге, а на русском Севере. Завороженный сполохами полярных сияний, он, как никто другой до него, отважился запечатлеть на полотне эту огненную стихию. На картине впервые засветились холодными лучами вспышки пространственных излучений. Это уже была та фактура цвета, которая возобладала в последующих его работах. Теперь всё на его картинах несло одну природу цвета и было одновременно и космическим и земным.
• Голубой сапфирный мост накрепко соединил легчайшее небо и землю. И тут же Святой Сергий Радонежский идёт к этому мосту, этот величайший и столь любимый Рерихами Дух, как бы образец русского делания тихого, но крепкого подвига [1, с.163-164; 26, с.230].
1. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. “Рерих и Сибирь”. Новосибирское книжное издательство, 1992г., 191с.
26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с. |
|
В 1923 году Рерих написал картину «Мост славы», на которой впервые заполыхало полярное сияние. Он изобразил там авроральное явление в виде дуги с лучистой структурой. Во всё темное небо раскинулись острые снопы света, написанные полупрозрачными красками. На них художник наносил отдельные красочные корпускулы, напоминающие неровный слой сгрибившейся олифы на старых иконах. Эти мелкие образования имеют определённую толщину и округлую форму, слегка вытянутую по направлению полёта. Кое-где сгрибившиеся верхушки ещё слегка тронуты более интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного перелива красок. Эта необычная фактура красочного слоя в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о волновом и корпускулярном дуализме материи. Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции, быть может, являют своеобразный живописный аналог современным воззрениям квантовой механики, где свет описывается в виде волн и ансамбля отдельных фотонов.
|
|
Голубой сапфирный мост — «Мост Славы» образован северным сиянием и накрепко вяжет легчайшее небо и дебелую землю. И тут же св. Сергий Радонежский бредет к этому мосту, это величайший образ и столь любимый Рерихом, как бы образец русского делания тихого, но крепкого подвига. |