<..>
Особняком стоит картина «Иаков и Ангел». В центре изображены две сплетённые друг с другом фигуры. Они напоминают борьбу титанов при начале времён. Всё вокруг сливается в мощном кружении – строения, горы, облака закручены в вихре стихий. Мелькают солнечные крылья Ангела, из-за края белой одежды проглядывает мужественное лицо Иакова. За телами борющихся зияет пурпур бездны, которая
являет космический масштаб битвы. Справа в глубине композиции художник как бы повторяет фигуры своих героев, они едва заметны в насыщенных тёмно-синих и лиловых красках. Борьба происходит не только на земном плане, но и во всех мирах одновременно.
Работа Святослава Рериха иллюстрирует не Новый Завет, а Книгу Бытия: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему:отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:24–28).
Сюжет из Библии повествует о том, что ветхозаветный патриарх Иаков имел старшего брата-близнеца Исава. Согласно пророчеству, потомки старшего брата должны были править страной. Но Иаков по подсказке матери, будучи её любимцем, хитростью добился от слепого отца благословения на первородство. И в результате стал родоначальником народа Израилева. И когда он уже готовился вступить во владение Святой землёй, брат Исав направился к нему с войском, чтобы отомстить. Иаков устрашился и начал истово молиться. Ночью пред ним явился Ангел и вышел бороться с Иаковом. Однако тот нашёл в себе мужество и силу духа противостоять судьбе. Он удержал Ангела до наступления утра. При восходе зари Вестник Божий обязан был удалиться, чтобы славить Господа. Иаков
победил в борьбе, и Бог простил ему обман, признав право на первородство и Святую землю.
Кто же такой Иаков и кто Ангел, и какой смысл сокрыт в их титанической борьбе? Иаков, прежде всего, богоборец. А таинственный Некто, по слову пророков, был Богом. Да и сам Иаков признаёт, что видел лицо Господа. Неведомый борец приходит из небесного мира. Благодать в жизни достигается напряжением физических сил (Иаков в столкновении повредил бедро), но при этом требуется ещё большее напряжение сил духовных. Внутреннее борение, которое, по сути, олицетворяет собой противостояние Иакова и Бога, есть сражение за веру. Ангел Божий благословляет Иакова и нарекает его новым именем – Израиль.
Будущее избранного народа складывается из противодействия, именно оно предопределяет божественное призвание. Через временные испытания и материальные потери люди обретают духовные блага.
Эскизное решение у Святослава Рериха иногда отличается от итоговой работы. В эскизе присутствует напряжённая эманация мысли, можно сказать, сгусток энергии. Большая картина воплощает завершённую форму и гармонию цвета. Но живая душа художника всё-таки лучше всего видна в подготовительном рисунке. Зачастую эскизы не получают окончательной реализации, как бы остаются под спудом.
<..>
|