Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=6287&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«В огромном наследии Рериха среди работ на темы героического эпоса наибольший интерес представляет так называемый "Богатырский фриз". Он был создан еще в 1910 году в Петербурге для столовой в доме Ф.Г. Бажанова (ул. Марата, 72). Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно - 2,03 м. Общая длина больших панно - 25,75 м. Кроме того, над окнами на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера. Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проё- ма, - "Баян" и "Витязь". Баян с гуслями поёт о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным прологом к ней. По левую руку от дверного проёма находились большие полотна - "Вольга" и "Мику- ла". Микула изображён могучим пахарем. Он - как бы неотъемлемая часть земли и власт- но проводит по ней богатырские борозды. "Великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную" - писал художник о Микуле Селяниновиче. Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю, фигура Микулы зани- мает её центр, ритмы плавные, мягкие. По-другому строится композиция "Вольга". Дружина княжича изображена в движении, направленном слева направо по горизон- тальной линии. Художник не акцентирует внимания на каком-то одном образе. Пере- секающиеся линии копий, беспокойные силуэты всадников создают сложный ритм. Оба панно задуманы как парные, тематически связанные между собою, что подчер- кивает контрастность в их образном решении. В Государственной Третьяковской га- лерее хранится набросок композиции этих панно. Обе сцены расположены па одном листе и отделены друг от друга только чертой. В интерьере панно разделены ками- ном. На противопоставлении: на контрастном подчеркивании образов строятся также два других произведения - "Илья Муромец" и "Соловей-разбойник". Илья Муромец, как и в былине, олицетворяет защитника земли русской. Подобно Микуле Селяниновичу, он неразрывно связан с землей. За его фигурой простираются синие озера и реки, холмы и белокаменные города. Соловей-разбойник показан совершенно иначе: он забился в избушку на курьих ножках, которая словно подчеркивает его обреченность. Эти панно в интерьере располагались по сторонам от большого оконного проема. Кроме того, над окном помещалось длинное узкое панно "Городище" с романтизиро- ванным, типично рериховским пейзажем древней русской земли, которое компози- ционно и по смыслу связывало их. Самое большое панно - "Садко". Его длина - 7 метров. Садко не богатырь. Он не со- вершал воинских подвигов. В былинах повествуется о нем как о певце, гусляре, пле- нившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском. Отсюда - двой- ственный характер былины - фантастический и совершенно реалистический. Если предшественников Рериха обычно интересовала сказочная сторона былины, то сам он выбирает ее реалистический аспект. Весело плывут по синим водам Волхова ладьи Садко. Он отправляется со своей дружиной в далекий путь. На берегу раскинулся "Господин Великий Новгород" с крепостными стенами и башнями. На пристани слева дружно разгружаются торговые ладьи. Рерих рисует, по существу, идеальную карти- ну жизни богатого торгового города, где нет распрей и где все трудятся на общее благо "Садко" отличается от других полотен не только по своему идейному содержа- нию, но и по колориту, праздничному, радостному. Во всех полотнах фриза домини- руют пейзажные фоны, решенные в основном на сочетании синих, зеленых, коричне- вых цветов. Центральное панно построено на контрастных, декоративно-красочных сопоставлениях синего, красного, белого. Дополнительный декоративный элемент вносят нарядные одежды Садко и его дружины, роспись на кораблях. (Валентина Кня- зева. "Н.К.Рерих. Жизнь и творчество.". М., 1978.) |