Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=65&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
100. (Май 3)... Не от Нас это (сообщение), а от Нее (Матери Агни Йоги). Светильник духа снова зажжен. Будешь и от Нее получать вести. Нас трудно разделять в сознании. Един Луч, един канал. (Она) в Моих Лучах непрестанно. Может зажечь и дать сверкающий источник возможностей. Посылаю поток возможностей и в них радость обещанной встречи сознания с любимой Матерью Агни. Ей можно уделить часть времени Общения. Это будет победою над смертью. Сотру грани очевидности и огненную действительность Утвержу – она одна (для Земли и Неба) на Земле и на Небе. В Моем Луче Луч Матери ощутишь. Связаны любовью вы с Нею. Нити любви есть нити счастья связующие. Ощути ее Луч в сердце своем как реальность. Мыслью предайся общению с Нею. Можно избрать час вечерний, ко сну отходя. Сын мой Борис, время пришло снова общаться нам, в духе. Добрую весть посылаю в начале совместной работы. Любовь и тут сохранила. Иначе бы не объединиться, и только через Него. Шлю радость моего сердца общению утверждаемому. В радости духа его утвердим. Матерью духа твоего, сын мой любимый, останусь. Приготовь кувшины свои, чтобы было во что давать. Многое дано будет. Собою заменишь меня даянием людям. Круг деятельности моей широк. Но ты в нем. На общение с Матерью право имеешь неотъемлемое. Потому будет легче расчленить, где мое, и где Отцово. Ушла, чтобы стать ближе, а не для того, чтобы покинуть. Прими Матери дар. Явному Свету общенья со мной не противься. Говорю это, ибо земное сознание будет противодействовать. Но надо, чтобы не мешало. Радостью общению закончим. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
422. (Июль 28). О высоком явлении Матери Агни Йоги надо повестить миру. Трудность заключается в том, что все, постигаемое человеком, постигается им по созвучию. Только созвучные сознания могут по силам своим и разумению своему понять, да и то далеко не вполне, что же имели они в лице этого великого духа. А имели они многое. Мучениками науки назвали люди тех просветителей человечества, которые хотели дать ему плоды своих мыслей и трудов. Многих замучили, многих преследовали, многих окружали насмешками, клеветой и чудовищным непониманием. Непонимание со стороны людей – удел их, великих. И где же они, те немногие, которые явление Великой Матери оценили достойно, по глубине своего понимания? Их мало, их очень мало, но их долг перед собою и перед другими поделиться пониманием своим и рассказать тем, кто знает меньше или не знает совсем о значении жизни этого Великого Духа, одарившего Светом своим Нашу планету в тягчайшее время переходного периода из царства Рыб в Эпоху Водолея, в Эпоху Огня, когда человечество вступает в Мир Новый. Она явила собою прообраз того, каким человек должен стать когда-то. Огненные центры организма Ее были раскрыты и зажжены. В условиях грубых земных эти огни возгорались. Мужественно отдать себя на испытание пространственному огню во имя будущего, во имя того, чтобы явить собою людям пример будущих достижений духа – это значит отдать тело свое на распятие и страдания, ибо земные условия и состояние земной ауры не соответствуют и не благоприятствуют этому утонченному огненному состоянию организма. Словно грубые заскорузлые пальцы касаются безжалостно и невежественно тончайших струн арфы, арфы духа, созданной для того, чтобы воспринимать музыку сфер, ответствуя на нее звучанием невидимых струн сердца. Открытые центры – явление редчайшее. В той форме, как это было у Нее, никогда еще никто из людей на Земле не достигал такой высоты. Это означало овладение чувствознанием. Знание духа Ей было доступно. Она просто знала. Существование этой формы знания и возможность его следует допустить. Знала же Ковалевская решение сложнейших математических задач сразу, без вычислений, огненным чувством высоким. Это Ковалевская, гений-математик. В Матери же Агни Йоги гармоническое раскрытие огненных чакр делало чувствознание Ее