Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=630&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Половецкий стан.
19 мая в обновленном парижском театре Шатле состоялась премьера, открывшая первый балетный сезон Сергея Дягелева. Именно русскому балету, переживающему период наибольшего обновления и творческих исканий, выпала роль прославить на западе отечественное искусство. В день премьеры были восторженно приняты балет "Павильон Армиды" (Музыка Н.Н. Черепнина, оформление А.Н. Бенуа) и грандиозная вокально-танцевальная сюита "Половецкие пляски" (Второе действие оперы А.П. Бородина "Князь Игорь", оформление Н.К. Рериха), где с невиданной силой была раскрыта тема Востока. Действие спектакля происходило в тот драматический момент истории, когда князь Игорь находился в плену у половцев. Как только поднимался занавес, открывалась замечательна картина южной русской степи в оформлении Рериха и прекрасном освещении Дягилева. На фоне декораций под аккомпанемент полного оркестра один за другим следовали лирический хор, танец девушек-невольниц, воинственная пляска мужчин и стремительный танец мальчиков. Действие завершалось ликующей пляской и хором. Музыка, танец, декорации сливались воедино и совершенный синтез искусств осуществлялся прямо на глазах изумленной публики. "Впечатление от этой сцены было столь огромным, что бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес наконец опустился, ажиотаж был неописуемый" (Григорьев С.Л.). Именно с России начинается привлечение к работе в театральных постановках настоящих крупных художников, что во многом способствовало успеху спектаклей. Для художественного оформления оперы "Князь Игорь" Дягилев неслучайно пригласил Рериха, оригинальное историческое творчество которого оказалось незаменимым для постановки. Ориентируясь на музыку Бородина, художник идеально воссоздал атмосферу "Половецкого стана". Удивительно яркая передача "скифской природы", чувство ритма и стиля, новая техника письма декораций - создавали незабываемое правдоподобие прошлого. "Созданный Рерихом "по принципу панорамы", лишенный боковых кулис фон с его золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами, подымающимися из пестрых приземистых кочевых юрт, - это было то, чему здесь надлежало быть! До чрезвычайности были убедительны и костюмы, для которых Дягилев обобрал все восточные магазины Петербурга и которые поражали невиданной цветистостью", - вспоминал Александр Бенуа. Более 500 постановок от дня премьеры к 1920 году выдержал "Половецкий стан" в различных театрах мира. Последующие авторы оформления "Князя Игоря" неоднократно придерживались именно рериховского решения, ставшего поистине образцом русской театральной живописи |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В 1909 году мастер начинает сюиту, посвященную «Князю Игорю» Бородина 10 — в небольших, полных искренней и простой поэзии эскизах художник запечатлевает и белый собор «Путивля» — среди серых стен, под голубым летним небом, и широкий, темный «Терем Ярославны», и «Половецкий стан» в желто-красных суровых тонах, овеянных унынием степного одиночества, и пустынную под клубящимися тяжелыми облаками «Ограду города», где привольное эхо разносит печальный голос Ярославны. Вместе с эскизами декораций исполнены и эскизы костюмов, примечательные опять-таки той благородной и богатой скромностью, что так способствует «верному тону» всякого театрального зрелища, являющегося результатом соборной, взаимоуступчивой и деликатной в своей основе работы.
Прекрасно-лирический строй «Слова о полку Игореве» надолго полюбился художнику, и в 1914 году он снова пишет эскизы для «Князя Игоря» 11, столь же сильные и одушевленные в своих полных, ликующих красных, синих, зелено-золотистых и желтых тонах, как и волнение древней повести о делах тайных и грозных. По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера.
К первой редакции «Князя Игоря» очень близки своим строем и два эскиза 1909 года: «Въезд Грозного» (синее и белое) и «Шатер Грозного» (черное, красное и зеленое) для «Псковитянки» Римского-Корсакова .
10 Для антрепризы Дягилева в Париже. Свет рампы увидел лишь «Половецкий стан».
11 Для постановки Санина 1914 г. в Лондоне (антреприза Дягилева). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Р.
К началу художественного сезона
[Интервью с секретарём Общества поощрения художеств художником В. И. Зарубиным.]
…Многие хорошие художники заняты теперь писанием декораций для С. П. Дягилева, который в будущем году снова везёт в Париж русскую оперу и балет…
Н. К. Рерих пишет декорации для «Князя Игоря» Бородина, Александр Бенуа — для балетов «Раймонда» и «Павильон Армиды», Головин — для «Псковитянки» Римского-Корсакова…
Петербургская газета. 1908. 24 сентября. № 263. Среда. С. 2.
