Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=873&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Ист.:https://vk.com/im?sel=274393987&w=wall268873171_22944%2F3f464f448644b89596
Н.К. РЕРИХ. СОН
"Перед войной сны были:
Едем полем. За бугром тучи встают. Гроза. Сквозь тучу стремглав молнией в землю уперся огненный змей. Многоглавый.
Или: Едем серою равниною. Холм высокий темнеет. Смотрим, не холм, а змей серый клубком завился.
Еще задолго были заклятия. Заклинали землей и водой лихих. Заклинали кривду. Заклинали и зверем и птицею. Заклинали землей и водой. Не помогло. Выползли гады.
Потом были знамения. Не усмотрели их. Не поверили. Не додумались. Толпой топтали.
И проснулся змей. Поднялся враг рода человеческого. Пытался злословно мир покорить. Города порушить. Осквернить храмы. Испепелить людей и строения. Поднялся себе на смерть.
Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются. Лег ночь переспать.
Думал: увижу волхвов великих. Хотел посмотреть, что у них в тороках увязано. Какою они едут дорогою. Чтобы показали куда и откуда.
Но не показали волхвы. Верно, рано еще. Не выехали.
Показались двое других.
Один - средовек, в старой синей рубахе. В кафтане темном, тоже ветхом. Волосы длинноватые. В деснице - три кочерги. Держит их концами вверх. Замечайте - вверх!
Прокопий праведный - тот, что увел тучу каменную от Устюга Великого. Тот, что за неведомых молился.
А другой - белый и старый, с мечом и со градом.
Конечно, Никола святитель!
Вместо волхвов со звездою эти пришли.
Прокопий говорит:
"Не удаляйтесь Земли. Земля красная злом раскаленная. Но жар зла питает корни Древа, а на нем свивает Добро преблагое гнездо свое. Принимайте труд на земле. Восходите к океану небесному, нам темному.
Берегите благое Древо: на нем Добро живет. Земля есть источник горя, но из горя вырастают радости. Высший всех знает время радостей ваших.
Не удаляйтесь Земли. Посидим о дальних странствующих подумаем".
Другой, седоватый, меч поднял: а к нему люди продвинулись, Много их выступило:
- Никола милостивый! Ты - чудотворец! Ты - могучий! Ты - святитель! Ты - воинствующий!
Ты - сердца побеждающий! Ты - водитель мыслей истинных! Силы земные ты знающий!
Ты - меч хранящий! Ты - городам заступник! Ты - правду зрящий! Слышишь, владыко, моления?
Злые силы на нас ополчились. Защити, владыко, пречистый град! Пречистый град - врагам озлобление!
Прими, владыко, прекрасный град! Подвигни, отче, священный меч! Подвигни, отче, все воинство!
Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!
Мы стоим без страха и трепета."
Н.К. Рерих "Шамбала" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Так среди разрушительной ярости войны он начинает создавать новый цикл «Героика» — свой Новый Мир, осененный созидательным светом святых подвижников. Такой строительный, мирный настрой выражает, к примеру, созданная в 1916 году картина-легенда «Три радости» — русское народное поверье о трех любимых духовных подвижниках и заступниках, которые помогают небогатому, но добродушному и поэтому счастливому крестьянину: «Сам Святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает». Рерих создал чудесную идиллию крестьянского двора, одаренного благополучием и красотой благодаря благословению святых гостей. ...В этом ряду и известные в русском народе святые, духовные подвижники Николай, Георгий и Илья, помогающие благочестивому крестьянину умножать его благосостояние («Три радости»), и «Друг путников», спешащий по горной тропе, — все они ни минуты не думают о себе, их окрыляет единственная мысль: только бы не опоздать, успеть проявить свою великую энергию на благо других. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Рядом с работами этого круга в творчестве художника идут полотна, воспевающие ту радость земли, тот пантеизм, что и раньше столь прекрасно звучали в его творениях. Но и эти чувства получают ныне особенно углубленный и возвышенный характер. В природе, в спокойствии вод, в мирном беге облаков, в шелесте лесов и полей художник особенно узнает отныне Вышнюю Волю, управляющую всеми движениями земного царства, всей сменой его явлений. ...Еще ярче эти переживания проявились в большом полотне 1916 года «Три радости», в котором художник вспоминает народное предание о счастливом хозяине, у которого Святой Егорий коней пасет, Святой Никола коров пасет, а Святой Илья рожь зажинает. Вдохновленный этой святой легендой, мастер создает целую поэму летнего «золотого» деревенского благоденствия, полевого праведного труда, — за крестьянским просторным двором расстилаются нивы и луга, освященные присутствием Небесных Помощников, благостно пылает «доброе» солнце, мирно пасутся обильные стада, «богато» стелется рожь... ...Другие радуют богатой звучностью синих, белых, золотисто-коричневых, «летних» колеров... ...«Три радости» облечены в перезвон сияющих золотистых, зеле¬ных, малиновых, алых и лиловых красок. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Три радости