всесторонним, и расстояния и дали земные не служили Ей препятствием для того, чтобы знать. Она знала. Она знала очень многое и ближе близкого была близка ко Владыке. Понимаете ли, что значит быть ближайшей Владыки? Истинно, в Ней имеете высшее, ибо за Ней уже Сам Позвавший. Можно объехать весь мир, можно повидать умнейших людей, можно встретить тех, кто является земными авторитетами во всех областях знания, но среди них не найдете вы тех, кого можно было бы поставить с Ней рядом, ибо несравнимо несравнимое. Ее область – область духа, область будущего, область тех чудеснейших и изумительнейших достижений, которые со временем станут достоянием людей. Провозвестницей будущего Света, грядущего в мир, можно назвать Светлую Матерь. Ибо примером своим собою явила Она то, что в далеком-далеком будущем сможет каждый достичь. Истину Учения огненной йоги являла собою Она. Ибо то, что дано в Учении, в Ней в применении к жизни уявлено было. Говорить об истине – одно, провозглашать истину – одно, но являть собою провозглашаемое – нечто совершенно иное, нечто очень трудное и недоступное людям. Она явила собою пример огненного устремления, преданности и любви к Владыке Света, Высочайшему из всех, бывших когда-либо на Земле и долженствующих быть. Облик Великий Его сделала близким Она для тех, кто видел в Ней Посланницу Света и наиближайшую к Нему. Умершей ее не почитайте, ибо жива. Лучше считайте ушедшей за Светом для вас. И если не знаете, как с Ней соприкоснуться, поверьте тем, кто знает, что это возможно, что любовь сильнее смерти и что стрелы ее, стрелы огненные, проникают пределы миров. Матери огненной наследие велико. Лишь в веках обнаружено будет и понято оно во всей глубине. Чтобы большую картину увидеть в целом и смысл ее осознать, надо от нее отойти на некоторое расстояние: вблизи не увидеть. Точно так же, чтобы понять миссию Великого духа, надо отойти от него во времени и уже в перспективе веков и даже тысячелетий рассматривать исследуемое явление. Но кто-то уже знает, кто-то уже прозревает это будущее, когда должная оценка, понимание и почитание будут заслуженным уделом Великой Матери. Что знают люди о пространственном Служении, что знают они о Космической работе, о сотрудничестве со Сферами Высших Огненных энергий и Иерархией Света? Как могут они судить об этой незримой и невидимой им работе Ее, всю свою жизнь, все свои силы на служение людям Отдавшей. Истинно, душу свою за ближних своих отдала, на огненном подвиге жизни сердце большое Ее пребывало. Подвиг этот великий, это геройство духа, требовавшее благодаря своей длительности напряжения всех сил, продолжался всю жизнь, и часто тело не выдерживало. Плоть изнемогала, и лишь суровая стойкая воля поддерживала слабеющие земные силы. Да! Много недомогала и часто болела. Но священными были эти боли, ибо мощь горящих огней, с великим трудом сочетавшаяся с физическим телом, дисгармоничность и грубость условий земных и низкое состояние множеств способствовали усугубленности этих непередаваемых словами трудностей для утонченной огненной сущности в теле земном пребывать. Но пребывала, но трудилась всю жизнь не покладая рук, но великое наследие оставила после себя, но помогла многим и всем, обратившимся Ней, Свет указала, как к Учителю Света дойти. Как передать словами то несказуемое, что принесла Она в мир, но желающий приблизиться может всегда подойти и от Света Ее почерпнуть, и, хоть однажды сердцем коснувшись, почуять, что найден путь, что к источнику истинного знания приблизился и может пить из него, уже не боясь, что снова возжаждет. Огненного источника бессмертия касается тот, кто счастье нашел в сердце своем ощутить луч Великой Матери Агни. Все есть Единое. Едино средоточие всего Сущего. Едина Иерархия Света. К Фокусу Единого Света восходит дух, нашедший прямой путь через сердце Посланницы Света Нашего. Так Указую людям поведать об Огненной Матери Света. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
