Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=80&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Без индивидуальной согласованности всех членов человеческого планетного коллектива не могут явить они концентрированную мощь своей психической энергии, объединенная сила которой способна творить такие феномены, о которых трудно даже составить себе представление. Пока энергии человеческие яро дисгармоничны и хаотичны в своем проявлении. Пока они вызывают разновесие стихий и нарушают равновесие планеты, которое выявляется в землетрясениях, ураганах, засухах, расстройстве климата, эпидемиях и так далее. Пока проявляется отрицательный полюс огненной мощи, находящейся в бессознательном и неуправляемом обладании человека. Но время придет, и наука докажет, что человек – это генератор огненных энергий, которые воздействуют на все, что его окружает. ..Зная это, можно представить себе всю неодолимую огненную мощь всепланетного объединенного коллектива человечества, в определенный момент устремляющего ее на выполнение намеченного задания! На Дальних Мирах климат, подземный огонь, атмосферические условия и многое другое регулируются объединенной мыслью человечества. Это такая могучая сила, перед которой смиряются стихии и повинуются ей. Все так называемые чудеса есть не что иное, как непонятные и необъясненные манифестации психической энергии человека. Как таковых чудес нет и быть не может, есть просто законные явления, еще не изученные наукой. ...Но сколько же времени потребуется на то, чтобы человечество объединилось и, объединившись, шагнуло вперед в познавании сил, скрытых в самом человеке. Учение Жизни к сроку Дается, Указуя человечеству путь к источнику неиссякаемой огненной энергии, потенциальным обладателем которой является каждый землянин. Осознав присутствие этой энергии в своем микрокосме и овладев ею, может творить человек необычные вещи, которые в невежестве своем пока еще называют чудесами или просто относят к области невозможного. И если один осознавший может творить «чудеса», то что же может сделать свою мощь осознавшее и объединившееся человечество? Безграничны возможности коллектива. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Праздник. Пусть будет это тот праздник, которым всегда праздновали победу весеннего солнца. Когда надолго выходили в леса; любовались цветом деревьев; когда из первых трав делали пахучие венки и украшали ими себя. (…)
Люди радовались. Среди них начиналось искусство.
…Какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство…
Надо открыть глаза на красоту захороненную и забытую и от неё пойти к обновлению жизни во имя будущего.
Н.К.Рерих
Особое место среди театральных работ Рериха занимают эскизы для древнеславянского балета «Весна Священная» на музыку Стравинского. Рерих создал не только эскизы декораций, но и был одним из авторов либретто балета. (…) Художник и композитор ставили перед собой задачу — воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь славян.
В декорациях к «Весне Священной» Рерих выявлял изначальную близость древнего человека к природе, его пантеистическое восприятие её, как живой соучастницы его бытия. Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле).
Н.К.Рерих пишет о «Весне Священной»: «Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями "Весны"». «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования».
Н.Д.Спирина. Рерих и музыка
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Рерих был и остался русским художником, сохранив в своем творчестве тот самый первозданный, самобытный русский колорит, который столь явственно выражен в его раннем искусстве. В этом мы вновь убеждается, созерцая картины последних лет его жизни. К примеру, «Весна священная» (1945)—весенний хоровод русских девушек, — тот же самобытный, типично рериховский стиль, только в новом, еще более лучезарном звучании. ...А в 1945 году, в год Победы, он создает «Весну священную». Это не только русская весна, это—триумф всего человечества, дожившего до окончания войны. Девушки кружатся в хороводе, украшенные венками из одуванчиков, в центре их — избранница с гирляндой так же весенне-золотистых цветов, руки и взор ее устремлены к солнцу. Юноши играют на свирели, в общем действе участвуют и старцы. Праздник вечного обновления, природа в весеннем уборе из желтых цветов, в юном ликовании устремляется в радужную даль. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
