Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=727&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
ЛЮБОВЬ НЕПОБЕДИМАЯ
К Ассоциации Св. Франциска
Общества имени Рериха
Перуджино, Джотто, Зурбаран, Коста, Мурильо, Скиавоне, Рибера, Флиппино, Липпи, Ганс Фриз, Маргаритоне, Сассетта, Тадео Гадди, Виварини, Моретто да Брешиа, Чимабуэ... Кто же мог собрать и духовно объединить этих разнообразных и даже противоположных Мастеров? Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырем заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования.
Все тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа. Святой Франциск, притягательный как для взрослых, так и понятный детям. Истинное прибежище зверям и птицам. Именно Он мог беседовать и обратить волка ко благу. На Его руке птицы чуяли крепкую безопасность.
В чем же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? Конечно, в своем высшем духовозношении Он приближался к Вышнему. В необычной мощи сознания Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы, которая единственно может привести к действительной любви. Для Него любовь была не отвлеченность, но насущное питание Его духа. И еще одно замечательное качество освящает нам Облик Святого Франциска. Он никогда не осуждал.
Если некоторые Его действия были объяснены последователями как возмущение против несовершенных нравов Его современников, то и эти действия были так утончены и так были полны благостными знаками, что само возмущение возносилось на тех же самых крыльях всепобеждающей любви. Если не каждый из нас может достаточно следовать в силе восторга, то во всяком случае в двух качествах Святого Франциска каждый должен подражать Ему — в неустанном действии и в неосуждении.
В своем победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость, которая к тому же так легко достигается. Каждый труженик, после достаточных испытаний, неизбежно приходит к сознанию, как мертвенно отрицание и осуждение и как творяще и созидательно каждое понимание. Любить — значит прощать. Прощать — значит понять. Понять — значит знать. Знать — значит приблизиться к порогу Мудрости.
Каждый творящий рано или поздно чувствует, что осуждение и отрицание будут знаками неуспешности. Каждый истинный творец, подражая в существе своем Вышнему, в своих постоянно растущих трудах даже не имеет времени для осуждений. Взгляните на осуждающего и вы сразу убедитесь, что он прежде всего не создатель. Тот же опыт жизни легко убедит вас, что сад отрицания и темен и беден.
Как же вы встретите и победите трудности жизни? На печальном опыте вы познаете, что щит отрицания и осуждения не годен. Далее, вы будете убеждены, что подобный щит и вреден. Как магнит Тьмы, он будет притягивать к вам все отрицательное. Какую печальную старость и темное будущее вы будете приготовлять себе, извергая злобную слюну осуждения, неудачно проходя путь жизни и преступно извращая священное понятие любви!
Итак, следуя заветам Святого Франциска, заветам, скованным любовью, — творите, творите и творите!
В этом вечном творении вы приблизитесь к мудрой радости. Вы найдете, что день слишком короток, чтобы успеть выразить все зовы духа вашего. В новом широком понимании вы осознаете, что есть синтез. Завоевание красоты и знания синтезируется для вас не как груда сухих подробностей, но как стройное знамя священного знака эволюции. В творчестве вашем вы осознаете и высокую ответственность перед Великою Беспредельностью. Это осознание ответственности будет целительным водителем в преображении всей вашей жизни. Это осознание ответственности еще более поможет вам удержаться от осуждений. Истинно, вы не найдете более мгновения для осуждения и отрицания.
Творить, помогать и давать — эти заветы наполнят все существо ваше. И, несмотря на все трудности, создаваемые тьмою, невежеством, вы все же преобразите жизнь вашу в вечную радость. Эта же радость творчества принесет вам и насущный хлеб на день завтрашний.
Велика была моя радость узнать, как восторженно приняли вы мое предложение объединиться под Именем Святого Франциска. Невозможно без светлой улыбки помышлять об основании этого Общества. Мы трудимся для высшей Культуры, Красоты, Знания, Мира. Пусть будет всепобеждающая улыбка Святого Франциска нашим мощным щитом в этих стремлениях.
Когда я буду писать Святого Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц. Это вызовет во мне одно старое воспоминание. Я был счастлив иметь моим первым Учителем замечательного человека: мощный художник Куинджи был не только замечательным художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только загремит полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих, голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. Казалось, что птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: “Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя”. Промеж себя мы называли Куинджи Святым Франциском. Незабываемо было зрелище этого седого улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками, — оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Перед нами было одно из чудес природы, мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами, и те не вредили меньшим собратьям.
Одна из обычных радостей Куинджи была — помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло благодеяние. Неповторяема была вся жизнь его. Простой крымский пастушок, он сделался одним из самих прославленных наших художников, исключительно благодаря своему дарованию. И та самая улыбка, питавшая птиц, сделала его и владельцем трех больших домов. Излишне говорить, что, конечно, все свое богатство он завещал народу на художественные цели. Этот “Святой Франциск” моей молодости нераздельно связан с образом Святого Франциска, которым я впоследствии восхищался при моем паломничестве по святыням Италии.
Священная насыщенность Ассизи ощущается даже случайными прохожими. Тем сильнее она должна ощущаться тем, кто ищет. Вы, объединяющиеся во Имя Святого Франциска, да будет с вами улыбка Его! Пусть Его высокая духовная утонченность укрепит вас. Вдохновленные Святым Франциском, вы найдете творчество вечно новое и неисчерпаемое. Вы познаете, что даже и гений должен неутомимо ежедневно трудиться. Во имя Святого Франциска вы найдете сияющее утверждение, которое сохранит вас от мертвого отрицания и разрушительного осуждения. В Имени Святого Франциска вы найдете неистощимую мощь против всех зол Тьмы. Вы поймете, что есть благословенное сотрудничество и единение. Творите, творите, творите!
