Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=6166&size=3
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Ист.:heritage-roerich.ru/publications/88-publications/549-sudba-kartiny-n-k-rerikha-gimalai-1933-podarennoj-pape-rimskomu
Список произведений Николая Константиновича Рериха (1874–1947) за 1933 г. содержит любопытную запись: «№ 40. Гималаи (Канченджанга). Ватикан»[1]. В столбце о цене – прочерк, что у Н.К. Рериха чаще всего означало – дар. О том, что картина была подарена в 1933 г., есть сообщение в бюллетене Музея Рериха в Нью-Йорке за июль 1933 г.[2] Но как именно эта картина выглядела, долгое время для исследователей наследия Н.К. Рериха оставалось неизвестным.
Пролить свет на судьбу этого произведения удалось лишь после получения 9 марта 2021 г. ответа директора Музеев Ватикана Барбары Йатты на обращение Президента Национального рериховского комитета А.П. Лосюкова. Ответ был получен при активном содействии Посла РФ в Ватикане А.А. Авдеева.
Выяснилось, что в инвентаре Музеев Ватикана картина Н.К. Рериха размером 75 х 117 см была записана с названием «Пейзаж Гималайского хребта». Её публикацию можно найти в книге Н.К. Рериха «Гималаи – Обитель Света»[3], изданной в 1947 г. Там ей дано название «Канченджанга».
Н.К. Рерих. Гималаи (Канченджанга). 1933. Из собрания Папы Пия XI
Илл. из книги: Roerich N. Himalayas: Abode of Light. 1947
Предыстория этого дара такова. В начале 1930-х гг. идея Н.К. Рериха об охране культурных сокровищ человечества (Пакт Рериха и Знамя Мира) получила широкую общественную поддержку. Художник много контактировал с научными, художественными, религиозными учреждениями и организациями в разных странах. В связи с этим в начале 1933 г. сотрудники Французской Ассоциации друзей Музея Рериха и Европейского центра Музея Рериха в Париже[4] высказали мысль о желательности подарка Папе Пию XI в виде оригинальной картины Н.К. Рериха. На что художник отозвался так: «Мысль о преподнесении Его Святейшеству картины моей мне не только была приятна, но оказалось, что, как бы предвосхищая эту мысль, я начал писать “Мадонну Покровительницу”[5], защищавшую покровом своим храмы, возглавляемые Собором Петра»[6]. «Я думаю, – советовался он с Мари де Во Фалипо (ок. 1870 – не ранее 1936), председателем Французской Ассоциации друзей Музея Рериха, – у католической церкви не возникнет вопросов в отношении нашего Знака. Как Вы знаете, этот же знак изображён на груди Господа нашего Иисуса Христа на картине религиозного содержания у Мёмлинга[7]. До передачи в Музей Антверпена полотно находилось в католической церкви, где оно было должным образом освещено. <…> Полотно, над которым я сейчас работаю, называется “Madonna Protectress”, и я поместил этот знак в том же самом месте, что и на картине у Мёмлинга»[8].
Предыстория этого дара такова. В начале 1930-х гг. идея Н.К. Рериха об охране культурных сокровищ человечества (Пакт Рериха и Знамя Мира) получила широкую общественную поддержку. Художник много контактировал с научными, художественными, религиозными учреждениями и организациями в разных странах. В связи с этим в начале 1933 г. сотрудники Французской Ассоциации друзей Музея Рериха и Европейского центра Музея Рериха в Париже[4] высказали мысль о желательности подарка Папе Пию XI в виде оригинальной картины Н.К. Рериха. На что художник отозвался так: «Мысль о преподнесении Его Святейшеству картины моей мне не только была приятна, но оказалось, что, как бы предвосхищая эту мысль, я начал писать “Мадонну Покровительницу”[5], защищавшую покровом своим храмы, возглавляемые Собором Петра»[6]. «Я думаю, – советовался он с Мари де Во Фалипо (ок. 1870 – не ранее 1936), председателем Французской Ассоциации друзей Музея Рериха, – у католической церкви не возникнет вопросов в отношении нашего Знака. Как Вы знаете, этот же знак изображён на груди Господа нашего Иисуса Христа на картине религиозного содержания у Мёмлинга[7]. До передачи в Музей Антверпена полотно находилось в католической церкви, где оно было должным образом освещено. <…> Полотно, над которым я сейчас работаю, называется “Madonna Protectress”, и я поместил этот знак в том же самом месте, что и на картине у Мёмлинга»[8].
Однако М. де Во Фалипо в своей переписке с Н.К. Рерихом сообщала ему, что символ Знамени Мира, идея которого взята художником с иконы Андрея Рублёва «Святая Живоначальная Троица»[9] из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, часть зрителей неверно истолковывает и соотносит с тайными обществами. В связи с этим Н.К. Рерих восклицал: «Выступать против древнего символа Троицы из-за некоей позднее созданной организации <…> то же, что и отрицать Святой Крест, потому что его могли обнаружить среди древностей Китая или Африки!»[10]
Для Н.К. Рериха было очень важным, чтобы знак Знамени Мира, украшающий плащ Мадонны на его картине, был принят Ватиканом. «Очень символично, что год с апреля 1933-го по апрель 1934-го был провозглашён Его Святейшеством “святым”[11]. <…> И “Madonna Protectress” будет наилучшим образом соответствовать этому святому указу»[12], – писал он.