Помните мою картину «Три радости»? Хожалый гусляр вещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберегает, а сам Илья Пророк рожь зажинает. Не знаю, где осталась сама картина. В книге Эрнста есть маленькое воспроизведение ее. Всякие еще несказанные радости живут в сердце. Н.Рерих. Нерушимое. Россия |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Три радости. "Радость - особая мудрость. Человек имеет высший дар познать радость", - писала Е.И.Рерих, - Высокое чело дано, чтобы увидеть высшее. От Дальних Миров до малого цветка всё предлагает людям радость". В своей картине Н.К.Рерих предлагает нам три радости. Сам художник так объясняет ее содержание:"Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает". На полотне изображена семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, тепла земли. Художник сам был великим тружеником: "Все от мала до велика одинаково труженики и трудятся не за страх, а за совесть, или, вернее, за радость. Ведь если кто-то не познал эту радость, значит, он еще не подумал о том, что есть просвещение во всех областях, на всех полях, во всех возможностях". Святой Егорий, согласно русским духовным стихам, сын Софии Премудрости, царствующей на Святой Руси. Облик его наделен сказочными чертами: голова жемчужная, часть звезды". Ему подчиняются волки и змеи. Просидев 30 лет в заточении, в подземной темнице, он выходит на свет для утверждения на земле христианства. В "Тайной Доктрине" говорится: "Из всех семи великих подразделений Дхиан-Коганов или ДЭН, нет другого, имеющего большего касания о человечестве, чем Кумары. Одно из выдающихся мест должно быть предоставлено Архангелу Михаилу, Великому Покровителю западных и восточных церквей, под его двойным именем Святого Михаила и его предполагаемого подобия на Земле - Святого Георгия, побеждающего дракона". Святой Николай - заступник от бед и несчастий. У Н.К.Рериха всегда при себе была икона Святого Николая. Святой Илья - Илья Пророк - грозный, суровый, карающий, но и мудрый и исцеляющий, распорядитель сил природы. Ему подчиняются дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Илья Пророк - озаренный Богом провозвестник. Так, через образы Святых Рерих направляет людей на принятие через Святого Егория Высших Божественных знаний для претворения на Земле, на бесстрастное отношение ко всем тяготам и трудам, подобно Святому Николаю, чтобы в итоге предстать перед Ильей Пророком в виде полновестного зерна. Удивительна по содержанию и композиции эта картина. Поскольку содержание относится к народному фольклору, то и соответствующее выражение этой темы. Это не просто крестьянская изба, а сказочный, почти Берендеевский дворец из "Снегурочки". Справа виден скворечник, который в точности повторяет терем. Терем с особой крутой лесенкой и опорным резным столбом. Терем изображен так, как будто мы видим его снизу, то есть он большой и высокий, в то время как простирающийся за ним пейзаж мы видим как будто сверху, потому та необозримы многочисленные и далекие холмы и луга. Получается, что передний и дальний планы даны с разных точек зрений. Такой прием свойствен русской иконописи и Н.К.Рерих часто использует его в своих картинах. Используемые художником методы и приемы создают эпический настрой картины и большое обобщение, то есть показывают, что всё это было характерно для всего народа и испокон века - такая радость, что в повседневных крестьянских трудах помогают Великие Святые и Угодники. И опять Н.К.Рерих нашел очень выразительный способ отразить народную душу в этих представлениях, которые говорят о связи народа с Высшими Силами, о том, что народ знает и радуется об этом Присутствии. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"...Другая картина Н.К.Рериха — «Три радости» — написана в разгар первой мировой войны, в 1916 году. Николай Константинович обращается к духовным устоям русского народа — к Подвижникам и Охранителям Русской земли. Наталия Дмитриевна Спирина так комментирует это полотно: «Вглядимся в картину. На крестьянский двор входят вестники — хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов. Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном — крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей. О чём же повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ.
