|
|
|
<...>На это любителю Востока было сказано, что Прокопий Праведный в самоотверженности отвёл каменную тучу от родного города и всегда на высоком берегу Двины молился именно за неведомых плавающих. И было указано, что и на Западе многие подвижники променяли, подобно Прокопию, своё высокое земное положение на пользу мира. В этих подвигах, в этих атаках молитв "за неведомых, за несказанных и неписанных" имеется тот же великий принцип анонимности, того же познания преходящих земных воплощений, который так привлекателен и на Востоке. <...> |
|
В искусстве Рериха подвижники духа, Учителя человечества и святые, даже в состоянии медитации — не отрешенные созерцатели или спокойные мыслители, в них ощущается внутренняя энергия, горение, устремление света, которые их мысли и чувства излучают на человечество. Все они — великие личности, которые жертвуют собой и самоотверженно спешат на помощь неведомым страждущим или искателям. Среди них Прокопий Праведный, который отводит каменную тучу, угрожающую его родному городу, или, сидя на высоком берегу реки, молится за неведомых плавающих, и издали кажется, что свет, исходящий от святого, рассеивает тьму. |
|
Рядом с работами этого круга в творчестве художника идут полотна, воспевающие ту радость земли, тот пантеизм, что и раньше столь прекрасно звучали в его творениях. Но и эти чувства получают ныне особенно углубленный и возвышенный характер. В природе, в спокойствии вод, в мирном беге облаков, в шелесте лесов и полей художник особенно узнает отныне Вышнюю Волю, управляющую всеми движениями земного царства, всей сменой его явлений.
Этим светом полны две прекрасные картины 1914 года «Прокопий Праведный благословляет неведомых плывущих» и «Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого». |
|
ПРАВЕДНЫЙ ПРОКОПИЙ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ,
УСТЮЖСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Прокопий был немецкий купец и торговал в Новгороде. Пленившись учением Православной Церкви, он отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав имение бедным, поселился на некоторое время в Хутынской обители (в 10 верстах от Новгорода), но вскоре удалился в Великий Устюг и там вступил на новый путь юродства. Устюг он нашёл полузырянским городом с христианскими храмами; соборная Церковь была деревянная и очень высокая. На паперти её Прокопий стал проводить ночи в молитве, а днём ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои...
Он носил в левой руке три кочерги. Замечено было, что когда носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток во всём.
|
|
6. ПРОКОПИЙ ПРАВЕДНЫЙ
— Тучи, сестрицы, куда вы плывете?
Отвечали тучи:
— Мы плывем дружиной, милый братец, белые — на Белое море во святой Соловец остров, синие — на запад ко святой Софии Премудрости Божией.
На Сокольей горе на бугрине сидел Прокопий блаженный, благословлял на тихую поплынь воздушных сестер.
Унывали синие сумерки, — там, за лесом уж осень катила золотым кольцом по опутинам, — синия вечерния, расстилались они, синие, по приволью — зеленым лугам.
Он пришел в дальний Гледень от святой Софии, от старца Варлаама с Хутыни.
Был он богат казною, и за его казну шла ему слава. Разделил он свое богатство, и была ему честь за его щедрость. И стало ему стыдно перед всем миром, что слывет он хорошим и добрым и все его хвалят. И разве не тяжко совестному сердцу ходить среди грешного мира в белой и чистой славе? И тогда взял он на себя великий подвиг Христа ради и принял всю горечь мира...
Он, как свой, среди отверженных и, как брат, среди пропащих.
И соблазнились о нем люди.
Он пришел в суровый дальний Гледень от святой Софии.
«Бродяга, похаб безумный!» — так его привечали.
Оборванный и холодный, в злую стужу постучался он в сторожку к нищим, — и нищие его прогнали. Думал согреться теплом собачьим, полез в собачью конурку, — с воем выскочила Шавка, только зря потревожил! — убежала собака. Окоченелый, поплелся он на холодную паперть.
Кто его, бесприютного, примет, последнего человека?
Не Она ли, честнейшая, не пожелавшая в раю быть?.. Не она ли, пречистая, пожелавшая вольно мучиться с грешными, великая совесть мира, Матерь Света, Богородица?
И вот на простуженной паперти ровно теплом повеяло...
И с той поры дом его — папертный угол в доме Пресвятой Богородицы.
Шла гроза на русскую землю.
Никто ее не ждал и жили беспечно.
Он один ее чуял, принявший всю горечь мира: с плачем ходил он по городу, умолял перестать от худых дел, раскрыть сердце друг для друга.
За суетой кому его слушать? Били его и ругали.
И вот показалось: раскаленные красные камни плыли по черному небу, и было, как ночью, в пожар, и был стук в небесах, даже слов не расслышишь.
Ошалелые метались люди.
А он бился о камни, кричал через гром: не погубить просил, пощадить жизнь народу и родной земле.
И гроза мимо прошла.
