Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=679&size=3
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Путь на Кайлас. Кайлас - одна из вершин Гималаев, высотой 6724 м. Картина относится к Гималайской серии и хранится в Нью-Йоркском музее. На полотне изображена священная гора Богов Кайлас, или легендарная Меру. Согласно греческим мифам, Гея Кибела на Горе Богов вращает ось мира. Для индусов местом пребывания Богов были высоты Гималаев - Кайлас. Отшельники показывают на снежные горы около Кайласа, на которых пребывают Боги, в неусыпном дозоре направляя духовный рост человечества. "Перед нами путь на Кайлас. Высится одно из 15 чудес, численных в книге Тибета, гора Колокола. По острым кряжам ходят к вершине её. Стоит она поверх последнего можжевельника, поверх всех желтых и белых складок нагорных. Тут ходил и Падма Самбхава, о том говорит древний монастырь Гандола. Именно здесь пещеры Миларепы. И не одна, а многие, освещенные именем отшельника, слушавшего перед зарей голоса Дэв. Здесь же и духовные твердыни Гаутама Риши. Недалеко и легенды, сложенные около Пахари Баба. Ходили тут многие Риши. И тот, кто дал горе зовущее имя Колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о благе Вселенском! Здесь жили Риши во Благо Вселенское! Когда же на горных путях встречаются Риши, Они не спрашивают друг друга: откуда? От Востока ли, от Запада, от Юга, от Севера? Ясно одно - за Благом и от Блага. А сердце возвышенное, утонченное, пламенеющее знает, где Оно и в чем Оно - Благо." (Н.К.Рерих. Сказки. ст. Риши, 1991, с.135) "У каждого народа имелись предания и легенды о Горах Богов, овеянных самыми сокровенными народными чаяниями; к ним обращался он со всею верою своей души и с надеждой на будущее. Согласно этим легендам, вершители народных судеб редко обитали на равнине. В основном они пребывали на высоких неприступных горах, величественностью поражавших и восхищавших народное сознание. Кроме того, здесь они были как бы вне земных превратностей и уз пространства и времени. Такие горы почитались в народе святыми, на них воздвигали храмы и жертвенники. Правители и пророки нередко поднимались туда перед важными решениями. И так же, как Бог и боги были средоточием духовной жизни каждого человека, так и эти Горы Богов считались центром мира. Мы знаем, что у древних греков обителью богов был Олимп. Для индусов местом пребывания богов были высоты Гималаев - Кайласа, или легендарная гора Меру. На мифической горе Меру обитали святые. Чем духовно-святозарнее было их сознание, тем выше им отводились обители. Ни одна грешная мысль смертных не может достичь этих вершин, всегда окутанных облаками. Горы во всех религиях были местом духовного преображения. На горе Фавор преображался Фавор, на горах герои греков приобщались к божественности. Вообще древнее, и особенно восточное религиозное воображение неизменно представляло себе страну блаженства среди панорамы гор. Народные сказания повествуют, что где-то на Востоке, на краю Света, в недоступном для людей месте - на вершинах высоких гор - находится желанный земной рай, где живут Боги. И посейчас немало паломников, приближаясь к святой горе Кайласа, или Раю Шивы, последний участок своего пути вокруг закованной в лёд горы, в великом своём фанатизме нередко проходят на коленях. В пещерах над пропастями Кайласа некогда медитировал Миларепа, там погружались в духовное созерцание ученики Будды. На горе Кайлас отшельники и посейчас живут в пещерах этой чудесной горы, наполняя пространство зовами, пробуждающими людей к праведности." (Р.Рудзитис. Братство Грааля)
Преодолев затворы малых "я", отвергнув плен земного притяженья, Мы познаем законы Бытия и обретаем духоразуменье. И по путям, которым нет конца, и по высотам, коим нет предела, Стремленьем окрыленные сердца С восторгом в вечность устремятся смело. Н.Спирина Урикова Н.В. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
