Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=717&size=3
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Пермский иконостас Николая Рериха - малоизвестный памятник русского религиозного искусства. Он был создан по эскизам великого русского художника Н.К. Рериха в 1907 году после его паломничества по Италии и городам Древней Руси для церкви Казанской Божией Матери в Перми. Иконостас для женского монастыря в 20-е годы был изъят из церкви, долгое время хранился в запасниках и только недавно был реставрирован. Пермский иконостас соединил в себе западные и восточные иконографии с веяниями модерна и отражает религиозно-философские искания русского культурного Ренессанса начала века. Соединение христианской догматики с идеями синтеза знания и красоты явилось новым феноменом в русском религиозном искусстве. Пермский иконостас выполнен в один ярус - как в ранних храмах Византии и Древней Руси. В центре его расположены высокие Царские врата с надвратной сенью, справа образ Спаса Нерукотворного, слева храмовая икона Казанской Божией Матери с Богородичными Праздниками, написанными Рерихом на её раме. На дьяконских дверях нарисованы Архангелы, а за ними по обеим сторонам завершают ансамбль иконы Предстоящих. На Царских вратах располагаются семь икон: Евангелисты (две) на прямоугольных створах, Благовещение (две) в кокошнике, Великомученицы (две) на столбиках, Тайная вечеря в надвратной сени, а также два небольших Херувима. Нерасписанные плоскости покрыты басмой с мелким узором на ковчеге и крупным - на полях. Характерная черта иконостаса - большие накладные нимбы в виде венцов, выполненных в высоком рельефе. Иконы написаны под старину тёмными оттенками коричневого, зелёного, красного и напоминают торжественные изображения древних храмов. Складывается впечатление, будто живопись создана давно и верхний слой олифы со временем потемнел. Поля же покрыли басмой - всё, как на почитаемых старинных образах. Помещая на столбиках Царских врат образы двух святых жен, Рерих как будто хотел напомнить послушницам женского монастыря о великих подвижницах за веру Христову. Святая Великомученица, изображенная на южном столбике, стоит прямо, в небольшом развороте, глядя на зрителя. Ее огромные в глубине темных впадин глаза выражают одновременно неизбывное страдание и духовную силу. Образ Великомученицы бередит душу и призывает к бескорыстному самопожертвованию во имя великого служения. Вместе с тем певучие линии ниспадающих складок и по-детски сцепленные на груди руки сообщают всему ее облику трогательную мягкость и человеческую теплоту. Это, несомненно, один из лучших женских образов в творчестве Рериха и в русском религиозном искусстве начала века. Возможно художник вдохновлялся древнерусскими и византийскими произведениями, с которых смотрят на нас, как он писал «большеокие фигуры». Рерих наследует и тот высокий духовно-эмоциональный настрой, которым отличаются ранние памятники XII века, такие, как фреска «Святые жены» в нартексе Спасского собора Ефросиньевского монастыря в Полоцке. |