(О Матери Агни Йоги). День памятный отметим особо. Конечно, о Матери Огненной Йоги придется много сказать и многое осветить с совершенно иной, необычной, точки зрения. Думают, что Адепт Сокровенного Знания наделен сверхъестественным могуществом, что путь его устлан розами и творит он дела на Земле с помощью магического жезла. Но оставлена магия. А подвиг творится по формуле «Рукой и ногой человеческой»; и не розами, но терниями устлан путь жизни, и не песнопения и славословия, но тяжкий крестный путь был уделом Ее на Земле. Люди в невежестве думают, что открытые центры дают величайшие возможности и радость. Но думающие так забывают, что зажженные чакры, открытые воздействию тончайших энергий, также открыты для ядовитых эманаций тверди земной, что все несовершенства окружающего мира явно и тяжко заставляют вибрировать центры, ибо ощущаемы яро. Ноша мира сего велика и, поистине, надо быть гигантом духа, чтобы не сломиться под тягостью этой непомерной ноши. И не только не склониться, но и сохранить радость, и устремление, и бодрость, и неувядаемую свежесть духа. И многие к Ней приходили, и все приходящие получали огненные дары духа, зажигавшие тотчас же в сердцах их радость, надежду и устремление. Трудно передать словами эти огненные ощущения подъема и взлета духа, которые всегда сопровождали моменты общения с Матерью Огненной Йоги, выражалось ли оно письмом или посылкой огненной мысли далекой. Но общение с Нею всегда радость несло. Была Она духом непоколебимой, преданной яро Владыке, и эти же чувства явно сообщала Она к Ней приходящим за Светом. Открытые центры, принося способность погашения окружающего несовершенства и тьму поражая, Носительнице их давали мало счастья земного. Ибо быть под натиском тьмы тяжко, невыносимо тяжко утонченному сердцу. Жизнь Этого Великого Духа была постоянным распятием духа Ее на кресте материи. Предоставить себя на испытание пространственному огню, будучи в теле земном, в обычных условиях жизни есть подвиг величия несказуемого, всю тяжесть боли и страдания которого люди даже и представить себе не в состоянии. Как бы постоянная открытая рана сердца, подвергающаяся грубым касаниям жестоких и грубых условий Земли, как бы постоянное соприкосновение тканей открытых с ядовитыми и отравляющими эманациями земных сфер. И Адепт, и человек обычный подвергаются одним и тем же атмосферным условиям. Удары одинаковой силы наносятся и грубому животному, человеку и утонченнейшему организму Тары. Каковы же страдания эти, если открытые центры остро и ясно воспринимают в себя все уявления жизни? Думают, что Щит Владыки охраняет от тлетворного дыхания жизни и от яда пространства, забывая, что огненное сердце вбирает в себя и испивает до дна чашу яда земного. Ноша мира сего велика, и Великие духи несут ее явно. Земная жизнь Матери Агни Йоги была долгой цепью почти не прерываемых и тяжких физических страданий и болей, ибо ассимиляция посылаемых Владыкой Лучей требовала приспособления всего организма. Приспособления длительного, острого и болезненного. В тисках недорослей последышей уходящей расы дух ее тяжко страдал. Но стойко, победно и твердо шла Она через жизнь, не жалуясь, не сетуя, не обременяя никого, но всем неся радость и бодрость и яро поддерживая каждую искорку света в сердцах к Ней обращающихся людей. Работала много и яро, не покладая рук, насколько позволяли силы. Каждое слово Учения было воспринято Ею от Давшего его, каждое было записано Ее рукою, и благодаря Ей, только Ей человечество получило Великое Учение Жизни. Можно ли удивляться, что в Ней мир имеет высшее проявление духовности и достижений, возможных на Земле в условиях жизни обычных. Не было еще до Нее на Земле явления более высокого, ведь она была духом, завершающим свою эволюцию на этой планете. Ведь над Ней, выше Ее по ступеням Иерархической лестницы, Стоял лишь Сам Владыка. Эту теснейшую Близость к Учителю Света надо понять. Много их, самозваных и не весть кем утвержденных духовных авторитетов, но высот, достигнутых Матерью Агни Йоги, до сих пор на Земле еще никто из людей