«Продолжим наше хождение пилигрима. ...Пересечем старую дорогу на Карнат, ведущую к Великому Кайласу, местопребыванию мощных отшельников, и путевому знаку на Шамбалу». Н.К. Рерих «Сердце Азии», с.99, Нью-Йорк, 1929 г. «...Опять крутые всходы горного перевала. Опять встречные путники, каждый из них несущий свою жизненную тайну. Опять рассказы о местных духовных сокровищах, о памятных местах. Опять на скале запечатлен героический меч Гессэр-Хана; опять перед нами пещеры и вершины священного паломничества. Вечно бродящие странники тянутся с котомками за плечами. Не только вера, но непреодолимое стремление к житию странному увлекает их по трудным горным тропинкам». Н.К. Рерих «Твердыня Пламенная», «Меч Гэссер-Хана»,с. 254-255, Париж, 1932г. «...Камни с древними надписями об Истине. Разные камни, различные знаки надписей, но все они о той же Истине. На богомолье в Трилокнат, к древней святыне, тянутся вереницы садху и лам. От разных путей вместе идут они. Кто с трезубцем, кто с тростью бамбука, а кто и вовсе без всего, и без одежды, совершают духовное хождение. Снега перевала Ротангу им нипочем. Все ли хороши? Все ли вышне духовные? Но .ведь и ради одного праведника Град бывает помилован. Уж простите, ходим по хорошему. Идут богомольцы, знают, что здесь жили Риши и Пандавы. Здесь Веас или Виас, здесь Виасакунд - место исполнения желаний. Здесь Риши Виаса собирал Махабхарату. Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, но кристалл накоплений их наслоился, на скалах Гималайских. "Где же найти слова о Творце, если вижу несравненную красоту Гималаев?", так поет индус. По путям Гуру, по высотам Риши, по перевалам путников духа наслоилось то, что не смоют ливни и не испепелят молнии. Идущий к добру благословен на всех путях. Трогательны повести о том, как встречались праведники разных народов. В бору деодары касаются под ветром вершинами. Так и все вершинное встречается, не поражая и не вредя. Сказка ли Риши? Герои духа не сказка и это знаете вы. Если один может идти по огню, 'а другой сидеть на воде, а третий подниматься на воздухе, а четвертый покоится на гвоздях, пятый поглощать яды, а шестой поражать взглядом, а седьмой безвредно лежать под землею, то ведь некто может собрать, в себе все эти крупицы познания. И так может преобразиться препятствие низшей материи! Но все это еще не Риши. О Риши, о великих душах Шри Васвани говорит замечательно. Это светлый проводник блага и духовный водитель, голосу которого следуют за мыслителями, мудрецами, провидцами. Благословен народ, вожди которого следуют за мыслителями, мудрецами, провидцами. Благословен народ, получающий вдохновение от своих Риши. Риши преклоняются лишь перед Истиной, не перед обычаем, условностями или признанием толпы. Риши суть великие повстанцы человечества. Они низвергают наши культы удобства. Они великие несоглашатели истории. Не косность, но истина их зовет. Нам нужны сейчас эти восставшие духом во всех областях жизни - в религии, в государстве, в образовании, в общественной жизни». Заря. Июнь. 1932 Слова замечательные! Не все Риши по огню ходили, И не все заживо хоронили себя, но каждый из них вносил целую духовную область во Благо мира. Каждый из них, как Бодисаттва, владея мастерством, укреплял новое завоевание прогресса! Каждый из нас на своем языке произносил священную клятву о построении мира обновленного, возвышенного, утонченного, украшенного! Ради одного праведника целый Град был помилован Этими маяками, громоотводами, твердынями Блага стояли Риши. Разных народов, разных вер, но Единого,Духа, во спасение и восхождение всех! По огню ли пришел Риши, приплыл ли на камне, прилетел ли в вихре, но поспешил всегда во Благо общее. Молился ли Риши на вершинах или на высоком берегу реки, или в пещере зарослей, он посылал моление всех неведомых, незнаемых, труждающихся, болеющих, трудно ходящих! Посылал ли Риши белых коней во спасение незнаемых путников или благословлял неведомых мореходов, или хранил Град во нощи, он всегда стоял столпом светоносным для всех, без осуждения, без утушения огня. Без осуждения, без взаимоподозрения, без взаимоослабления шли Риши на гору, на вечную гору Меру. Перед нами путь на Кайлас... Здесь жили Риши во Благо Вселенское! Когда на горных путях встречаются Риши, они не спрашивают друг друга: откуда? От Востока ли, от Запада, от Юга, от Севера? Ясно одно - за Благом и от Блага. А сердце возвышенное, утонченное, пламенеющее знает, где Оно и в чем Оно - Благо. В караване спутники начали спорить и обсуждать качества различных Риши. Но седой пилигрим указал на снежные вершины в красоте сияющие, сказав: "Нам ли судить о качествах этих вершин? Можем лишь в недосягаемости восхищаться их великолепием!" Н.К. Рерих «Твердыня Пламенная», «Сатьям, Шивам, Сундарам!», «Риши», с. 249-253, Париж, 1932 г. |