<..> Мария считается ученицей Христа, святой Магдалиной в католичестве и равноапостольной святой в православии. Евангелие сообщает, что она следовала за Учителем вместе с жёнами-мироносицами, присутствовала при распятии на Голгофе и первая из всех удостоилась явления воскресшего Иисуса. Мария происходила родом из галилейского города Магдала, жила в Иерусалиме, где занималась своим ремеслом, и была исцелена Спасителем, который изгнал из неё семь бесов.
Согласно апокрифам, Магдалина всегда находилась рядом с Иисусом и достигла богопознания через поклонение Учителю. Об апокрифических евангелиях упоминает в своих письмах Святослав Рерих. Одно из них, «Евангелие от Марии», было опубликовано в 1955 году в виде полного фрагмента текста, хотя этот исторический документ в прессе упоминался гораздо раньше. (Карл Райнхардт обнаружил Евангелие на коптском языке в Каире в 1850 году.) Там говорится о любимой ученице Христа:
«Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: Разве говорил Он с женщиной втайне от нас, не открыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел Он ее более нас?
Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе? Левий ответил и сказал Петру: Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель (Мр.1:38–42).
Святослав Рерих строит живописные сюжеты на высоких, духовных отношениях Иисуса и Марии. Почитание Христа как Господа – это основной изобразительный мотив в ряде эскизов. Художник чаще всего изображает Марию коленопреклонённой, она или молится, или благоговейно взирает на своего Спасителя. Характерная черта этих эскизов – необычайная пластика телесных форм и всей окружающей природы. Всё слито в едином молитвенном порыве.
<..> |