Слава Святому Франциску! |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Как пример всеобъемлющей терпимости Рерих вспоминает Франциска Ассизского в статье «Любовь непобедимая», с истинным благоговением сердца подчеркивая его великое вмещение, человеколюбие и благоволение ко всем живым существам, в том числе и к животным (по преданию, даже волка он сделал послушным и добрым). Легенды сохранили рассказы о дружбе и беседах Франциска с птицами, именно такой момент Рерих запечатлел в своей картине, посвященной Франциску Ассизскому. ...Другая значительная картина: «Святой Франциск» — духовный брат Сергия. Франциск — одухотворенный, будто стремящийся вверх, на обрыве горы благословляет птиц у гнезда на ветвях дерева. У него в руках белый голубь. На заднем плане, в укрытии скал, монастырь в сиянии зари. Рерих с глубоким чувством пишет о подвижнике в очерке «Любовь непобедимая»: «Кто же мог собрать и духовно объединить этих разнообразных и даже противоположных мастеров? Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей?» — спрашивает Рерих. — «Все тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа, Святой Франциск, притягательный как для взрослых, так и понятный детям. Истинное прибежище зверям и птицам. Именно Он мог беседовать и обратить волка ко благу. На Его руке птицы чуяли крепкую безопасность». Больше всего Рериха привлекают в Святом Франциске два его качества: неустанная деятельность и неосуждение; подражать им в жизни Рерих призывает всех. Эти качества, как мы уже видели, Рерих в высшей степени стремится реализовать и сам. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Родился в Ассизи, Италия, XIII век (1182-1226 г.) С конца IV-го века Италия, совершенно истощенная нападениями иноземных варваров, проходящих по ней огнем и мечом, рвущих ее на части, впадает в одичание и разорение, оцепенение. Но среди народов еще с XI века начинается подъем жизненных сил. На смену феодализму развивается итальянская коммуна, входит в силу буржуазия, начинается расцвет науки. В наиболее важной для средневекового человека области - в религии - начинает работать проснувшаяся мысль. Духовенство, до папы включительно, к тому времени совершенно опустилось, отличалось крайней испорченностью нравов, грабило народ; его алчность, разврат, себялюбие вошли в поговорку. И вот в XIII веке появляется Франциск - сын богатого купца, он оставляет все и ведет жизнь нищего отшельника и проповедует забытые к тому времени простые евангельские заповеди о любви к ближнему и о чистоте нравственной жизни. Для Франциска - все люди - братья. И не только люди, но и все живое, и сама природа. Он проповедовал зверям и птицам и они, согласно легендам, слушали его и не боялись, шли ему в руки. Данте и Франциск в "Раю": "Миру новое солнце здесь зародилось". «...Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырем заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования. Все тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа, Святой Франциск, притягательный, как для взрослых, так и понятный детям. Истинное прибежище зверям и птицам. Именно Он мог беседовать и обратить волка ко благу. На Его руке птицы чуяли крепкую безопасность. В чем же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? Конечно, в своем высшем духовозношении Он приближался к Высшему. В необычной мощи сознания Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы, которая, единственно, может привести к действительной любви. Для Него любовь была не отвлеченность, но насущное питание Его духа. И еще одно замечательное качество освещает нам Облик Святого Франциска. Он никогда не осуждал. Если некоторые Его действия были объяснены его последователями, как возмущение против несовершенных нравов Его современников, то и эти действия были так утончены и так были полны благостными знаками, что само возмущение возносилось на тех же самых крыльях всепобеждающей любви. Если, не каждый из нас может достаточно следовать в силе восторга, то во всяком случае, в двух качествах Святого Франциска каждый должен подражать Ему - в неустанном действии и неосуждении. В своем победном неосуждении, Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость, которая к тому же легко достигается. Каждый труженик после достаточных испытаний неизбежно приходит к сознанию - как мертвенно отрицание и осуждение, и как творяще и созидательно каждое понимание. Любить - значит прощать. Прощать -значит понять. Понять - значит знать. Знать -- Значит приблизиться к порогу Мудрости. Каждый творящий, рано или поздно, чувствует, что осуждение и отрицание будут знаком неуспешности. Каждый истинный творец, подражая в существе своем Высшему, в своих постоянно растущих трудах, даже не имеет времени для осуждений. Тот же опыт жизни легко убедит вас, что сад отрицания темен и беден. Как же Вы встретите и победите трудности жизни? На печальном опыте вы знаете, что щит отрицания и осуждения не годен. Далее вы будете убеждены, что подобный щит и вреден. Как магнит Тьмы, он. будет притягивать к вам все отрицательное. Какую печальную старость и темное будущее вы будете приготавливать себе, извергая злобную слюну осуждения, неудачно проходя путь жизни и преступно извращая священное понятие любви! И так, следуя заветам Св.Франциска, заветам, окованным любовью - творите и творите! И творите! В этом вечном творении вы приблизитесь к мудрой радости... Творить, помогать и давать - эти заветы наполняют все существо ваше. И несмотря на все трудности, создаваемые тьмою, невежеством, вы все же преобразите жизнь вашу в вечную радость. Эта же радость творчества принесет вам и насущный хлеб на день завтрашний... - Когда я буду писать "Св. Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц. Священная насыщенность Ассизи ощущается даже случайным прохожим. Тем сильнее она должна ощущаться тем, кто ищет... Пусть Его высокая духовная утонченность уцепит вас. Вдохновенные Св. Франциском, вы найдете творчество вечно новое и неисчерпаемое. Вы познаете, что даже и гений должен ежедневно трудиться. Во имя Св.Франциска вы найдете сияющее утверждение, которое сохранит; вас .от мертвого отрицания и разрушительного осуждения. В имени Св.Франциска вы найдете неистощимую мощь против всех зол Тьмы. Вы поймете, что есть благословенно сотрудничество и единение. Творите, творите, творите! Слава Святому Франциску!» Н.К. Рерих «Держава Света», «Любовь непобедимая», с. 179-188, Нью-Йорк, 1931 г
