Картины С.Н.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=8707&size=3
|
||||
|
||||
|
||||
<..>
О том, как развивались эти способности, сам он позже вспоминал: «У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в нее вошла коллекция моего отца и его братьев, которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас» [1, с. 66].
Как видим, с детских лет у Святослава Николаевича проявилась склонность к изучению природы, причем взгляд будущего художника уже тогда точно подмечал ее цветовое разнообразие: «Мы сегодня поймали стрекозу, крылья у нее ультрамарин-блау. Грудь у нее отливает золотым, брюшко ее отливает синим, зеленым и желто-зеленым», – пишет семилетний мальчик, который неплохо разбирается и в видах растений, используя свой огород для выращивания разнообразных овощей, и которого так же живо интересуют животный мир и минералы [2, с. 35].
В десять лет он сочиняет рассказы о животных, делает их зарисовки, ведет записи, в которых уже прослеживаются философские мысли об эволюции видов животных, даются красочные описания повадок различных птиц [3]. Интересна попытка будущего естествоиспытателя войти в образ представителя иного класса жизни – маленькой мышки Онуфрии, от лица которой, не без юмора, ведется рассказ о ее жизни в доме, называемом Императорским обществом поощрения художеств: «Чего там только не было. Старые холсты, которые я начала грызть, любя просвещение. На холстах были нарисованы уроды на двух ногах без хвоста, с круглой мордой, а шкура висела на них, как тряпка. И я подумала, что их кто-нибудь погрыз, но скоро я убедилась, что они были мертвы, так как не двигались» [3, с. 31]. Свой рассказ «Ласточка деревенская», в котором подробно описано, и чем полезна ласточка, и как она строит гнезда, и чем кормит птенцов в разном возрасте, маленький Святослав Рерих заканчивает наблюдениями, присущими зоркому глазу художника и натуралиста: «Деревенская ласточка имеет сине-черную спину и белое брюшко и грудь, подбородок ее красный. Глаза ее черные с белыми тонкими окологлазьями, ноги розовые, обросшие пушком, восковица черная. Хвост ее в виде вилы, тоже снаружи сине-черный, а с изнанки белый, как снег» [3, с. 28].
В дальнейшем детские увлечения переходят в серьезный исследовательский поиск и наиболее любимыми становятся такие области научного знания, как орнитология, ботаника, минералогия, археология, медицина, химия и ее алхимические истоки. Интересуют Святослава Николаевича и древние знания о влиянии планет на живые организмы и исторические события, то есть астрология, история медицины и ряда других наук, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология, общая история. И это далеко не полный список его научных интересов. Их разнообразие вовсе не было разбросанностью человека, ищущего свое подлинное призвание. Напротив, это была осознаваемая готовность к проявлению синтеза духовных накоплений, зерном которого является сама Красота, способная облекаться в беспредельное множество форм божественного, природно-космического и человеческого творчества. Творчество придавало духу С.Н.Рериха новые силы для его роста.
«Если оглянуться, – вспоминал Святослав Николаевич, – все озарения вдохновения и устремления проходят единой нитью сквозь все годы моей жизни. Я был окружен искусством с самого раннего детства, оно было для меня тем чудесным миром вдохновения, который являлся источником непрерывного расширения сознания и опыта. Духовные ценности я познал тоже в раннем возрасте, и они являлись для меня великими путевыми вехами, источником вдохновения и устремления. У меня всегда была любовь к Природе, постоянное изучение и контакты с изумительным, захватывающим дыхание миром Природы, который проявляется в тысячах образцов первозданной красоты, будь то замечательные кристаллы минералов или сверкающие крылья бабочек, оперение птиц или великолепные цветы и растения. Я всегда немел от неописуемой красоты всего этого и бесчисленности образцов беспредельной мудрости жизни, насыщающих живую материю в соответствии с потребностью и обстоятельствами самих условий жизни» [3, с. 6–9].
<..>
_____
Литература и примечания
1. Рерих С.Н. Как я стал художником // Новая эпоха. 1999. № 1.
2. Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
3. См.: альбом 1914 г.: Книга некоторых мелких птиц Смоленской Губернии // Рериховский вестник: публикации – сообщения – исследования. 1990 январь–декабрь. СПб. – Извара, 1991. С. 27–31.
|