Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=606&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Н. Гумилёв Выставка нового русского искусства в Париже Письмо из Парижа ...«Песня о викинге» — вещь, изысканная по благородству красок, серых, синей и бледно-оранжевой: от сбегающего вечера ещё суровее серые стены дедовского дома; белокурая грустная девушка поёт о ком-то далёком, а пред нею, среди сверкающего облака, в яростной схватке сшиблись две призрачные ладьи. ...
Весы. 1907. Ноябрь. № 11. С. 87–88.
Борис Гуров «Салон» ...Многими работами представлен Н. К. Рерих: тут и грустная «Песнь о викинге», и благоговейное жуткое «Пещное действо», и зловещий, величавый «Бой», и «Древняя жизнь», дышащая спокойной, далёкой сказкой древних веков. ... Лебедь (Москва). 1909. 1 марта. № 5. С. 43–46. |
||||||||||||
|
||||||||||||
К другой, полярной Индии, стране обращается мастер в сюите «Викинг», состоящей из «Песни о викинге» (1907), «Песни о викинге (Светлой ночью)» (1909), «Варяжского моря» (1909—1910), уже упомянутого «Боя» (1906) и «Триумфа викинга» (1908). В этих полотнах, словно движимых суровым, северным напевом Балтийских волн, дробящихся о темные прибрежные камни, мастерство Рериха приобретает, в противовес «цветистой мягкости» «Девассари Абунту», черты северной замкнутости и молчания... Глубокой печалью звучат серые, синие и бледно-оранжевые тона «Песни о викинге» — тусклыми тенями залегли в ранние сумерки шхеры, одиноко плывет чуть позлащенная закатная тучка и безнадежна грусть девушки, скандинавской Ярославны, тоскующей у этих тихих вод... |
||||||||||||
|
||||||||||||
К сюите "Викинг" относится также картина, отличающаяся в творчестве раннего Рериха редким для него лиризмом. Это "Песнь о викинге"* (1908). В ней художник создает образ северянки, женщины, одиноко ждущей на берегу возвращения воина из похода. В ее печальном взоре, устремленном на залив, в склоненной голове, во всей ее неуверенной позе чувствуются трагизм и безысходность. Почти бессильной рукой она опирается на сваю, и кажется, что она прощается даже с надеждой на встречу. Трагизм ее образа подчеркивается холодным сиреневым цветом пустынного замка, мрачными серо-зелеными тонами островов и воды. (Судя по другим картинам сюиты – "Триумф викинга" и "Могила викинга"* – рериховская северянка не дождется своего героя.) Композиционно картина резко разделена на две части. Справа – замок и одинокая фигура женщины, слева – залив с островами и небом. Но эти полярные части картины дополняют друг друга. Убери художник пейзаж – и замок будет выглядеть слишком нереальным, игрушечным, а если отдельно рассматривать пейзаж, то в картине явно будет отсутствовать объединяющее начало. В центре – женское лицо. Его белизна, поддерживаемая светом неба, дана в контрасте с чистейшим ультрамарином платья и темными скалами. И этот контраст создает щемяще-пронзительное звучание женского образа. |
||||||||||||
|
||||||||||||
5 декабря 1907 года в Париже была открыта выставка нового русского искусства, на которой были представлены и работы Николая Константиновича Рериха. Именно в Париже, который называли столицей мирового искусства, Рерих с 1900 по 1901 год совершенствовал своё художественное мастерство под руководством известного французского художника Фернана Кормона, очень верившего в творческий потенциал молодых русских художников.
Среди работ, представленных Рерихом на выставке, были картины, показывающие жизнь древних северных народов — викингов, или варягов, как их называли на Руси.
Н.К.Рерих, чей род имел древнескандинавские корни, не мог в своём творчестве обойти молчанием тему, интерес к которой проявился у него с раннего детства. Эта тема дала импульс для создания целой серии картин, посвящённых викингам, — таких значительных полотен, как «Варяжское море», «Триумф викинга», «Заморские гости» (другое её название «Из варяг в греки»), «Дочь викинга». На выставке в Париже была представлена картина «Песнь о викинге», написанная художником в 1907 году. На ней мы видим женщину-северянку, печально ждущую воина, ушедшего в дальний поход.