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырем заря священно¬го Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного суще¬ствования. Все тот же самый, бессмертный и светоносный в существе сво¬его духа, Святой Франциск, притягательный как для взрослых, так и понятный детям. Истинное прибежище зверям и птицам. Именно он мог беседовать и обратить волка ко благу. На Его руке птицы чуяли крепкую безопасность. ... Когда я буду писать Святого Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц. Это вызовет во мне одно ста¬рое воспоминание. Я был счастлив иметь моим первым Учителем замечательного человека: мощный художник Куинджи был не толь¬ко замечательным художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только бли¬жайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только загремит полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. ... Он го¬ворил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Промеж себя мы называли Куинджи Святым Франциском. ... Этот «Святой Франциск» моей молодости нераздельно свя¬зан с образом Святого Франциска, которым я впоследствии восхи¬щался при моем паломничестве по святыням Италии. Н. Рерих. Держава Света. Любовь Непобедимая
Удивительно вспомнить, что Св. Франциск, покуда он был богатым гражданином, не привлек к себе ничьего внимания. Но стоило ему обручиться с синьорою Бедностью, вступив на духов¬ный путь, как он сделался тем мировым Святым, имя и облик кото¬рого зажигает и устремляет к подвигу множества сердец. Н.Рерих. Твердыня Пламенная. Богатая бедность
Пройдем ли мы Италию, из-за высот и твердынь духовных и гражданских властителей Мира, из-за всех великолепных Медичи подымается все тот же несмываемый, вечно живой и растущий Облик Святого Франциска Ассизского. И никакой народ, никакая , толпа не будет разрушать память его, ибо он был выразителем сущ¬ности страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Свя¬том Франциске в прекрасном Апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останет¬ся живым. Сердце народное в самой удаленной хижине, в самых трудах улыбнется, сознавая, что сам Святой Франциск предстатель¬ствует о нем на судбище всемирном. Н. Рерих. Твердыня Пламенная. Душа народов
Николай Константинович писал Св. Франциска в 1933 году в Кулу. Я лично очень всегда любил картину Н.К. и считаю ее очень крупным произведением. «Св. Франциск» - это парная картина к «Св. Сергию».... «Св. Франциск» Н.К. в Музее Рериха в Нью-Йорке. У меня в Бангалоре небольшой этюд. У меня также этюд к «Св. Сергию». Три картины писал вместе Н.К. - 1) Мадонна Орифламма, 2) Св.Сергий 3) Св.Франциск. Это была прекрасная Сюита. Образ Св. Франциска мне был очень близок с ранних лет. С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. Звучание нашего духа |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Святой Франциск Ассизский (1933 г.) Это самый почитаемый итальянский святой, который жил с 1182 по 1226 гг. "Кто вдохновил и наполнил высокими мыслями множество знаменитых деятелей Италии? При чьей молитве сияла над монастырём заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Всё тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа, Святой Франциск. Истинное прибежище зверям и птицам. (На картине Франциск изображен в беседе с птицами). На Его руке птицы чуяли полную безопасность. В чём же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? Конечно, в своём высшем духовозношении Он приближался к Высшему. В необычной мощи сознания Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы. Он никогда не осуждал. В своём победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость. Каждый труженик, после достаточных испытаний, неизбежно приходит к сознанию того, как мёртвенно отрицание и осуждение и как творяще и созидательно каждое понимание. Когда я буду писать Святого Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц... Никакая толпа, никакой народ не будет разрушать память Святого Франциска, ибо Он был выразителем сущности страны. Что бы ни случилось, куда бы не повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым." (Н.К.Рерих. Держава Света)
Во мгле и холоде зимы горят огнем Твои зарницы; И хочешь Ты, чтоб были мы перед восходом среди тьмы - Как Солнца луч и песня птицы. Н.Спирина Молитва Франциска Ассизского: О, Господи! Сделай меня орудием Твоего мира. Чтобы я там любовь проявлял, где меня ненавидят, Чтобы я прощал, где меня обижают, Чтобы я соединял, где есть ссора. Чтобы я правду говорил, где господствует заблуждение, Чтобы я веру приносил, где давит сомнение, Чтобы я Свет зажигал, где царствует тьма, Чтобы я радость давал, где живет печаль. О, Господи, не дай мне стремление к тому, чтобы я был утешен, но чтобы я утешал; Чтобы ни я был понят, но чтобы я понимал; Чтобы ни я был любим, но чтобы я любил. Ведь, кто даёт, тот и получает. Кто сам забывает, тот и находит; Кто прощает, тот и сам будет прощен; Кто сам в себе умирает, тот и пробуждается для жизни. И если мы в Тебе умираем, - мы входим в вечную жизнь. АМИНЬ!
