Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=788&size=3
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее... ...В комнате, избранной как столовая, на стенах писаны вазы с разноцветными растениями. В спальне, по стенам,— все символы чинтамани, камня сокровища мира.
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.
«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов.
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения: (...) 9) [«Конь Счастья»]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур — свидетели. (...) |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Именно среди вершин Гималаев, утверждает Рерих, хранится Сокровище Мира — священный легендарный камень Чинтамани, который излучает благословение и на округу, и на весь мир. Это камень, воспетый на Западе миннезингерами, или Чаша Грааля, которую Лоэнгрин, согласно преданию, принес с гор Азии. В 1917 году в сюите «Героика» Николай Рерих пишет две картины: «Клад захороненный» и «Победители клада». Через семь лет, во время Азиатской экспедиции, он создает замечательную картину «Сокровище Мира» — по обрывистой тропе в Гималаях, среди таинственных коричнево-фиолетовых каменных утесов, спускается вниз белый конь с ларцом на спине, сияющим в алом пламени. Этот же мотив повторяется на буддийской ступе («Конь счастья», 1925). Здесь Рерих изобразил тибетскую и монгольскую легенду о коне Эрдени-Мори, который в назначенное время несет на благо человечества самую драгоценную ношу мира. "Сердце восточных народов" помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче—Чинтамани—Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?» |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
СОКРОВИЩЕ МИРА По картине “Сокровище Мира.Чинтамани” По камням неровным, скользким, острым, По ущельям узким и глухим, Вдоль обрывов в бездну, осторожной Горной поступью идёт один Белый конь. Несёт он бережливо Вниз, во тьму, в густой лиловый мрак, Светоч мира, данный на Вершинах, Камень, заповеданный в веках. Лики скал дивятся каменело В напряжённой гулкой тишине Огне-голубому озаренью, Проплывающему на коне. Отблеск зорь грядущего восхода В пламени Сокровища горит Долгожданного. Во тьму народов |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Картина «Сокровище мира». Вечер. Видение на закате. Рерих так описывает этот сюжет: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути, и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?»39. Художник изображает узкое ущелье, окруженное скалами с ликами каменных идолов. Закатным лучом полыхает дальняя гора. Откуда-то сверху спускается конь, несущий на спине ларец, который словно объят розовым пламенем. Сияющие краски здесь те же, что и у огненного феномена в картине «Жар-Цвет». Связи эти не случайны: в работах художника присутствует этот вездесущий космический Огонь... 39. Рерих Н. Держава Света. Священ-ный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 193-194. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
В 1923 году его мечты осуществились. В предгорьях Гималаев, перед ликом священной Канченджанги им написана знаменательная серия «Его Страна» (1924). Бытует мнение, что творчество Николая Рериха делится на два периода - русский и индийский, и всё созданное художником в Индии всецело посвящено Востоку. Однако сам мастер опровергал такое утверждение и отмечал: «Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи». Это в полной мере относится и к восьми полотнам серии «Его Страна» из Нью-Йоркского музея. И хотя внешне образы картин связаны с гималайскими пейзажами, однако в замысле цикла прослеживается общность с волновавшими деятелей Русского космизма эсхатологическими идеями.
Тематическое содержание полотен тяготеет к мифологическим представлениям; в то же время мастерски передано необыкновенно сильное первое впечатление от Гималаев - всё это поразительно оживляет образы картин и убеждает особой жизненностью. Миф, легенда становятся художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать красотой. В своё стремление нести прекрасное художник вкладывал столько энергии и вдохновения, что сложилось мнение об особой магнетической силе его кисти. Действительно, и русские философы Всеединства, и творцы символизма видели в искусстве великую силу, способную при участии Божественного провидения выйти за пределы эстетики и создать Новую Землю и Новое человечество. В этом смысле Индия и Гималаи предстали в творчестве Рериха, а также и у Скрябина, как некий сакральный центр, где должен произойти этот знаменательный акт планетарной эволюции. «Его Страна» - образ Новой Земли и духовно совершенных героев. Грёзы русской религиозно-философской мысли о Богочеловечестве, обогащённые мистическими идеями Востока, предстали в этой серии дерзновенной попыткой огненного пересоздания мира красотой. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Сокровища мира - Чинтамани
На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира? Н.Рерих. Держава Света. Свет пустыни |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
«В сагах знаем героев на белых конях. Видели белого коня Святого Егория. Видели белых коней Флора и Лавра. Видели белых коней литовского бога, Световита; на белых конях мчались валькирии. Слышали о коне Исфагана в древнем Иране. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гессэр-Хана, даже видели на скалах Тибета удары подков его. Знали коней Хамавата с огненной ношей Чинтамани...» «Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено одному ходить, принося великую весть...» «Молон Бакша скончался достигши восьмидесяти лет в год быка. Его песнь была: "...