не достигал. И если в прошедших веках были великие духи выше Ее по ступеням восхождения, то ведь это были Владыки, все те же, все Семь же, Пришедших с Далекой Планеты, но в обликах разных и в разных одеждах. Она же всегда была близкой и около Них, Свет миру Несущих. Почтим же своим углубленным пониманием Память Великой Души, Память Матери Огненной Йоги, Свет Нового Учения Жизни, единого в веках и старого как мир, нам, людям, на Землю принесшей. Невозможно полностью осветить Ее жизнь и всю глубину сокровенной работы космической в оболочках других, в Ней расчлененных и потому давших Ей доступ свободный в миры: астральный, тонкий и огненный. Но и об этом оставлены Ею Записи огненные, которые бережно будут сохранены до срока, когда им придет время стать достоянием ищущих Света.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
442. (М.А.Й.). Ошибка людей заключается в том, что, видя законченность, они полагают, что наступил, действительно, конец. Это неверно. Мы ушли: Гуру и я. Цикл действий наших земных закончился. Но разве это конец? Разве это не есть начало развития цикла новых действий на планах иных? И разве семена наших законченных земных действий погибли? Разве они не живут? Разве не дают они уже всходов богатых и не дадут еще больших? Не кончилось ничего. Наоборот, все обещает скорого и неожиданного богатого расцвета и развития. Большая сила жизни сосредоточена в зернах, заложенных нами. И мы продолжаем закладывать новые, и близкие наши яро ощущают, что не умерли мы, но живы, и что оплодотворяем сознание их энергиями нашего духа. Бессмертен дух и вне тела действует легко и свободно. И потому наша взаимная близость углубляется и расширяется явно, неся новые возможности. Можете ли осознать, что значит быть духом, освобожденным от тела и сохранившим сознание свое и все энергии свои для ярого применения их на широком пространстве планеты. Столько задач, столько работы, столько новых встреч и новых возможностей. И не связаны ничем, столь тяжко ограничивающим человека, когда он в теле земном. Мы в Твердыне, и близки к Владыке, и вас яро включаем в сферу активности нашей. Но нужна нам с вашей стороны сознательная кооперация. Не мечты, не надежды, не смутные ожидания и вера во что-то, но твердая уверенность и знание, что сотрудничество сознательное, ясное и неотрицаемое с нами возможно и нужно настоятельно. Писем не можем писать и разговаривать также, но мыслей обмену открыты врата, и близости путь указуется явно. И через кого же будем действовать мы, как не через вас, несломимую и непоколебимую преданность свою уявивших. Будьте готовы к дальнейшему усилению и углублению близости нашей. Не нам и не вам нужна она, но для дела. Нужна, конечно, и вам, но общее ставится выше личного. Во имя Общего Блага даются новые возможности сближения. Помимо и поверх личного нужны они людям. Отсюда и решение Учителя связь углубить. Много предстоит сделать. И лишь ближайшее руководство наше позволит осуществить намеченное. А вы сознание подготовьте встретить возможности сношения с нами без шока неожиданности и удивления. Принимайте все как должное, естественное и законное. Не удивляйтесь и не поражайтесь. Этим много облегчите процесс и себе, и нам. Будьте готовы и чувство любви наготове держите. Любовью достигаете невозможного. Уже достигаете. Сегодня положим начало сознательному сотрудничеству в духе и без удивления перед чудесностью тонких явлений. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
