<..>
Последним на сюжет Евангелия стало произведение «Се Человек!» (1966). Оно получило ещё и второе наименование «Я был
Человеком» (авторская надпись на подрамнике на английском языке «I was Man»).
Святослав Рерих посвятил его вознесению Господа Иисуса Христа. Это полотно – совершенно необычное в художественном
отношении. Оно продолжает тему материнской скорби, переплавленной в чистую молитву. Но в нём есть и нечто большее.
Картина написана в ярких синих, фиолетовых и чёрных тонах и создаёт ощущение неизведанного пространства, какого-то
глубинного космоса. Христос парит в воздухе в светящейся оболочке. Она ассоциируется с белой пеленой новорождённого
ребёнка. Иисус рождается к новой жизни. У него ещё закрыты глаза, и вытянутые вдоль туловища руки находятся в покое. Они вот-вот встрепенутся как первый взмах крыльев птицы. Внутри кокона отблеск радуги, от неё пряди волос тоже горят золотом. В правой части картины три женские фигуры. Дева Мария опустилась на колени, и ещё двое – Мария Магдалина и Мария Клеопова – стоят рядом. Мария
Магдалина указывает рукой на чудо вознесения.
Когда-то Христос был человеком и теперь стал Человеком с большой буквы. В название картины автор взял слова Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи. Обращаясь к народу на площади Иерусалима и показывая им Христа после бичевания, Пилат сказал: «Се человек!», то есть «вот человек». Тем самым он желал вызвать сострадание у толпы. Но толпа, подстрекаемая первосвященниками, закричала: «Распни, распни Его!». Точно с таким же названием в 1543 году создал свой шедевр Тициан. Но в отличие от итальянца, Святослав Рерих дал собственную неповторимую трактовку сюжета, указав на вознесённого Богочеловека.
<..>
У художника идёт напряжённая работа над поиском разных вариантов картины. Первоначальный замысел основывается на другой композиции.
Одинокая женщина, вскинув руки к небу, стоит на коленях. Она наблюдает вознесение Господа. Христос находится в мандорле – окружён миндалевидным сиянием. Он уже пребывает в славе, рождается к небесной жизни. Женская фигура – это Божья Матерь, видящая Сына как бы в духовном чреве. Кто же другой, если не Богородица, сопричастен тайне нового рождения?..
Иисус, осиянный Святым Духом, пришёл в этот мир человеком. Он показал примером своей жизни, как тварная плоть превращается в чистый свет. Происходит обожение человеческой природы. Земной человек становится космическим существом.
В окончательном варианте картины Святослав Рерих запечатал вселенскую идею вознесённого человека в свиток простой евангельской истории. Перед Христом не одна, а три скорбящие женщины. Припавшая к земле Божья Матерь пребывает в великой печали. Христос уже плывёт в океане духа и вскоре станет невидимым, будет унесён волной любви Отца Небесного.
<..> |