Викингами называли участников «вика» — морских походов, — выходцев из Скандинавии, которые в Средние века завоевали ряд государств на побережьях Западной и Южной Европы. С распространением христианства на Севере походы викингов постепенно прекратились, но история сохранила память о могучих воинственных людях, которых влекли неведомые страны.
В парижской выставке приняла участие и княгиня М.К.Тенишева, которую с Н.К.Рерихом связывали большая дружба и творческое сотрудничество. Княгиня «выставила свои эмали и керамику и, кроме того, работы крестьянок Смоленской губернии, сделанные под её наблюдением. Она и проповедуемое ею крестьянское искусство имеют большой успех в Париже, так что многие вещи уже проданы, некоторые даже французскому правительству»1. Так писал известный русский поэт Николай Гумилёв, побывавший на выставке и лично познакомившийся с Николаем Рерихом. Он очень высоко отозвался о художнике и его творчестве. Вскоре в газетах появилась написанная им заметка, в которой говорилось: «5 декабря состоялась 1'inauguration выставки нового русского искусства в Париже. Нужды нет, что в ней участвуют всего пять артистов и что помещение на rue Caumartin очень мало, — оригинальность замысла, дополненная большим художественным вкусом, искупает всё. Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля и, что ещё интереснее, — старинной жизни. Поэтому здесь старательно изгнан элемент антикварности или подражательности, и художники ещё раз хорошо доказали мысль, что тот, кто действительно поймёт и полюбит русскую старину, найдёт её только в своём воображении. Королём выставки является бесспорно Рерих (выставивший 89 вещей). Мне любопытно отметить здесь его духовное родство с крупным новатором современной французской живописи Полем Гогеном. Оба они полюбили мир первобытных людей с его несложными, но могучими красками, линиями, удивляющими почти грубой простотой, и сюжетами дикими и величественными, и, подобно тому как Гоген открыл тропики, Рерих открыл нам истинный север, такой родной и такой пугающий.
Из больших картин Рериха наиболее интересна изображающая «Народ курганов», где на фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят некрасивые коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы — очевидно, финны, Белоглазая Чудь. Эта картина параллельна другой, бывшей в Salon d’Automne. Там тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов — славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась, давно-давно, среди жалобно шелестящих болотных трав.
«Песня о викинге» — вещь изысканная по благородству красок, серых, синей и бледно-оранжевой: от сбегающего вечера ещё суровее старые стены дедовского дома; белокурая грустная девушка поёт о ком-то далёком, а пред нею, среди сверкающего облака, в яростной схватке сшиблись две призрачные ладьи.
«Сокровище Ангелов» — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. Это — вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России.
Интересна была мысль выставить рядом Рериха и Билибина, одного — как представителя скандинавских и отчасти византийских течений в русском искусстве, другого — как поборника течений восточных. (...)
Выставка, несмотря на свою миниатюрность, производит вполне законченное впечатление»2.
Позже Николай Гумилёв написал в одной из своих статей: «Рерих — вот высшая степень современного русского искусства. Он глубоко национален, именно национален, а не народен. Не принимая современную Россию за нечто самоценное, законченное, он обращается к тому времени, когда она ещё создавалась, ищет влияний скандинавских, византийских и индийских, но всех преображённых в русской душе. Манера его письма — могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утончённая по существу — меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению»3.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 260. 2 Там же. С. 259–260. 3 Там же. С. 265.