707. (Окт. 4). На величии двух Начал – Мужского и Женского – построено Сущее. Матерь Являет Собою одно из них. Представительницей Ее на Земле, воплотившей в себе огненные свойства Великого Женского Начала, была Матерь Агни Йоги. Она была Посланницей Братства, Фокусом Света Владык, воспринявшей весь Свет, доступный приятию на Земле в человеческой оболочке плотных условий. Она жила среди людей, и с жизнью человеческой общалась широко, и связана была тысячами нитей со всеми, кто к Ней устремлялся и в сердце Ее находил постоянно новую, неувядающую свежесть жизни. Быть новым всегда – это свойство Архата. И это свойство всегда чуяли в Ней те, кто соприкасался с этим Великим Духом. Неугасимое пламя сердца, горевшее в Ней, сообщалось всему, чего касалась Ее мысль. Этот непередаваемый налет свежести и новизны вечно юной, пульсирующей радостью жизни. Быть новым в духе радостью духа, быть стойким и мужественным перед лицом тяжких испытаний и непреодолимых трудностей – нелегкое дело. Она являла собою пример того, как надо идти через жизнь Именем Владыки. Знаем ли всю глубину и широту Ее духовной жизни и формы Ее космопространственной работы? Нет, и не можем знать, ибо для познания Высшего надо и свое сознание поднять на соответствующую ступень. Но явное свидетельство имеем, что все три тела были оформлены и расчленены и что сознательная работа в каждом из них была возможной и доступной. Оформление ментального тела было закончено, и шел процесс трансформации огненного, когда оформившееся огненное тело влекло за собой приспособление и трансмутацию и тела физического. В условиях обычных, земных, процесс тяжек и мучителен. Но подвиг крещения огненного, подвиг приятия пространственного огня в плотной земной оболочке был взят на себя добровольно и сознательно. Только невежда может думать, что песнопения, неземные восторги и беспечальные взлеты духа сопутствуют огненному преображению. Крещение огненное, или процесс преображения всей сущности человека под воздействием тонких энергий долог, труден, и мучителен, и сопровождается болями тела. Возжжение центра легких было столь тяжким, что приходилось сидеть выпрямившись и неподвижно, ибо малейшее движение причиняло острую боль в легких. И кто испытал, знает, как болезненно пробуждение Кундалини, когда невозможно согнуть спину, а иногда даже и ходить. Не может восходить дух без болей тела, и Огненная Матерь испила до конца полную чашу страданий, когда физическое тело было распято на кресте материи. Жертва Ее велика и добровольна. Правда, велика и награда: полное сотрудничество с Владыкой и участие в Космической Работе были плодами трудов этого самоотверженного Духа. И все это делалось не уходя от жизни. Святым и отшельникам прошлого было много легче: они уходили от людей и от жизни и в тишине гор и лесов, вдали от суетной жизни творили свой подвиг. Но Матери Огненной Йоги пришлось стоять в самой середине жизни. Болела часто и долго, ибо тело не выдерживало огненного напряжения, но никогда бодрость духа и радость будущему не покидали Ее. И каждая строчка от Нее, и каждая мысль, Ею посланная, несла в себе эту бодрящую надежду, дающую радость жизни. Сама шла вперед и твердо вела за собою идущих за Ней. И миру оставила Великое Наследство – Записи огненного опыта, пройденного на Земле в физическом теле, опыта возжжения огней центров и ассимиляции человеческим организмом тонких энергий. Книги Учения были даны через Нее. Каждая строчка была записана Ею. Была Хранительницей и Стражем, оберегающим чистоту Учения от искажения и злотолкований. Великую Миссию Провозвестия Огненного взяла на себя и выполнила ее полностью, успешно и до конца. Поведала миру о Великих Владыках – Учителях Света – не за золочеными ризами, недосягаемых и далеких, но живых, близких и доступных, доступных в жизни. И указала пути к Ним приближения. Жизнью своей запечатлела Огненные Заветы Владыки Света и явила собою пламенную Истину Агни Йоги. Что являют собою люди в массе, не радость узреть. Но Она являла собою Истину Нового Учения. Один лишь Спаситель Сказал: "Я есть Путь, Истина и Жизнь". Ибо, действительно, Явил Он Истину миру, Истину нового Провозвестия, Евангелия жизни. Так и Огненная Матерь Пламенной Йоги явила миру собою Истину Нового Учения Жизни и была ее Провозвестницей, рукою и ногою человеческой ее утвердившей, то есть телом своим, огненным опытом своим запечатлевши провозглашаемую Истину. Опыт был долог и тяжек, и потребовал целой жизни, и сопровождался страданиями плоти. Она заложила основание новой, следующей, ступени