<..>
Евангельская тема получила дальнейшее развитие. Фундаментальные произведения стали прологом к новым поискам и
находкам. Тайны личности Иисуса Христа
неисчерпаемы, поскольку искатель духа
всегда сталкивается не с человеком, а с Господом в человеческом обличии. Святослав
Рерих ищет необычные сюжеты, и здесь
ему в помощь – всё те же апокрифы. Спаситель, изображённый на картине «Господом
твоим», неожиданно преображается. После 1967 или 1968 года художник задумал
написать картину «Строитель Христос»
(название условное). Для нового эскиза использован синий карандаш. Хорошо про-
рисованы вьющиеся волосы, небольшая
бородка и глаза. По всей видимости, замысел остался неисполненным, хотя о его
важности говорит авторская монограмма
«S.R.», поставленная на эскизе, несмотря на
его крошечный размер.
Идея будущей картины проста – Иисус
не только проповедник Учения, но и строитель Нового мира. Он стоит у кирпичной
кладки, надев плат каменщика. Будущее
создаётся руками и ногами человеческими.
Его фигура возвышается над стеной и как
бы парит на фоне облаков. Идёт постройка
Храма, который вознесётся в самое небо.
Несколько записей из дневника Елены
Рерих: «Сами камни соединяются в Свод –
и каждому явится Христос Каменщик»
(05.08.1924); «Новую связь Земли с Небом
созидаем. Строитель Христос надел плат
каменщика. Около Камня соберутся камни. Явление Христа построит крышу Храма. Как разноцветные нити, пронижут
лучи вести Землю. Видение во время постройки Храма: “Вошёл Светлый и начал
молоточком серебряным камни испытывать. И как обошёл, поднялся к своду, и засиял свод, как серебро”» (28.05.1924)
<..> |