"Однажды, в холодный вечер, по дороге из Перуджи шли брат Леоне и Св.Франциск. Брат Леоне шел первым, Святой - позади. Их хлестали первые северные ветра, рясы их были изорваны, а от усталости и голода стужу совсем уже нельзя было перенести. Среди таких лишений лачуги у Санта-Мария казались королевскими покоями, и странникам придавали сил мысли о других братьях, которые ждали их, оберегали для них лучшие куски от ужина, сохраняли дрова, чтобы разжечь к их возвращению очаг. "Брат Леоне,- сказал Франциск,- напиши, что есть совершенная радость". Обычно он говорил "напиши", т.к. брат Леоне был его секретарем, но в ту минуту сказал так, потому что диктовал очень важную мысль, которая была частью его учения: "Хотя во всех землях братья являют собою пример истинной святости и добродетели, напиши и особенно подчеркни, что не в этом совершенная радость". Они продолжали путь в молчании, и вновь заговорил Св.Франциск: "Брат Леоне, даже если меньший брат получает от Бога такую благодать, как способность исцелять больных и совершать множество чудес, даже умеет воскрешать мертвых на 4й день после смерти, напиши, что не в этом совершенная радость". Некоторое время они молчали, затем Св.Франциск еще громче заговорил: "Брат Леоне, меньший брат знает все языки, все науки и писания, и угадывает и открывает нам будущее и тайны сознания человеческого, напиши, что не в этом совершенная радость". Они помолчали. Брат Леоне стал забывать о холоде, погрузившись в размышления о словах учителя, и спрашивал себя, где же тогда искать совершенную радость, а Св.Франциск сказал еще громче: "О брат Леоне, даже если меньший брат умеет так хорошо проповедовать, что от проповеди его все неверные обратятся в веру Христову, напиши, что не в этом совершенная радость. Если прибудет гонец и объявит, что все парижские наставники стали членами Ордена, напиши: не совершенная эта радость. Даже если из-за Альп придут все прелаты и архиепископы, а сам король Франции и король Англии войдут в Орден, напиши: не та это радость." Выслушав мысли Святого, брат Леоне не знал, что и подумать, и спросил: "Отец, именем Божьим прошу тебя, скажи, в чём совершенная радость?" Тогда Франциск объяснил: "Я приду в Санта-Мария вымокший, замерзший, голодный, в грязи; ледышки налипли на край моей рясы, в кровь изрезали мои ноги; и вот я буду долго стучаться в дверь и звать привратника. Тогда придет брат привратник и спросит: "Кто там?" - и я отвечу: "Брат Франциск", а он ответит: "Уходи, сейчас не время для странствий, ты не войдёшь сюда". Но я стану стучать, а он в ярости выбежит наружу, вытолкает меня, осыпая бранью, с такими словами: "Уходи, ты прост и слаб умом, и не приходи к нам! Сейчас мы многочисленны и одарены многими способностями и не нуждаемся мы в тебе", а я всё это вынесу и почувствую любовь к нему в своём сердце и веселость в душе. Брат Леоне, напиши, что в этом - совершенная радость". Безмолвно стоял брат Леоне и уже не чувствовал ни голода, ни холода, ни усталости, но одно лишь изумление. Франциск заговорил вновь. "А то если затем, измученный голодом, застигнутый ночью, я всё буду настаивать: "Ради Бога, приюти меня хоть на эту ночь!" - и он ответит мне: "Ступай в приют Крочифери", и выйдет, держа в руках дубинку и, схватив меня за капюшон, бросит на землю, изваляет в снегу, перебьёт мне все суставы, а я терпеливо и с радостью снесу всё это, думая о страданиях Христа, напиши, брат Леоне, что это и есть радость совершенная. А теперь выслушай главное. Изо всех божественных даров наилучший - способность побеждать самого себя и добровольно с любовью к Христу идти на страдания, переносить проклятия, бесчестия, нужду. За остальные дары Божьи мы не можем прославлять себя, они не наши, а Его, но можем прославить себя, неся крест лишений, ибо крест этот наш." (Подвижники. Самара, 1992) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Святой Франциск родился в Италии г. Ассизи, отсюда и приставка «Ассизский». Так же, как и Радонежский, творивший свои труды в Радонеже, или Св. Серафим Саровский, в Сарове и т.д. На картине святой Франциск изображён в своей величественной простоте: в руках птица – голубь и рядом куст с гнездом птичьим. И птицы его не боятся, ибо велика душа и чиста его любовь ко всему сущему. Появился он в XIII веке, когда Италия, истощённая нападением иноземных варваров, начала свой экономический подъем, развивается наука, входит в силу буржуазия. Но духовного подъёма не было, т.к. духовенство совершенно опустилось, отличаясь крайней испорченностью нравов. Св. Франциску и необходимо было на своём подвижническом опыте жизни принести людям простые евангельские истины о любви к ближнему. Вот поэтому он уходит от богатых родителей и живёт отшельником. Он достиг высот нравственной чистоты и в помыслах, и в деяниях. Говорили, что, когда он молился ночью в храме, то за много верст можно было видеть неземной свет, освещающий не только храм, но и всю округу. О его доброте, о его чистоте и высокой Божественной Любви ходили легенды. Поэтому многие Подвижники хотели походить на него и после его ухода из жизни, организовали орден Францисканцев, беря за основу чистоту его нравственных устоев, любовь к ближнему. Собрал Георгий Радуга |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Путешествия в духе
Из радости рождается всё живущее, радостью оно сохраняется, к радости оно стремится, и в радость оно вступает.
Упанишады (1)
Любить – значит прощать. Прощать – значит понять. Понять – значит знать. Знать – значит приблизиться к порогу Мудрости.
