<..>
Святослав Рерих строит живописные сюжеты на высоких, духовных отношениях Иисуса и Марии. Почитание Христа как Господа – это основной изобразительный мотив в ряде эскизов. Художник чаще всего изображает Марию коленопреклонённой, она или молится, или благоговейно взирает на своего Спасителя. Характерная черта этих эскизов – необычайная пластика телесных форм и всей окружающей природы.
Всё слито в едином молитвенном порыве. Примером в этом смысле служит эскиз «Молитва» из серии «Христос и Мария». Женская фигура как бы размножена на несколько светящихся силуэтов; фигура стоит прямо и чуть обособленно, а силуэты один за другим склоняются всё ниже, и последний, на коленях, почти падает ниц перед Христом. Группа похожа на бегущую волну в замедленном кадре фильма. Создаётся впечатление, что физическое тело превращается в чистую духовную субстанцию. Женская рука с открытой ладонью для молитвы подчёркивает вездесущность Христа. Мария видит Его внутренним взором. Техника эскиза необычная: художник наносит разноцветную пастель на чёрную бумагу, создавая эффект яркой прозрачности.
<..> |