Рерих так писал об этом: "Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберёг, а сам Илья Пророк рожь зажинает". И на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах» (6).
Алексей Ремизов в сборнике «Николины притчи» пишет о Николе: «Без него как без рук — не поднять мужику полевые работы. Всё, что сиро и слепо, одному ему видно. Попроси — выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь — живи не тужи! В лапотках, седенький, с посохом, ходит так Угодник по Русской земле с вешнего Николы всю весну, лето и осень до самой Никольщины»(7)."
Филипп ТАРАСОВ, Тюменский государственный институт искусств и культуры
Источники: 6 Н.Д.Спирина. Отблески — 1997. Новосибирск: СибРО, 1998. С. 5-6. 7 А.Ремизов. Сочинения. Кн. 1: Звенигород окликанный. М., 1993. С. 243. Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Развитие темы неба с его вечным движением и неповторимым богатством образов можно проследить в целом ряде произведений Рериха периода 1906—1916 годов. ...Торжественный строй белых, розоватых, янтарных облаков летнего полудня придает особое очарование картине «Три радости» (1916). ...В больших композициях русского периода творчества проявляются особенности пространственного мышления Рериха. Первый план в его картинах, как правило, отсутствует. Фигуры людей помещены в глубине, благодаря чему они как бы растворяются в пейзаже, а пейзаж более органично связан с человеком. Передавая огромность пространства земли и неба, художник прибегает к параллельной перспективе, приближающей дальние планы и уменьшающей то, что находится впереди, — картина как бы увидена «взглядом из бесконечности». Примером могут служить картины: «Пантелей-целитель», «Зовущий» (1916), «Границы царства» (1916) и особенно «Три радости», где размеры людей, животных, деревьев мало изменяются с удалением. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
…В разгар первой мировой войны, в 1916 году, Н.К.Рерих написал картину «Три радости». Как и всё, что он делал, это не было случайностью. В эти трудные годы мысли художника направлялись к нашим высоким Заступникам и Покровителям, никогда не оставлявшим Россию в беде. Вглядимся в картину. На крестьянский двор входят вестники – хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов. Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном – крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей. О чем повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ. Рерих так писал об этом: «Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола чудотворец стада уберёг, а сам Илья Пророк рожь зажинает». И на втором надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах. Народные верования так именуют Святителей: Святой Егорий (в просторечии) – святой великомученик Георгий – великий победоносец. В Житии Святых о нем сказано: «единого истинного Бога проповедник», «пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач». Святой Николай – великий Чудотворец, «всякому помощник», «скорый утешитель», «в бедах заступник», «светозарный луч во мраке жизни». Илья Пророк – по преданию, взятый живым на небо на огненной колеснице, «во плоти ангел», «провидец великих дел Бога нашего». Великая любовь заложена в основании Высшего Мира. Именно эта любовь, это безграничное сострадание лежат в основе всех подвигов Великих Святителей и их помощи простым людям земли. Из Твердыни Знания и Любви исходит эта помощь. И особенно тогда, когда мы призываем её пламенно. На зов любви идёт Ответ, Несущий Разуменья свет; Твоей благой Стрелы полёт Всепонимание даёт; И Луч, в ответ на сердца стук, Из праха поднимает дух. Н.Д.Спирина. Отблески, 1997 г., «Святые – радость наша», с.5 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...В древней жизни Рериху хотелось видеть патриархальное идиллическое начало. В картине «Три радости» (1916 г.) художник уводит нас в мир бесхитростной народной легенды, где святые спускаются на землю, чтобы помочь людям в их повседневном труде. Композиционное решение холста было навеяно Рериху русской иконописью — высокий горизонт, разделение на отдельные сцены, условно расставленные фигуры. |