<..>
Семилетие от начала 1940-х годов можно назвать «библейским периодом» в жизни Святослава Рериха. Художник упоён
картинами о Христе, а эскизы на евангельские темы сыпятся, как из рога изобилия. Иногда это сюжеты, похожие на какое-то
молитвенное действо у креста, где разыгрывается мистерия. В других случаях – карандашные почеркушки, мысли не успевают оформляться в большие произведения.
В авторских списках много названий, которые трудно соотнести с известными работами. И наоборот, некоторые этюды имеют как бы самостоятельное значение, они не воплощены в картины, хотя, очевидно, иллюстрируют жизнь Иисуса и его учеников. Этюды исполнены маслом на доске (во время Второй мировой войны невозможно было достать холст) и подписаны автором. Указан год создания, и стоит полноценная подпись «S.Roerich», а не монограмма «SR», используемая часто на значимых, но не основных эскизах. Однако трудно пока понять, к каким крупным работам (или серии) относятся эти законченные вещи.
Одна из разрабатываемых тем связана с вознесением Христа. Женская фигура, возможно, та же Мария Магдалина, стоит
коленопреклоненной с запрокинутой к небу головой. Откуда-то сверху, как струи дождя, падает яркий свет, он рассеян по
полю картины. Его отблески на лице и одежде Марии. Вся она в смятении чувств. У художника написано несколько вариантов данной сцены. Где-то в облике восхищение, где-то испуг и даже страх. Следует заметить, что время создания этюдной серии оказалось в жизни Святослава Рериха важной вехой. Он познакомился с индийской киноактрисой Девикой Чаудхури, которая через год, в августе 1945-го, стала его супругой.
Создаётся впечатление, что для художника не существует времени. К некоторым своим сюжетам он возвращается и через десять, и через двадцать лет, использует одни и те же типажи. Женщина с воздетыми руками стоит у распятия, замирает перед вознесением и запечатлена на подготовительных эскизах к картине «Се Человек!». Для завершённости образа требовалась работа с натурой. В качестве модели Святослав Рерих, возможно, использовал людей из близкого окружения. Одна из женщин похожа на Раю Богданову, помощницу по
хозяйству в доме Рерихов.
<..> |