Н. К. Рерих (2)
Как-то осенью один наш друг побывал в Италии, в городе Ассизи. Он привёз оттуда яркие альбомы с глянцевыми видами города и окрестностей, много фотографий, пёстрые осенние листья, веточки кипариса, сосновые шишки с горы Субазио и сувенирные магниты с фигурками Святого Франциска и Святой Клары. Их головы венчали золотые нимбы, и птицы доверчиво слетели к ним на плечи…
Листая альбомы, глядя на белый средневековый город, окружённый оливковыми рощами, среди зелёных холмов, увенчанных руинами древних крепостей, я любовалась пейзажами далёкой Умбрии, и вдруг сердце загорелось радостью! Ведь именно здесь родился и жил Святой Франциск Ассизский – Великий христианский Светоч, воспевший Вселенское Братство…
АССИЗИ
Каждый камушек Ассизи
помнит проповедь Франциска,
А порталы старых храмов
слышат звук его шагов;
Там оливковые рощи
шелестят под небом синим,
И доносит братец-ветер
отголоски его слов.
Сёстры-птицы вьют там гнёзда,
и под сенью кипарисов
Рдеют, радостью объяты,
сёстры-розы без шипов;
А на дивных фресках Джотто –
хоры ангелов крылаты,
Из лазурного простора
славословящих Любовь.
Тише, тише – сердце птицей
улетает в поднебесье –
Вся Вселенная ликует,
чует: Новый Мир пришёл!
И молитва расцветает
в обиходе самом тесном –
Здесь открыл Франциск Ассизский
нам
Божественный
Глагол!
16 апреля 2011 г.
Представим, что мы в Ассизи…
«Священная насыщенность Ассизи ощущается даже случайными прохожими. Тем сильнее она должна ощущаться тем, кто ищет» (3), – писал Николай Рерих.
Как мощная Твердыня духа возносится над городом Собор Святого Франциска. Узкие, мощёные камнем улочки ведут к нему, как к единому средоточию.
На этом месте в 1226 году отлетела душа Святого. Тогда же, в XIII веке, здесь был заложен величественный Собор (Базилика) и монастырь Сакро Конвенто.
Сюда уже почти восемь веков стекаются толпы паломников… В нижней церкви находятся нетленные мощи Святого.
А в верхней церкви через большие окна со старинными витражами лучи солнца озаряют потоками цветного света росписи гениального итальянского живописца Джотто ди Бондоне (1267-1337).
Святой Франциск – Покровитель Италии, её Божественный Поэт, Душа её народа.
«Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырём заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования? Всё тот же… бессмертный и светоносный… Святой Франциск, – писал Н. К. Рерих. – …Он был выразителем сущности страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном Апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым». (4)
Здесь, в городе Ассизи – жемчужине Умбрии – расположенном на склоне горы Субазио, в 1182 году родился Франциск. Сын богатого купца, изнеженный юноша, не жалеющий денег на наряды и развлечения, он проводил всё время в пирах и забавах, окружённый толпою «золотой молодёжи» того времени. Музыка, поэзия, куртуазные романы и мечты о великих рыцарских подвигах – всё изысканное и прекрасное увлекало его. Он был очень щедрым, жизнерадостным, весёлым, любил петь. Он мечтал о великой Славе…
И его мечта сбылась.
Однажды он тяжело заболел и услышал Голос во сне.
– Кому ты должен служить, Господину или слуге?
– Господину.
– Так почему же ты оставил своего Господина?
– Господи, – ответил Франциск с трепетом. – Что я должен для Тебя сделать?
Франциск понял, что его позвал Христос. С этого момента его жизнь изменилась. Он осознал, что надо жить по Заветам Христа.
Франциск начинает помогать бедным, ибо Христос сказал: «...То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». (5)
Он ухаживает за прокажёнными, обменивается с нищим одеждой и в рубище, босой просит милостыню… В городе над ним смеются, считают сумасшедшим.
Как-то раз за городом он увидел разрушенную церквушку Сан Дамиано (Святого Дамиана). Здесь, перед старинным Распятьем, он просит Христа указать ему, что делать, ибо «вера без дел мертва». И снова слышит Голос:
– Разве не видишь, что дом Мой рушится? Укрепи его.
Хрупкий юноша сам собирает камни, носит их, скрепляет раствором, работает день и ночь и восстанавливает церковь Сан Дамиано, а потом – другие…
Для этого ему нужны деньги, и он продаёт товары из отцовской лавки.
Отец, узнав о новой выходке сына, разъярился. Ладно бы тратился на развлечения! Ладно бы пускался в юношеские безрассудства, но эта разрушенная церквушка, отшельническая жизнь – такую глупость честный торговец простить не мог! Он подаёт на сына в суд. Тогда Франциск снимает с себя всю одежду и отдаёт отцу, говоря:
– Не отец мне больше Пьетро Бернардоне, лишь один Господь отныне мне Отец.
Освобождённый от всех земных уз, Франциск навсегда покидает родной дом…
Одна маленькая церковка, затерянная в лесах на склоне горы Субазио, была особенно дорога ему – её назвали в честь Пресвятой Богородицы Ангельской (Санта Мария дельи Анджели).
Люди прозвали её Порциункола (частичка). Здесь, в уединении, он молился. Франциск полностью забыл о себе, его сердце горело пламенной любовью ко Христу, он жаждал отдать Ему все силы, всю свою душу…
На зов любви идёт Ответ,
Несущий Разуменья свет;
Твоей благой Стрелы полёт
Всепонимание даёт;
И Луч, в ответ на сердца стук,
Из праха поднимает дух. (6)
И Христос открыл Франциску его предназначение.