А вот и сама победа — «Весна Священная» — весна 1945 года. На смену одиночеству ожидания пришли яркие краски всенародного праздника. Торжество людей и природы слилось в едином могучем гимне. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Блестящие победы Красной Армии пробудили за рубежом громадный интерес ко всему русскому, и у проживавшего в США балетмейстера Л. Мясина возникла мысль возобновить некоторые русские постановки. Он обратился к Николаю Константиновичу с просьбой принять участие в их оформлении. Получив от художника эскизы, Мясин написал ему в 1944 году: "Дорогой Николай Константинович, сердечно благодарю Вас за присланные эскизы "Князя Игоря". Для меня был большой праздник получить их. Золотая гамма неба прекрасна, она горит торжеством России, отражаясь на глубоких тонах непреклонных половцев. Я убежден, что возобновление этого балета в таком прекрасном толковании его явится искренней радостью для всех тех, кто знает и умеет ценить настоящий русский балет. Теперь у меня явилось сильное желание возобновить также "Весну Священную". Моя первая мысль была воспользоваться материалом, который был сделан в 1929 году Лигой Композиторов, но, к сожалению, его больше не существует. Могу ли я попросить Вас сделать новые эскизы?" Николай Константинович исполнил пять эскизов декораций к "Весне Священной" и шесть к "Князю Игорю". Уже после смерти художника они использовались в конце пятидесятых годов для постановок русских балетов в стокгольмской "Королевской опере", в парижском театре "Гранд-Опера" и миланском "Ла Скала". Письмо Мясина поясняет появление в 1945 году полотна Рериха "Весна Священная". По композиции картина близка ранее исполненному эскизу для "Снегурочки". Девушки водят хоровод. Их белые одежды, расшитые красными узорами, контрастно выделяются на изумрудном фоне. Головы украшены венками из полевых цветов. Золотом цветов испещрен холм, где находится жертвенный камень. На нем фигура "избранницы" с цветочной гирляндой в руках. Яркие блики солнечных лучей скользят по пригоркам и верхушкам деревьев. В правом нижнем углу - группа музыкантов и поселян, нарядно одетых в белое с красным. Все это создает величественную картину ликования людей и природы. Священная весна, весна победы над темными силами, весна надежд, весна радости и возрождения. Этим произведением Рерих отметил окончание Великой Отечественной войны, светлый праздник всего человечества. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Весна священная. В светлые весенние дни победы над гитлеровцами Рерих пишет радостную красочную "Весну Священную", полную звучных, мелодичных линий, свежести жизнеутверждения. Под звуки свирели нарядные девушки исполняют вдохновенный и торжественный танец. По композиции картина близка к ранее исполненному эскизу для Снегурочки: девушки ведут хоровод. Их белые одежды, расшитые красными узорами, контрастно выделяются на тёмно-изумрудном фоне. Головы украшены венками из полевых цветов. Золотом цветов испещрен и холм, где находится жертвенный камень. На нем фигура избранницы с цветочной гирляндой в руках. Яркие блики солнечных лучей скользят по пригоркам и верхушкам деревьев. В правом нижнем углу - группа музыкантов и поселян, нарядно одетых в белое с красным. Плавные линии девичьих фигур, силуэты холмов, деревьев, камней в сочетании с зелеными, золотыми красными и ослепительно белыми красками создают величественную картину ликования людей и природы. Священная весна, весна победы над тёмными силами, весна надежд, весна возрождения человеческой радости. Этим произведением Рерих отметил окончание Великой Отечественной войны, светлый праздник своего народа. "Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями "Весны Священной". Мы не можем принимать "Весну" только как русскую или славянскую. Она гораздо более древняя, она общечеловечна. Это вечный праздник души. Это восхищение любви и самопожертвования, не под ножом свирепой условщины, но в восхождении духа, в слиянии нашего земного существования с Высшим... Весна Священная нова и молодежь принимает её как новое понятие. Может быть, вечная новизна "Весны" в том, что священность Весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Вспомните орнаменты и рисунки американских индейцев в их старых становищах. Эти рисунки полны замечательного значения и напоминают о необыкновенной древности своей, ведя ко временам единого языка. Так, наблюдая и объединяя национальные символы, мы выясняем историческое значение чистого рисунка. В этом первичном начертании вы видите мысли о космогонии, о символах природы. В радуге, в молнии, в облаках вы видите всю историю устремлений к прекрасному. Эти начертания объединяют давно разъединенное сознание народов; они те же, как и в Аризоне, так и в Монголии, так и в Сибири. Те же начертания, как на скалах Тибета и Ладака, так и на камнях Кавказа, Венгрии и Норвегии. Прекрасен в Кашмире праздник Огней! Прекрасны гигантские трубы горных монастырей! Из-за Канченджанги началось великое переселение, несение вечной "Священной Весны". (Н.К.Рерих. Держава Света, 1992, с.115) |