жизни, продолжив созидание эволюционной лестницы человечества, ступени которой в прошлом закладывали Те же Великие Учителя и Их Посланные. И то, что было Заложено Спасителем мира две тысячи лет тому назад, ныне в Учении Жизни нашло свое дальнейшее выявление и развитие в том же Едином Великом Учении, старом, как мир, но вечно новом в новом понимании жизни. Едина Иерархия Света, Едино Средоточие Сущего, и Посланники Света приносят на Землю все те же Заветы Единого Знания, исходящие из того же Единого Источника Света. Имеющий уши пусть слышит, глаза – пусть видит, и сердце – пусть понимает не мозгами, но сердцем, "Единую Жизни Основу". Ибо Посланница Света исполнила Волю Пославшего Ее. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
710. (Матерь Мира). Посланницу Мою утверждая, утверждаешь Меня, ибо Великая Эпоха Матери Мира провозглашена была Посланницей Моею. Посланный и Пославший – части единого целого. И признающие их к целому приобщаются. Признания силу поймите. Магнитна она. Но горе отвергнувшим Посланных Наших. Где найдут они место преклонить голову, если все через Нас и от Нас? И в Великом Пространстве Света им, отрицающим, места не будет, разве во тьме! Так, поймите, что значит признание или отрицание ваше. И сердцем примите Меня, вас породившую на заре жизни. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.
«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
(...) 4) [«Ведущая»]. Ведет по Пути — над ледником. Гуань-инь — символ Матери Мира. (...) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Та, которая ведёт, Знает: Небо нас зовёт. Путь один – вперёд и вверх. Назначает человек Сам себе свою судьбу;
И вступает он в борьбу С ветхой личностью в себе, Побеждая в той борьбе Иллюзорный мир земной, Мир никчёмный и пустой.
Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему.
Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги».
Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«И как апофеоз... духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам»46, – писал Рерих в своей книге «Держава Света». Мастер размещает своих героев – женщину и следующего за ней мужчину – в правом нижнем углу, по принципу одноугольной композиции китайских свитков. Остальное пространство заполняет встающая во всё небо Канченджанга. Земной мир остался позади, он скрыт плотной завесой облаков. Персонажи картины написаны обобщенно, особенно женщина. Бесплотные формы, мягкие складки кремово-белой одежды – всё наводит на мысль, что художник изображает здесь не реального человека, а его духовную сущность. Облик мужчины более земной – и выражением лица, и своими движениями. Округлый абрис его спины повторен дугообразными очертаниями темно-вишневых камней. Мужчина – носитель материального начала, подверженного притяжению Земли. В сравнении с ним женская фигура кажется невесомой, изменчивой в своих формах, как волны тумана. Эти явные живописные ассоциации воплощают в полотне Рериха широко распространенную в китайском искусстве концепцию пейзажа – шань-шуй – воды-горы, в которой место вод в альпийских видах занимают облака. Не случайно Юрий Николаевич Рерих писал, что его отец творил «подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы»47. Две стихии – земная горная твердь и зыбкая пелена тумана – олицетворяют в традиционном мировосприятии китайцев мужское и женское начала – ян и инь, а их взаимодействие – Единое. Эти две вселенские ипостаси, взаимно дополняя друг друга, творят миры и гармонию всего сущего. Своим рисунком художник также подчеркивает согласованные очертания персонажей, словно уравновешивая линии одного из них линиями другого и вписывая фигуры в круг – символ совершенства. Их цветовая противопоставленность находит разрешение в живописи дальнего плана. Там земное, вишневое, слилось с кремово-белым и стало розовым, радостным. Четкая оформленность камней и аморфность облаков преобразились в огненные всплески скал и снегов, сверкающих чистейшей белизной – символом духовного синтеза.