Художественный отдел
Художник Н. К. Рерих в настоящее время работает над декорациями для оперы Бородина «Князь Игорь» для постановки её в Париже под общим руководством С. П. Дягилева.
Слово. 1908. 27 сентября / 10 октября. № 573. Суббота. С. 5.
Так же: В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 47–48.
Н. К. Рерих
(Материалы к его биографии)
... В настоящее время Н. К. Рерих занят большим декоративным фризом на былинные сюжеты (по частному заказу) и постановкою оперы «Князь Игорь» для Парижа по заказу С. П. Дягилева. ...
В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 7–9.
Л. К-ъ «Князь Игорь» на сцене парижского театра С. П. Дягилев перенёс теперь, как известно, свою деятельность во Францию, где с успехом культивирует русское национальное искусство. К предстоящему весеннему сезону С. Дягилев готовит постановку «Князя Игоря» Бородина. Для этой постановки Н. К. Рерихом изготовлены эскизы декораций. Эскизы эти нигде, до выполнения их на месте, выставлены не будут. Мы видели эти интересные работы даровитого художника-историка. Судя по эскизам, декорации послужат не только исторически-верному пояснению эпохи «Песни о полку Игореве», но дадут и богатейший материал для выяснения психологической и идейной стороны произведения Бородина. В эскизах отражено это, свойственное их автору, стремление одухотворить исторические памятники, придать им красоту и ценность искусства. Декорация первого акта у Рериха — смелый по замыслу мотив. Левую часть сцены занимает большой, освещённый солнцем собор в старорусском стиле. Всё остальное пространство охватывает бесконечный синий простор неба. По пьесе, в этом акте происходит затмение солнца. И эта пугающая чернота неба, огромного, всепоглощающего, должна производить на зрителя подавляющее впечатление. Но затмение проходит, и пред нами снова весёлая, шумливая картина путивльской площади с голубым небом, с шумной толпой ратников и народа, провожающего Игоря в поход. Менее содержателен, но более красочен второй акт — первая картина. Здесь, по отъезде Игоря, хозяйничает князь Володимир Галицкий, здесь же скоморошествуют знаменитые, по опере, Скула и Ерошка, прототипы современного босячества. Площадь и княжий двор играют резными фасадами и раскрашенными охрой и киноварью столбами, крылечками, заборами. Но игра и веселье — лишь эпизод в опере, сплошь трагичной, с тревожащими и пугающими событиями сурового времени. И фантазия художника переносит нас туда, где мечты и думы Ярославны; куда попал в плен её «лада», в половецкий стан, к злым недругам половцам. Мрачное зарево догорающего дня. Огромный дым половецких костров медленно ползёт к небу, заполняя его тяжёлыми, чёрными клубами. Здесь — та же смелость художника, как и в начале. Дым «не сделан», не приспособлен к театральным средствам для феерических эффектов. Он будет написан на этом оранжево-золотом фоне неба, и только удачными колебаниями света ему будет придано живое, реальное выражение. Но истинным шедевром декоративного искусства должен явиться четвёртый акт, если только выполнители его на месте окажутся на должной высоте. Акт этот — знаменитый и [в] музыке, и в литературе «Плач Ярославны» «зарёй на городской стене». Холодные, серые облака быстро бегут по небу, гонимые ветром. Справа, до половины сцены — крутая дорога, по которой в опере появляется и приходит бежавший из плена князь Игорь. Налево — стена. Самый рисунок стены — донельзя простой; обычная стена старорусского деревянного города, без всякой претензии художника сделать с её помощью какой-либо исключительный, «под стиль» подведённый эффект. И в этой реальной и исторической её простоте — вся прелесть, весь смысл горького, неутешного настроения данной сцены. Слово. 1908. 24 декабря / 1909. 6 января. № 660. Среда. С. 4–5.
Придворные известия В пятницу, 16 января, в Царском селе в Александровском дворце их величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна осматривали выставку работ художника Н. К. Рериха, в которой находились эскизы декораций русских опер, предназначаемых к постановке в Париже — «Князь Игорь», «Снегурочка» и «Псковитянка», а также эскиз мозаичного входа, устраиваемого в соборе Почаевской лавры. При обозрении выставки объяснения их величествам имел счастие давать худ. Рерих. Новое время. 1909. 17/30 января. № 11800. Суббота. С. 4. Так же: Петербургская газета. 1909. 17 января. № 16. Суббота. С. 3; Правительственный вестник. 1909. 17/30 января. № 13. Суббота. С. 3; Слово. 1909. 17/30 января. № 681. Суббота. С. 5.