«...Даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания». (7)
Сердце Франциска запело от радости! Вот Дело его жизни – ходить из селения в селение, из города в город и проповедовать Учение Христа… Он услышал Призыв.
С этого времени он – нищий проповедник Слова Божия. Он свободен, как ветер, он ничего не боится – ему нечего терять… Он счастлив, он преисполнен такой радости, такой всеобъемлющей любви, что все, кто видел или слышал его, невольно поражаются… А потом не могут его забыть.
«Говорил он пылко, всегда вдохновлённый Всевышним, и потому слова его проникали в самую глубину сердца и повергали тех, кто слушал его, в смятенное изумление». (8)
И вскоре люди начинают оставлять свои дела, дома и имущество, приходят к Франциску и просят принять их в его братство. И возникает маленькая община, в которой все равны, все бедны, все любят Бога и ближнего, помогают друг другу, заняты молитвой и трудом…
«…Последователи его, если не молились, работали, выхаживая больных, служа прокажённым, подметая в храмах, а уж затем занимались трудом, которому были обучены.
Наставник служил им примером и предписывал:
«Я желаю, чтобы все мои братья работали и с кротостью вершили добрые дела, дабы избежать праздности, которая есть враг души, не быть людям обузой и честно зарабатывать хлеб свой. Те, кто обучен какому-либо ремеслу, пусть делают, что умеют; те же, кто не обучен, пусть учатся, но стремятся к тому, чтобы работать с верой и благоговением, иначе угаснет дух молитвы, которому должно служить всё преходящее. Пусть остерегаются получить за труд сверх необходимого для пропитания, и пусть никогда не берут денег. Вот такую смиренную жизнь должны вести слуги Божьи, рыцари святейшей Бедности». (9)
Молитва Франциска Ассизского
О, Господи! Сделай меня орудием Твоего мира.
Чтобы я там любовь проявлял, где меня ненавидят,
Чтобы я прощал, где меня обижают,
Чтобы я соединял, где есть ссора.
Чтобы я правду говорил, где господствует заблуждение,
Чтобы я веру приносил, где давит сомнение,
Чтобы я Свет зажигал, где царствует тьма,
Чтобы я радость давал, где живёт печаль.
О, Господи, не дай мне стремление к тому, чтобы я был утешен,
но чтобы я утешал;
Чтобы ни я был понят, но чтобы я понимал;
Чтобы ни я был любим, но чтобы я любил.
Ведь, кто даёт, тот и получает. Кто сам забывает, тот и находит;
Кто прощает, тот и сам будет прощён;
Кто сам в себе умирает, тот и пробуждается для жизни.
И если мы в Тебе умираем, – мы входим в вечную жизнь. (10)
* * *
В Ассизи проповеди Франциска слушала юная Клара дельи Оффридуччи. Она была из знатного и богатого рыцарского рода, слыла «доброй и прелестной». Незадолго до её рождения, во время молитвы, её мать услышала Голос: «Ты родишь Свет, который озарит мир!» Поэтому она назвала дочь Кларой, что значит «светлая».
Встретив Франциска, чьи пламенные слова озарили её душу, Клара поняла, что хочет посвятить себя Богу.
Чем же увлёк юную и прекрасную Клару нищий и невзрачный Франциск? Своим огнём, примером жизни, своей любовью к Высшему… «Проповедь его поражала… потому, что он говорил так, как жил. (…) Красоту и радость, к которым люди стремятся в жизни, он вкладывал в слова свои, чтобы привлечь к добродетели, то есть действием его было слово, а словом – поэзия, озарённая поступками». (11) «Он был учителем, наделённым всеми дарами глубокого и истинного гения, огромной и щедрой душой – музыкальной, солнечной, свободной от условностей, которая вдохновляла к радости… красоте… добрым делам…» (12)
По примеру Франциска, Клара тайком покидает свой дом и принимает обет бедности, послушания, чистоты и радости. Несмотря на гнев родных, она остаётся в обители Сан Дамиано. Позже к ней присоединяются её сестры и другие девушки из знатных семейств Ассизи.
Святой Франциск «…бесконечно почитал свою духовную дочь… он обращался к ней и за советом, и за утешением». Когда его мучило сомнение – быть ли ему проповедником или молиться в уединении, он спросил Клару. После молитвы она сказала:
– Вот что велит Господь передать Святому Франциску. Он призвал его…чтобы он сеял добродетель в душах, и многие, благодаря ему, спасутся.
Так в самый важный для Франциска миг кроткая его ученица сделалась наставницей». (13)
Однажды Франциск поделился с братом Леоне чувством «необыкновенной радости». Была уже почти ночь, и они решили отдохнуть возле колодца. Франциск наклонился над колодцем и увидел, как в зеркальной глади воды на дне колодца отражалась полная серебристая луна, и он долго любовался этим как зачарованный.
– Брат Леоне, овечка Божия, – сказал Франциск, – знаешь ли ты, что я вижу в зеркале воды?
– Восходящую луну, – ответил брат Леоне, зная о страстной любви святого к красоте творения.
– Нет, брат Леоне,- возразил Франциск, – я вижу лицо сестры Клары – чистое и сияющее, словно она пребывает в благодати Божьей. (14)
Ясный и чистый образ Клары всегда пребывал в сердце Франциска. Их навеки связали неразрывные узы высокой духовной Любви.