46.Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. С. 40. 47.Рерих Юрий. Листки воспоминаний // Держава Рериха. М.: Изобраз. искусство.1994. С. 326. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Во многих работах гималайского цикла Рерих использует принцип одноугольной композиции, выработанный китайскими живописцами и связываемый с притчей Конфуция, где учитель говорит: «Если я дам человеку один угол, а он не может найти трёх остальных, я не продолжаю урока». Эта притча, относящаяся вначале к прямоугольной планировке рисовых полей, была приобщена к терминологии китайской эстетики. При этой композиции изображение сосредоточено на одной стороне или в одном углу картины, а остальная часть её оставлена пустой . Согласно этой схеме Ся Гуй в альбомном листе «Горные вершины вдали» (конец ХII – начало XIII вв.) располагает главные действующие лица на небольшой площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идёт пелена облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины. Точно такое же построение используется и в некоторых картинах Рериха, например, «Ведущая» (1924), «Жемчуг исканий» (1924). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Во многих работах гималайского цикла Рерих использует также принцип одноугольной композиции, выработанной китайскими живописцами и связываемый с притчей Конфуция. [22] Согласно этой схеме Ся Гуй в своем альбомном листе "Горные вершины вдали" (конец XII - начало XIII в.) и Рерих в картинах "Ведущая" (1924), "Жемчуг исканий" (1924) располагает главные действующие лица на небольшой площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идет пелена облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины. У Рериха принцип одноугольной композиции приобретает важное значение и получает дальнейшее развитие. Как правило, в его пейзажах передний план представлен в виде кулисного обрамления; высокая горная гряда отделяется от него воздушно-облачной средой. Таким путем естественно воплощалась идея "двух миров" Гималаев. В отличие от древних китайцев с их привязкой к земным действиям, хижинам, деревьям, Рерих акцент своего образа переносит на дальний план. Отсюда и качественно-новый, по-космически значительный смысловой масштаб его произведений. 22. Роуленд Б. Искусство Вотока и Запада. - М.: 1958 - с.86 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«Ведущая» — девушка ведет юношу, ведет по нитям горных тропинок-невидимок. Верит юноша девушке, и она все выше поверх пропастей взводит его!.. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о путях вечных». «И как апофеоз... духовного стремления, мне хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам». Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам», с.56-57, Нью-Йорк, 1931 г. «Из глубоких предсказаний древности пришло, что наступит на Земле время Светлое и доброе, и будет оно называться эпохой Матери Мира. Когда сама Владычица Мира поведет нашу планету к общему благу всего человечества. В эту эпоху будут процветать искусство и культура, прекратятся все войны и другие бедствия. Матерь Мира будет проявлять себя через женщин и детей, поэтому на женщину, как на ведущее начало, возлагается большая ответственность: поднимаясь самой, помогать мужчине становиться лучше и светлее. Великий русский художник Н.К. Рерих посвятил этому много своих работ. "Краски: синяя - мысль, розовая - сердце. Настоящая мудрость - если прошла через сердце. Картина построена на принципе треугольников. Треугольник - древний символ духовного развития человека. Чем выше поднимается человек, тем шире раскрывается мир, познаваемое, Беспредельность пути"». Гунта Рудзитис «В картине "Ведущая", посвященной жене художника, на плане личной жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны мы видим редчайшую гармонию взаимоотношений этой поистине уникальной супружеской пары, пронесенную ими по всему богатому и сложному жизненному пути, и роль Елены Ивановны, которая вела мужа на протяжении всего этого пути по горным вершинам духа. На уровне рассмотрения супружеской жизни вообще перед нами предстает образ идеальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Также эта картина должна рассматриваться как образ возрождения женщины, пробуждения к осознанию своей ведущей роли в жизни человечества в целом. Ведь именно женщина на протяжении всей истории человечества вдохновляла мужчину на великие дела. По мысли Рериха, это явление должно стать знамением нашего времени, а для этого необходимо духовное возвышение женщины и осознание ею своего предназначения матери, воспитательницы, хранительницы чистоты очага и водительницы на крутых путях восхождения. Эта картина и образ, и призыв, и "пророчество". Она неисчерпаема, как философское обобщение, как универсальный символ, как притча, которую можно прилагать к самым разным ситуациям, на самых разных уровнях, получая целый спектр толкований, связанных воедино основной идеей». Н.Д. Попов |