Источник http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||
|
||||||||||||
• В ней художник создаёт образ северянки, женщины, одиноко ждущей на берегу возвращения воина из похода. В её печальном взоре, устремлённом на залив, в склонённой голове, во всей её неуверенной позе чувствуются трагизм и безысходность. Почти бессильной рукой она опирается на сваю и, кажется, что прощается даже с надеждой на встречу. Трагизм её образа подчёркивается холодным сиреневым цветом пустынного замка, мрачными серо-зелёными тонами островов и воды. Судя по другой картине сюиты — “Триумф викинга”, — изображающей могилу воина, рериховская северянка не дождётся своего героя. Но тем не менее в “Песне о викинге” художник ярко высвечивает предрассветное небо, и этот свет вселяет в героиню волю к жизни, веру в собственные силы. Композиционно картина резко разделена на две части. Справа — замок и одинокая фигура женщины, слева — залив с островами и небо. Но эти полярные части картины дополняют друг друга. Убери художник пейзаж — и замок будет выглядеть слишком нереальным, игрушечным, а если отдельно рассматривать пейзаж, то в нём ясно будет не хватать объединяющего начала. В центре картины женское лицо. Его белизна, поддерживаемая цветом неба, дана в контрасте с чистейшим ультрамарином платья и тёмными скалами. Несмотря на стремление Рериха показать человека далёкой эпохи, картина “Песнь о викинге” по-своему современна, она по-своему отразила отношение художника к началу ХХ века [2, с.100]. • В 1907-1910 годах написана серия “Викинг”, куда вошли картины “Песнь о викинге”, “Триумф викинга”, “Могила викинга” и другие. Произведения этой серии отличают эмоциональность и умение передать настроение. Лиризм возведён в возвышенную символическую категорию. Это особенно чувствуется в картине “Песнь о викинге”. Молодая женщина с поникшей головой стоит на террасе замка, расположенного над холодным серо-синим морем. Она ждёт, но вдали не видно кораблей, только кое-где рассеяны в море пустынные скалистые островки и нависают тяжёлые, как камни, тучи. Композиция динамична, в картине противопоставлена наполненная правая часть, с замком и женской фигурой, левой — пустынной, зовущей вдаль. Колористическая гамма, построенная на сине-лиловых и золотисто-жёлтых тонах, символизирует чувство печали и радости [40, с.56,57]. • Путешествие 1907 года вдохновило художника на создание “Триумф викинга” (1908), и “Варяжского моря” (1910). По словам С. Эрнста, “в этих полотнах, словно движимых суровым северным напевом Балтийских волн, дробящихся о тёмные прибрежные скалы, мастерство Рериха приобретает черты северной замкнутости”. К сюите “Викинг” относится так же картина, отличающаяся в творчестве раннего Рериха редким для него лиризмом, это “Песнь о викинге” (1907) [2, с.100]. • “... в сюите “Викинг”, состоящей из “Песни о викинге” (“Светлой ночью”) (1909), “Варяжского моря” (1909-1910), уже упомянутого “Боя” (1906) и “Триумф викинга” (1908). В этих полотнах, словно движимых суровым напевом Балтийских волн, дробящихся о тёмные прибрежные камни, мастерство Рериха приобретает.... черты северной замкнутости и молчания... Глубокой печалью звучат серые, синие и бледно-оранжевые тона “Песни о викинге”: тусклыми тенями залегли в ранние сумраки мхеры, одиноко плывёт чуть позлащённая закатная тучка и безнадёжна грусть девушки, скандинавской Ярославны, тоскующей у этих тихих вод...Грандиозная сумрачная гармония полнит “Варяжское море”: сурово играют глубоко-синие, красно-коричневые и серые тона, грозной дугой стоят готовые к отплытию ладьи, пенятся холодные волны... Вечный великий покой почиет на голубых курганах у спокойного серого моря в “Триумфе викинга”...[26, с.30].
2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с. 26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с. 40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
||||||||||||
|
||||||||||||
В 1907 году также была написана Рерихом работа «Песнь о викинге», относящаяся к сюите «Викинг», начатой художником в Петербурге и получившей развитие после путешествия в Финляндию, В сюиту «Викинг» входили и другие произведения: «Бой» (1906), «Песнь о викинге (Светлой ночью)» (1909), «Триумф викинга» (1908), «Варяжское море» (1909-1910). В картине «Песнь о викинге» сам викинг отсутствует, но его с печальной надеждой ждет единственный человек—женщина. Картину можно было бы назвать и «Ожидание», или «Ждет», но Н. К. Рерих называет ее «Песнь о викинге». В этом названии слышится песнь о посмертной славе викинга, или песнь-мольба женского сердца о его возвращении. Интересно провести аналогию картины «Песне о викинге» с двумя другими работами художника: «Вечное ожидание» (1917) и «Ждущая» (1941). В обеих работах присутствует финский пейзаж, как и в «Песне о викинге»: спокойная вода озера, но беспокойная и переменчивая — знаковая жизнь неба. Во всех работах — присутствие ожидающей женщины. |