Там разразилась, там раскололась, за лесом устюжским и далеко засыпала камнем до Студеного моря.
Он пришел в суровый Гледень от святой Софии.
И был ему кровом дом Пресвятой Богородицы.
А когда настал его последний час, летним вечером шел он в церковь к Михаиле архангелу.
Поджидала его смерть на Михайловом мосту.
«Милый братец, прощайся с белым светом!» — и ударила его косой.
И он упал на мосту.
И вот тучи-сестрицы принесли ему белый покров. В летней ночи закуделила крещенская метель — высокий намело сугроб.
И лежал он под сугробом серебряную ночь.
В синем сумраке тихо плыли синие и белые тучи и, как тучи, плыли реки — синяя Сухона и белая Двина.
Зацветала река цветами — последние корабли уплывали: один в Белое море на святой Соловец остров, другие ко святой Софии в Новгород Великий.
На Сокольей горе на бугрине сидел Прокопий блаженный.
— Милый братец, помолись о нас, даруй тихое плавание!
— Милый братец, благослови русский народ мудростью святой Софии, совестью Пречистой, духом Михаилы архангела!
|
|
Прокопий Праведный за неведомых плывущих молится
На Двине сидел Прокопий и благословлял неведомых плывущих.... И в этой неведомости - та же забота об общем благе. Н.Рерих. Алтай - Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925)
Прокопий праведный - тот, что увел тучу каменную от Устюга Великого. Тот, что за неведомых молился.... Прокопий говорит: - Не удаляйтесь Земли. Земля красная, злом раскаленная. Но жар зла питает корни Древа, а на нем свивает Добро преблагое гнездо свое. Принимайте труд на Земле. Восходите к океану небесному, нам темному. Берегите благое Древо: на нем Добро живет. Земля есть источник горя, но из горя вырастают радости. Высший всех знает время радостей ваших. Не удаляйтесь Земли. Посидим, о дальних странствующих подумаем. " Н.Рерих. Шамбала. Сон
Вспомнилось сказание Северной Двины, где Прокопий Праведный за неведомых плавающих молился, сидя на высоком берегу мощной реки. Знаки человеколюбия! Н.Рерих. Сердце Азии. Шамбала |
|
"...В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Показанные в самый разгар Первой мировой войны, они произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. Один из критиков тех лет А.И. Гидони более всего отмечал созвучность эмоционального строя этих картин мировосприятию современников. Он писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас – показательны, потому что это наши настроения...»6 .
Высоко оценил серию A.M. Горький. Он назвал тогда Н.К. Рериха величайшим интуитивистом современности. А одну из картин – «Град обречённый» – захотел приобрести и получил ее в подарок от художника."
6.Гидони Александр. Творческий путь Рериха//Аполлон. 1915. № 4-5. С. 34. |
|
...В иконописи XVII века в качестве фона нередко начинает выступать не абстрактное свечение золота, а пространственная среда, наделенная, правда, определенными духовными свойствами. Именно эту линию русского религиозного искусства развивает Рерих в своих картинах, посвященных устюжскому святому Прокопию. В работе «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914) волны далеких холмов как бы пропадают в тумане и плавно переходят в облачные образования. Высокий горизонт словно уходит в бесконечность. Все это необъятное и величественное живет, дышит и составляет образ большого духовного содержания. И уже не только моления подвижника, но и сама земля, и небо будут хранить плавающих. Синтез иконописных принципов переднего плана с реалистическими тенденциями в изображении пейзажа привел к новому нетрадиционному толкованию образа святого. Вместо выступающего из небесных сфер благодатного перста, что так часто писали иконописцы, здесь сами эти небесные сферы как бы откликаются на моления святого. Действие из области чисто метафизической переносятся в реальную пространственно-временную среду, взятую в ее космологическом аспекте. Это уже не икона, но и не реалистический пейзаж с героем. Это произведение религиозной живописи с символическим истолкованием пейзажа как духовной составляющей образа. Соединение почти пантеистического восприятия мира с глубоко молитвенным состоянием святого составляет у Рериха цельный художественный образ, созвучный пониманию христианства «не как отречение от земли, не как измена земле, а как еще небывалая «верность земле» (Д.С.Мережковский) 16.
16 Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский. Спб., 1905. Т. II. С. 18. |
|
...В другой его картине, посвященной устюжскому святому "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится" (1914), огромную роль в создании образа играет пейзаж. Панорама северных земель, как распахнутое окно в мир, с туманами и облаками, таинственными голубыми далями - это она, родная земля, родное небо охраняет путников. Рерих, которого неоднократно упрекали в измене христианству, несомненно, питал пристрастие к язычеству, к его сокровенной связи с природой. Однако это отнюдь не была измена, это было полнокровное, историческое восприятие христианства, близкое и к народной вере, и к воззрениям философов всеединства. Так, Бердяев писал, что "в Церкви христианской много языческого материализма и реализма, потому что в ней есть душа мира, та душа мира, которая в язычестве раскрывалась для восприятия Логоса. Церковь христианская приняла в себя всю великую правду язычества - землю и реалистическое чувство земли. Для церковно-христианского возрождения необходимо возвращение к старой истине язычества, к реализму Матери-Земли"[25]. Вообще "Русский ренессанс требовал возврата к древним истокам, к мистике Земли, к религии космической"[26].