Как от великих костров засияет надпись на камне. Что это идет? Отчего качается ковыль? Что же шествует? Эрдени Мори сам идет. Эрдени Мори сам выступает. И люди не останутся в прежнем положении. Что же светит поверх ковыля? Отчего стали светлыми обоны? Отчего засиял большой субурган? Там, где прошел Эрдени Мори, там засветился ковыль. Там замолчали волки. И полетели кречеты очень быстро"». «Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. Пока народы знают о суждением сокровище, они все же останутся на верном пути. На восходе и на закате солнца затихает все, значит где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище. Пока народы знают о суждением сокровище, они все же останутся на верном пути. Путь их, хотя бы и долгий и необычный, - неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствованию. Кому-то сказки, а кому-то - быль. Кто-то убоится. А кто-то развернет страницы книги принесенной. И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих благовестях. И всем темным невыносим свет. Почему они так ощетинились? Ведь они ужасаются о себе самих, когда не прочли книги, когда отвернулись от Света. И отвернулись от Света малого, разве выдержат их глаза Свет Великий разогревшийся, Свет просиявший!» «Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудесные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто-то прошел. Не Эрдени Мори? На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори». Н.К. Рерих «Врата в будущее», «Эрдени Мори» «Живет предание о черном камне, появляющемся в сроки больших событий. Если сравнить все устные сроки из Индии, Тибета, Египта, Монголии, то совпадения их напомнят, как помимо историков пишется другая история мира. Особенно значительно сравнивать показания совершенно различных народностей». Н К. Рерих «Алтай-Гималаи», с.244, М., 1974 г. «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть это конь, потерянный караваном? Или может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час, сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?» Н.К. Рерих «Держава Света», «Свет пустыни», с.269, Нью-Йорк, 1931 г. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Сокровище Мира (1924 г.) Картина относится к серии произведений, посвященных Священному Камню Чинтомани. В глубокое горное ущелье сходит конь, несущий драгоценный груз - чашу с пламенем. Аметистовые, синие, коричневые тона ущелья сверху озарены пылающими отблесками розовых снегов. Внизу - глубокое лиловое озеро. На скалах намечены каменные лица - тонкие облики, фигуры людей и животных. Они тоже живут, тоже дышат, тоже осветляются розовым огнем чаши. В 1923 г. в Париже этот камень с созвездия Орион - Сокровище Мира было вручено Рерихам. На протяжении веков из уст в уста передаются сказания, мифы и легенды о Священном Камне. Его называют и Алатырь-Камень, и Чинтомани, и Чаша Грааля - много вариантов, но смысл один.
Земля едва видна в тумане, темным-темно вокруг от туч, Но есть на море-океане, на дивном острове Буяне Волшебный Камень бел-горюч. На Камне том Заря - богиня весь мир укрыла под фатой, Расшитой нитями златыми, сверкает яро в море синем Алатырь-Камень огневой. Под Камнем тем сокрыта сила, могучей силе нет конца, - Живой водой ключи забили, переплелись со сказкой были, Сняла заря фату с лица. Светло над островом Буяном, нет ходу туче грозовой, - Плыви воздушным океаном, сжигай неправых, окаянных, И исцеляй у правых раны и воскрешай живой водой, Алатырь-Камень огневой! О.Ауновская Картина из той же серии произведений, посвященных Камню - дару Ориона нашей планете. По древней легенде он хранится в Башне Шамбалы в Гималаях, а часть Камня путешествует по миру. Путешествующий Камень приносится иногда новому владельцу совершенно нежданно и необычным путём. У Камня много чудесных качеств, о нем сложены предания и легенды, написаны трактаты и ведутся научные изыскания. Перстень с таким Камнем был у Е.И. Рерих. Им владел царь Соломон, это горюч-камень горы Арарат, это камень, о который разбился новгородский богатырь Василий Буслаев на горе возле Иерусалима (Новгород имел шанс получить Камень, но неверие лишило его дара). "В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтомани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая Новую Эру и великие мировые события. Будет сказано, как Некий Владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище. Ваш путник, слушая эту легенду, шепнет вам: "Камень этот чёрен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс". А другой наш путник улыбнется: "Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха". Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировое событие. "Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет,- этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает ему возможность знать врагов и опасности или счастливые события". Слушатель спрашивает: "Не этот ли камень на Башне Ригден Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?" Рассказчик продолжает: "Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира - так называется чудесный камень." На картине видим, как будто открылась дверь Шамбалы и вышел оттуда конь, неся свет. Он еще ступает очень робко и неуверенно, т.к. не знает, примут ли его люди, готовы ли они утвердить Знамя Мира и Культуры, которое несет он символически в виде трех кругов света. "Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате Солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище. Пока народы знают о сужденном сокровище, они всё же останутся на верном пути. Путь, хотя бы долгий, и необычный - неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствованию..." (Н.К.Рерих. Эрдени Мори)
А высота не знала края, а клад лежал на самом дне, Нес белый конь, легко ступая, священный камень на спине... О.Ауновская "На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтомани - чудесный камень, мира спаситель. Не пришло время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?" (Н.К.Рерих. Держава Света, с. 185, 193)
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Этот камень – талисман Нового Мира, и в нем заключена судьба будущего человечества. Этот же ларец держит в руках Николай Константинович на портрете Святослава Рериха, и его же, окруженного сиянием, осторожной горной поступью несет вниз, к людям, мудрый конь на картине Николая Рериха «Сокровище Мира – Чинтамани». Н.Д. Спирина. Отблески, 1999 г., «Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов», с.5
Великая эпоха приближается! Белый конь несёт полыхающий огнями камень Счастья, суждённый всем народам Земли. Ожидания сбываются; легенды претворяются в жизнь. Наполнимся радостью ожидания Грядущего! Н.Д.Спирина. Отблески, 2001г., с.102
Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур – свидетели. З.Г. Фосдик. Мои Учителя, с.239 |