О высшей Любви, воспетой великим Платоном, писала Елена Ивановна Рерих:
«...Любовь по Платону есть чистое устремление и вдохновение… Платон в любви ко благу видел и наивысшее назначение и блаженство человека.(...) Любовь для Платона была великим ведущим Началом. Потому понять эту… любовь могут лишь те, которые преисполнены устремления к самому Прекрасному. Никакие земные проявления любви для них не существуют… Некоторые святые испытывали такую… любовь в своём устремлении к Высшему. Даже иногда такая любовь связывала некоторых из них между собой, но какая чистота сияла в сердцах таких избранников! Вспомним… Святую Клару и Святого Франциска… Как редко они встречались на земном плане, но души их пребывали в полном созвучии и духовной радости». (15)
Трогательная легенда повествует о том, как однажды Франциск пришёл в обитель Сан Дамиано попрощаться с Кларой, перед тем, как отправиться в дальний путь. Была снежная холодная зима.
– Когда же мы увидимся? – с печалью спросила Клара, опускаясь в снег на колени.
– Когда расцветут розы…
Но лишь только Франциск прошёл несколько шагов, как услыхал хрустальный голосок Клары.
Он обернулся. На голых ледяных ветвях распустились пышные алые розы. Куда ни обращали взоры Франциск и Клара – всюду раскрывались розы, они росли прямо из снега… Небывалая сила Любви совершила чудо! Когда двое разлучаются ради любви к Богу, Он навсегда соединяет их. (16)
В обители Клара вдохновляла других собственным примером, являя собой «сияние правды». «Когда она возвращалась после моления, – рассказывает одна из сестёр, – все радовались, как будто она сошла с небес». Она воспитывала сестёр и своей неизменной улыбкой, сиявшей, несмотря на недуг, который изнурял её более двадцати лет.
Уже при жизни Клару считали святой. Она обладала даром исцеления, её часто посещали видения…
И в последние часы жизни Франциска Клара в духе была рядом с ним, облегчая его страдания своей любовью, а он, оставаясь истинным поэтом, пел хвалу «сестре Смерти»…
«…Смерть предстала ему как…сестра-избавительница… И тогда мир сошёл в его душу, он почувствовал, что восхищён в те высшие пределы, куда не достигает земная суета. Ему казалось, что он идёт по цветущей тропе к свету, сияющему всё ярче. С последним вздохом он выговорил: «Выведи из темницы мою душу, чтобы мне славить имя Твоё». В этот миг сердце его перестало биться.(…) Внезапно в сумерках послышались движения многих крыльев: это жаворонки слетелись к келье Святого и запели свою песню. В чистой синеве неба зажигались первые звёзды». (17)
* * *
Что особенно привлекает нас в светлом Облике Святого Франциска? Радость и любовь ко всему сущему.
Радости он придавал огромное значение. В Христианстве уныние – это смертный грех. Унылый человек думает лишь о себе, в радости же – благодарность и верность Богу, сердечная чистота, отречение от себя ради других…
Основными чертами Франциска были отзывчивость и сострадание. Под влиянием его жизнерадостной натуры и поэтического чутья, чаявшего живую душу во всём живущем, он любил и понимал всю природу, одушевлённую и неодушевлённую… Весь мир, с живыми существами и стихиями, превращался для Франциска в любящую семью, происходившую от одного Отца и объединённую любовью к Нему.
Всё, что видел Франциск вокруг, бесконечно восхищало его! Прекрасна природа Умбрии: горы и холмы, леса, реки, высокое небо…
Он пел хвалу Господу и чувствовал своё единство со Вселенной и всеми её обитателями. Всё было для него родным, все были братьями и сёстрами – и Солнце, и звёзды, и ветер, и огонь, и вода, и деревья, и горы, и птицы, и звери, и насекомые…
Он кормил зимой пчёл, поднимал с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупил ягнёнка, которого вели на бойню, освободил зайчонка, попавшегося в капкан…
И все откликались на его любовь – звери приходили к нему, птицы доверчиво садились на руки… Он любил беседовать с ними.
Вереницами к нему слетались птицы,
Стаями летали над кустами,
Легкокрылым кругом окружали,
Он же говорил им:
«Пташки-птички, милые сестрички,
И для вас Христос сходил на землю.
Оком множеств ваших не объемлю.
Вы в полях не сеете, не жнёте,
Лишь клюёте зёрна да поёте;
Бог вам крылья дал да вольный воздух,
Перьями одел и научил вить гнёзда,
Вас в ковчеге приютил попарно:
Божьи птички, будьте благодарны!
Неустанно Господа хвалите,
Щебечите, пойте и свистите!» (18)
Легенда рассказывает, что однажды святой Франциск усомнился в избранном пути… Желая наказать себя за сомнение, он в отчаянии бросился в заросли колючих розовых кустов. Но чудесным образом острые шипы тут же осыпались и не ранили его. С тех пор в том саду стали расти розы без шипов, их можно увидеть в Ассизи и сегодня.
* * *
Особенно трогательна Беседа Святого Франциска о совершенной радости.
«Однажды, в холодный вечер… шли брат Леоне и Святой Франциск. (…) Их хлестали северные ветра, рясы их были изорваны, а от усталости и голода стужу совсем уже нельзя было перенести. Среди таких лишений лачуги у Санта-Мария дельи Анджели казались королевскими покоями, и странникам придавали сил мысли о других братьях, которые ждали их, оберегали для них лучшие куски от ужина, сохраняли дрова, чтобы разжечь к их возвращению очаг.