25. Бердяев Н. А., Философия Свободы.- М.:Правда, 1989. - С. 34.
26. Бердяев Н. А. Самопознание.- М.: Книга, 1991.- С. 152.
|
|
• Н.К. Рерих видит теперь в жизни уже не ту задачу, которую он видел, стремясь вливать в жизнь красоту и тем украшать жизнь, устроить порядок, Космос в ней, что является фаустовским, западным принципом... Ничего, что страшные схватки происходят в мире, что пылают алые пламена восстаний... Некоторые силы бесплотные бодрствуют над судьбой человека... И Рерих рисует удивительную картину — над стальной, серой Северной рекой сидит Прокопий Праведный... перед ним тоже струги — плывут человеки и он благословляет их в дальний путь...
И тот же Прокопий Праведный на другой картине отводит тучу каменную от города Устюга Великого...
В творчестве Рериха характерен мотив реки, потока. Это символ движения, жизни, протекания времени... По реке плыл и “Гонец”. Не та ли это самая река всюду на картинах Рериха и позднейшего времени? Святые над рекою — это символ чего-то сильного, устойчивого, вечного. И это вечное и действенное, активное, помогающее — святое [5, с.42].
• Реально существовавший юродивый Прокопий, пекшийся о своём Устюге, который назывался Великим...
По заключению Ключевского “Житие устюжского юродивого Прокопия, плохо написанное, составлено из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи... Рассказ об огненной туче в житии есть неловкая переделка повести, отдельно встречающейся в сборнике 16 века”.
Но рериховский Прокопий к этому “плохо написанному” житию уже не имеет отношения. Он вечно сидит на холме, над извилистой синей рекой, по которой идут малые корабли, и вечно благословляет эту реку и эти корабли “Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится”. Властным жестом заставляет святой отступить сизую тучу, нависшую над мирной землёй, над устюмскими храмами — “Прокопий Праведный отводит тучу каменную”.
Это уже не “неловкая переделка” чужого жития, но новое житие, созданное художником двадцатого века. А затем Ремизов снова напишет литературное “Житие Прокопия Праведного” — уже по мотивам картин Рериха...[8, с.178,179].
• На холме, на переднем плане, изображена фигура Прокопия Праведного с поднятой в благословляющем жесте рукой. Он благословляет плывущие по далёкой реке корабли. В глубине — жёлтая река, синие холмы и леса. Цветовая гамма условна. Прокопий изображён силуэтом, обобщенно, показан как часть мироздания[40, с.42].
5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.
8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
|
Прокопий праведный за неведомых плавающих молится(1914 г.)
На высоком берегу Двины, обдуваемый всеми ветрами, сидит Прокопий Праведный, благославляя проплывающих мимо него людей на долгое плавание к синему морю. Художник показал святого и человека, обладающего даром предвидения, о чем указывается и в церковных писаниях. Такие люди являются маяками, громоотводами, т.к. променяли своё высокое положение на пользу и Служение миру, Общему Благу. Рерих сравнивает Прокопия Праведного с индийскими Риши и тибетскими ламами, берущими на себя грехи людей: "Прокопий Праведный в самоотверженности отвёл каменную тучу от родного города и всегда молился на высоком берегу Двины именно за неведомых плавающих.
И на Западе многие подвижники променяли, подобно Прокопию, своё высокое земное положение на пользу мира. В этих подвигах, в этих актах молитв "за неведомых, за несказанных и неписанных" имеется тот же великий принцип анонимности, того же познания преходящих земных воплощений, который так привлекателен и на Востоке." (Н.К.Рерих. Шамбала)
Прокопий Праведный прибыл в Великий Устюг и провидчески знал, что из-за нечестивых поступков горожан город погубится водой и огнем. Он просил жителей покаяться, но они и не думали. И тогда час расплаты настал: налетели тучи, ураган, засверкали молнии, Земля содрогнулась. Тут только начали жители молиться вместе с Прокопием о спасении. И город был помилован, но люди, как всегда, обратились к прежней греховной жизни. В ожидании близких потрясений у Н.К.Рериха не случайно появлялись произведения, проникнутые верой в вечную "богохранимость" России. В разгаре войны он святых низводит на Землю и приобщает к мирским делам.
|
|
Некоторые силы бесплотные бодрствуют над судьбой человека... И Рерих рисует удивительную картину — над стальной, серой северной рекой сидит Прокопий Праведный... Перед ним тоже струги — плывут человеки, и он благословляет их в дальний путь... |