|
|
|
<..>
На юбилейной выставке в залах Академии художеств, посвященной столетию со дня рождения Рериха, экспонировались еще две цейлонские работы. Они написаны "от себя", но в то же время очень верно передают самую суть пейзажа. В данном случае произведения рождены впечатлениями от священного пруда и больших рельефных изображений слонов, высеченных на скале около древнего буддийского монастыря Исурумуния в Анурадхапуре.
<..> |
|
Не к тому же ли огненному подвигу ведет нас и серия «Ашрама»? На одной из этих трех картин за скалою Ашрама еще пламенеет закат, но на двух боковых — спокойны скалы, изумрудно-зелена вода и скользит по ней ладья с таинственным путником. Не за мною ли? Не зов ли? Не весть ли? Застыли в наступающем сумраке гиганты-бамбуки, а на скалах чуть светятся изваяния слонов. Это не Тибет, это Юг: может быть, Цейлон, может быть, Голубые горы или Эллора. |
|
Шри Ланка, ставшая уже в III веке до н.э. оплотом буддизма, дала Рериху образ для картины "Ашрам", которую, как и большинство своих любимых сюжетов, он писал потом в дополнительных вариациях.
В III в. до н.э. император Ашока направил на Цейлон специальную миссию для распространения буддизма во главе со своим сыном Махендрой. В ответ на это царь Шри Ланки Тисса принял в честь Ашоки его титул - "Угодный богам" (Деванампия) - и воздвиг древний буддийский комплекс, включающий в себя храм в скале - Иссурумунию, со статуей лежащего Гаутамы Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов,сохранившиеся в своем первозданном виде. Художник творчески подошел к трактовке увиденного: скалы выросли в размерах, а расщелина между ними стала скрытым входом - ступенями в древний Ашрам, который охраняют слоны, символы божественной мудрости. Маленький рукотворный пруд с зеленой водой превратился в глубоководный водоем, где лодка с двумя страждущими познания путниками кажется очень маленькой в сравнении с обителью, где познают заветы Учения Благословенного Будды.
|
|
Экспедиционная фотография в архиве Музея Рерихов
|