«Брат Леоне, – сказал Франциск, – напиши, что есть совершенная радость». …Брат Леоне был его секретарём, но в ту минуту он сказал так, потому что диктовал очень важную мысль, которая была частью его учения: «Хотя во всех землях братья являют собою пример истинной святости и добродетели, напиши… что не в этом совершенная радость».
Они продолжали путь в молчании, и вновь заговорил Святой Франциск: «Брат Леоне, даже если меньший брат получает от Бога такую благодать, как способность исцелять больных и совершать множество чудес, даже умеет воскрешать мёртвых… напиши, что не в этом совершенная радость».
Некоторое время они молчали, затем Святой Франциск ещё громче заговорил: «Брат Леоне, если меньший брат знает все языки, все науки и писания, и угадывает и открывает нам будущее… напиши, что не в этом совершенная радость».
Они помолчали. Брат Леоне… спрашивал себя, где же тогда искать совершенную радость, а Святой Франциск сказал ещё громче: «О, брат Леоне, даже если меньший брат умеет так хорошо проповедовать, что от проповеди его все неверные обратятся в веру Христову, напиши, что не в этом совершенная радость. (…)»
Выслушав мысли Святого, брат Леоне не знал, что и подумать, и спросил: «Отец… прошу тебя, скажи, в чём совершенная радость?»
Тогда Франциск объяснил: «Я приду в Санта-Мария вымокший, замёрзший, голодный, в грязи; ледышки налипли на край моей рясы, в кровь изрезали мои ноги; и вот я буду долго стучаться в дверь… Тогда придёт брат привратник и спросит: «Кто там?» – и я отвечу: «Брат Франциск», а он ответит: «Уходи…». Но я стану стучать, а он в ярости выбежит наружу, вытолкает меня, осыпая бранью, с такими словами: «Уходи… и не приходи к нам…», а я всё это вынесу и почувствую любовь к нему в своём сердце и весёлость в душе. Брат Леоне, напиши, что в этом – совершенная радость».
Безмолвно стоял брат Леоне и уже не чувствовал ни голода, ни холода, ни усталости, но одно лишь изумление. Франциск заговорил вновь. «…Если затем, измученный голодом… я всё буду настаивать: «Ради Бога, приюти меня…» – и он (…) выйдет, держа в руках дубинку и… бросит меня на землю… перебьёт мне все суставы, а я терпеливо и с радостью снесу всё это, думая о страданиях Христа, напиши, брат Леоне, что это и есть радость совершенная. (…)
Изо всех божественных даров наилучший – способность побеждать самого себя и добровольно с любовью к Христу идти на страдания, переносить проклятия, бесчестия, нужду. За остальные дары Божьи мы не можем прославлять себя, они не наши, а Его, но можем прославить себя, неся крест лишений, ибо крест этот наш». (19)
* * *
«В чём же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? – спрашивает Рерих. – Конечно, в своём высшем духовозношении Он приближался к Высшему. …Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы, которая единственно может привести к действительной любви. Для Него любовь была не отвлечённость, но насущное питание Его духа.
Когда я буду писать Святого Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц...» (20)
Наталия СПИРИНА
ФРАНЦИСК
По картине Н. К. Рериха «Святой Франциск»
Презрев богатство, в бедность он ушёл,
Оставив всё, он стал самим собой;
Освободившись от страстей и зол,
Поднялся он над пропастью земной.
В цепях в плену от радости он пел,
Что пленником являлось только тело,
А он свободен: духу нет предела,
И сам он избирает свой удел.
В любви к Христу не ведая преграды,
Познал Франциск слиянья благодать:
Почёл за счастье страшные стигматы
Страстей Христовых на себя принять.
Он утверждал вселенское родство
Создателя и созданного мира;
Ему был братом человек и волк
И сёстрами былинки и светила.
Всех призывал он восхвалять Творца,
Больших и малых: «Пой, кузнечик, пой!»
И с ними в гимне воспевал Отца
И вёл их в рай нехоженой тропой.
И всё внимало пламенным речам
О том, что изначала суждено
Вернуться нам к Началу всех Начал,
В любви вселенской слиться с Ним в одно.
И сердце отдыхало от тревог,
И духа наступало торжество;
И братья-звери ластились у ног,
И сёстры-птицы слушали его. (21)
26 марта 2014 г.
Новосибирск
Примечания:
1. Рерих Е. И. Письма в Америку. Т. I. М.: Сфера, 1996. С.108.
2. Рерих Н. К. Любовь Непобедимая. // Держава Света. М.,1999. С.352.
3. Там же.
4. Рерих Н. К. Душа народов // Твердыня Пламенная.
5. От Матф. 25, 40.
6. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).
7. От Матф. 10, 7-11.
8. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990. С.55.
9. Там же. С.61-62.
10. Святой Франциск // Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов, http://gallery.facets.ru/show.php?id=727
11. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990. С.84.
12. Там же. С.81.
13. Там же. С.91-92.
14. Антонио Сикари. Портреты святых. Клара Ассизская, http://www.christusimperat.org/ru/node/37053
15. Рерих Е. И. Письма. Т. 3. 14.06.1939.
16. Франциск и Клара, http://prometey-spb.su/svetochi/0/frantsisk_i_klara0.html
17. Фрески комплекса Сан-Франческо, http://niistali.narod.ru/cities/Giotto.htm
18. Волошин М. А. Святой Франциск. 1919. //Волошин М. А. Полное собрание стихотворений.
19. Святой Франциск. // Подвижники. Самара, 1992.
20. Рерих Н. К. Любовь Непобедимая. // Держава Света. М.,1999. С.352.
21. Спирина Н. Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).
22. Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов, http://gallery.facets.ru/
Источник: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5830 |