Александр Бенуа Русские спектакли в Париже ...Особенно удачным, каким-то центральным спектаклем оказался «Половецкий стан» из бородинского «Игоря». И это не столько потому, что стройно пели хоры, прекрасна была Петренко в роли Кончаковны, а Смирнов восхитительно исполнил свою ласковую арию, не столько благодаря поэтичной, просторной, дикой декорации Рериха, с дымами, тянущимися от юрт к жгучему вечернему небу, не столько из-за удачного подбора красок костюмов, ... Речь. 1909. 19 июня / 2 июля. № 165. Пятница. С. 2.
Союз русских художников Седьмая выставка Союза, почтенная по своим размерам, за немногими исключениями, несёт печать какой-то академической дряхлости. <...> У Рериха целый взрыв тем, среди которых запоминаются «Половецкий стан», «Небесный бой», но в разработке их какая-то стеснённость, отсутствие подобающей грандиозности. ... Золотое руно. 1909. № 11–12. С. 100. Помещены илл. Н. К. Рериха: с. 20 — декорация трагедии «Иуда Искариотский»; с. 26 — «Ункрада»; с. 37 — «Иерусалим». |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Тэд Выставка картин «В мире искусств» ...Небольшая вещь Рериха «Половецкий стан» написана довольно эскизно, но то же достоинство рериховского творчества — сочетание чувства (при посредстве рисунка и красок) и разума (переживание эпохи) — вы найдёте и здесь... Одесский листок. 1910. 1 января. № 1. Пятница. С. 5.
Художественные вести Третьяковская галерея приобрела на выставке Союза русских художников в Москве две картины Н. К. Рериха — «Половецкий стан» и «Путивль», пейзаж Крымова и скульптуры г-жи Голубкиной. С открытия выставки (26-го декабря) продано картин на 18 тыс. руб. Речь. 1910. 11/24 января. № 10. Понедельник. С. 4.
Ив. Лазаревский Выставка «Союза русских художников» ...Из выставленного им теперь особенно нравится «Половецкий стан», «Ростов Великий», «Кремль», «Снегурочка» и «Небесный бой». В «Половецком стане» такая выдержанность, такое настроение от всех этих шатров с вьющимся дымом костров, от тяжёлого облачного неба... Запросы жизни. 1910. 21 марта. № 12. Стб. 741–746. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...В 1909 году по приглашению Дягилева Рерих принял участие в Русских сезонах в Париже. Ему довелось показать на сцене свои декорации лишь к одному акту оперы «Князь Игорь» Бородина — картину «Половецкий стан». Остались неосуществленными отличные эскизы: «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны», «Плач Ярославны». Даже не увидевшие света рампы, они стали достоянием истории русского театрально-декорационного искусства, вошли в его сокровищницу и впоследствии были творчески восприняты художниками советского театра.
Что же касается «Половецкого стана» Рериха, то он по праву считается шедевром сценической живописи. Чтобы лучше представить себе значение этой работы художника, необходимо показать ее в ряду других произведений русской сценографии.
...В своей манере и в то же время по-иному рисует художник «Половецкий стан» — стоянку кочевников в первозданном мире холмов, курганов, пустынных далей и огромного неба, занимающего большую часть сценического пространства. Здесь не было театральной декорации в общепринятом понимании — ни кулис, ни типовых предметов. Взамен обычных шатров появились коричнево-красноватые с зеленоватым отливом кибитки, украшенные примитивным орнаментом и расположенные произвольно, а не симметрично, как это было принято в то время. Их скругленные неровные силуэты то видны целиком в объемных постройках первого плана, то на живописном заднике, частично скрытые неровностями почвы.
Сочетание редкостной красоты колорита и поэтической реконструкции древнего кочевья и ландшафта являет собой изобразительный эквивалент «Половецких плясок» Бородина. Расплавленное солнечным закатом желто-красно-зелено-золотое небо и зелено-охристая с коричнево-красными кибитками земля составляют единую гамму, композиционно связанную серо-розовыми дымами, отражениями закатного зарева, пламенеющего на кибитках, травах и курганах. Зеленоватые полосы травяного покрова, красноватая ржавчина кибиток и раскаленное золото небосвода членятся холодной голубизной речных изгибов и голубовато-серым волнистым краем берегов на горизонте. Вкрапление колористического «льда» еще более оттеняет атмосферу зноя.
|