В то же время, желая, чтобы у М. де Во Фалипо был выбор, какую из картин преподнести Папе Римскому, Н.К. Рерих 6–10 марта 1933 г. отправил в Париж не только полотно «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница»)[13], но и большую картину «Гималаи (Канченджанга)» с изображением «доселе непокорённых вершин Канченджанги»[14]. «…Так Вам будет проще судить, какая картина произведёт на Его Святейшество большее впечатление и придётся ему по сердцу»[15], – комментировал художник.
15 мая 1933 г. помещение Европейского центра Музея Рериха посетил Его Превосходительство кардинал Луиджи Мальоне (1877–1944), апостольский нунций в Париже, и сделал выбор подарка для Папы Римского в пользу пейзажа «Гималаи (Канченджанга)», поскольку Папа Пий XI в своё время увлекался альпинизмом и неоднократно совершал восхождения на Монблан и другие вершины Альп.
Папа Римский выразил Н.К. Рериху сердечную благодарность за подаренную ценную художественную картину и за то редкое мастерство, с которым картина исполнена, а также передал художнику и его семье свое Апостольское благословение[16].
Письмо директора Музеев Ватикана Барбары Йатты проясняет дальнейшую судьбу этого произведения. Картина хранилась в апартаментах Папы Пия XI, а после его кончины, во исполнение его последней воли, в 1940 г. была перевезена в Музеи Ватикана. В 1990-е гг. она была передана на временное экспонирование в Пресс-службу Святого Престола. «К сожалению, должна Вас информировать, – пишет Барбара Йатта, – что картина так и не была возвращена Музеям, и, скорее всего, около 1999 г. она была похищена. Дирекцию Музеев Ватикана проинформировали о случившемся спустя большое количество времени, о чем я Вам с горечью сообщаю»[17].
О.Е. Цветкова
[1] Центр-музей имени Н.К. Рериха: Живопись и рисунок: Н.К. Рерих, С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих, Е.И. Рерих. Каталог. В 2 т. Т. 1. – М., 2009. – С. 716.
[2] Roerich Museum Bulletin. – 1933, Vol. III. – July, № 7. – P. 4.
[3] Roerich N. Himalayas: Adobe of Light. – Bombay, 1947. – P. 19.
[4] Французское общество друзей Музея Рериха, основанное 5 июня 1929 г. и переименованное в конце 1931 г. во Французское общество Николая Рериха, находилось в Париже (ул. Пуатье, 12) в одном здании с Европейским центром Музея Рериха, открытом в октябре 1930 г.
[5] Речь идет о картине «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница») (1933). Местонахождение неизвестно. Известна также под названием: «Madonna Protectress» («Мадонна Защитница»).
[6] Письмо Н.К. Рериха М.А. Таубе от 1 февраля 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. – М., 2020. – С. 16.
[7] Речь идет о центральной части триптиха «Христос в окружении музыкантов» (1487) Ганса Мёмлинга. Королевский музей изобразительных искусств, Антверпен.
[8] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 31 января 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 14.
[9] А. Рублев. Троица. 1411 или 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
[10] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 9 мая 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 56.
[11] Период с апреля 1933 г. по апрель 1934 г. был объявлен святым в связи с 1900-летие Распятия Христа.
[12] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 31 января 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 15.
[13] Судьба картины «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница») до настоящего времени не выявлена. Её следы обрываются в Париже примерно около 1934 г. По информации из машинописного каталога Европейского центра Музея Рериха, она была направлена в Университет Коимбры (Португалия), однако попытки исследователей наследия Н.К. Рериха найти там её следы не увенчались успехом. См.: Крылов П.И. К истории бытования картины Николая Рериха «Святая Покровительница» («Sancta Protectrix») // Рериховское наследие. Т. Х: Результаты и перспективы Международного выставочного проекта «Рериховский век». – СПб., 2013. – С. 379–383. Будникова Ю.Ю. К вопросу о поиске картины Николая Рериха «Святая Покровительница» («Sancta Protectrix») // Рериховское наследие. Т. Х: Результаты и перспективы Международного выставочного проекта «Рериховский век». – СПб., 2013. – С. 383–386.
[14] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 14 февраля 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 18.
[15] Там же.
[16] Письмо кардинала Э. Пачелли Н.К. Рериху от 22 июля 1933 г. // Архив Рерихов. Н.К. Рерих. Эпистолярный архив. PNKR-432, p. 2. – Электронный ресурс: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/PNKR/PNKR-432.pdf.
[17] Письмо директора Музеев Ватикана от 9 марта 2021 г. // Архив НРК. |