Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1836&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Талашкино — культурный центр, созданный по инициативе известной меценатки и художницы М. К. Тенишевой, на протяжении почти четверти века притягивал к себе лучшие художественные силы России. Талашкино и Абрамцево «были самыми известными и значительными пунктами дореволюционной России, где ряд славнейших русских художников прошлого — М. Врубель, С. Малютин, В. Поленов, В. Васнецов и другие — с большим успехом работал над возрождением народного искусства применительно к быту и потребностям современной жизни...» — писал в 1946 году И. Грабарь. Возрождение народного искусства велось в Талашкине в самых разнообразных формах, начиная с художественных вышивок и резьбы по дереву и кончая монументальными архитектурными постройками. К числу последних относилась небольшая Спасская церковь, построенная по проекту М. К. Тенишевой и ставшая впоследствии усыпальницей её мужа. В разработке проекта и в постройке этого храма самое непосредственное участие принимал известный собиратель и знаток русских древностей И. Ф. Барщевский, состоявший хранителем крупнейшего в России Музея русской старины, организованного М. К. Тенишевой в Талашкине в 1898 году. Живописно расположенная Спасская церковь выполнена в духе северно-русской церковной архитектуры. Здание с довольно массивным основанием завершается множеством кокошников, плавно вздымающихся вверх. Храм построен из специально изготовленного для этой цели маломерного кирпича типа плинфы, который производился здесь же на месте одновременно с поливной керамической черепицей для крыши и многоцветной смальтой для мозаики. По замыслу строителей церковь должна была быть сооружена только из местных материалов. Приглашенный М. К. Тенишевой в качестве главного художника строительства Н. К. Рерих в 1910 году сделал эскизы внутренней росписи и наружной мозаики храма, летом 1911 года приступил к осуществлению своих замыслов, а летом 1914 года завершил всю работу. В талашкинском Теремке работы С. В. Малютина до сих пор хранится большой эскиз к мозаике, выполненный Н. К. Рерихом в темпере и отличающийся высоким мастерством. Сохранившаяся мозаичная композиция на главном портале храма занимает особое место в творчестве Н. К. Рериха и среди произведений русского декоративного искусства того времени. Прежде всего поражает монументальность мозаики, соединенная с живописной декоративностью исполнения. В этой мозаике, выполненной близко к традициям русского искусства XII–XIII вв., сказалась любовь художника к монументальным настенным композициям, которая нашла своё замечательное воплощение в ныне погибшей большой внутренней росписи алтарной абсиды, принесшей Рериху славу мастера фресковой живописи. Рисунок мозаики прост и лаконичен. Центральную часть её занимает изображение «Нерукотворного Спаса» на фоне полотенца с народным смоленским узором. Глаза смотрят прямо, выражение лица строгое. По лаконизму и выразительности это изображение напоминает Спаса XII века из Третьяковской галереи. Справа и слева от центрального образа в нижней части мозаики изображено по три фигуры трубящих архангелов, которые, постепенно уменьшаясь, поднимаются вверх и завершают своё плавное движение у маленького схематичного изображения храма, замыкающего сверху всю композицию. Мозаика выполнена в напряжённых золотисто-коричневато-красноватых тонах, что вносит в общее впечатление праздничности несколько драматический оттенок. Мозаикой покрыт и внутренний свод главного входа в храм. Интересно отметить, что в правом нижнем углу главного мозаичного изображения сохранилась подпись автора, выложенная также из мозаики в виде монограммы из двух букв НР, соединённых вместе. Возрождая приёмы древнерусского искусства мозаики и учитывая национальные декоративные традиции смоленщины, Рерих создал произведение, являющееся одним из самых монументальных в его творчестве и уникальных по технике и мастерству исполнения в русском искусстве начала ХХ века. По неизвестным причинам эта мозаика до сих пор не воспроизводилась ни в одном из изданий, посвящённых творчеству Н. Рериха. К сожалению, настоящее состояние мозаики оставляет желать лучшего. Если центральная часть композиции имеет сравнительно мало повреждений, то её нижний край сильно пострадал. Чтобы предотвратить начавшееся разрушение мозаики, необходимы реставрационные работы и сооружение вокруг памятника ограды. В связи с тем, что церковь в Талашкине является памятником русской архитектуры, имеющим всероссийское значение и подлежащим государственной охране и восстановлению, желательно реставрировать весь архитектурный комплекс Талашкинского храма, восстановив его в прежнем виде по сохранившимся чертежам и рисункам. Если эти задачи будут выполнены, то в фонд русского искусства начала ХХ века войдёт ещё один памятник яркой художественной самобытности. Помещена илл.: Н. Рерих. Мозаика в Талашкине. Смальта. N. Roerich. Mosaique a Talachkino. Smalt. |
||||||||||||
|
||||||||||||
...В конце XIX века в селе Талашкино, Смоленской губернии, по инициативе меценатки и художницы М. К. Тенишевой, был создан культурный центр, как бы продолживший традиции Абрамцева. При участии ряда талантливых художников и архитекторов там были организованы мастерские художественных промыслов, созданы театр и музей. В числе других сооружений Тенишева задумала построить церковь-мавзолей для членов своей семьи. Для этой постройки было выбрано возвышенное место, хорошо видимое с больших расстояний. Проект усыпальницы был разработан архитекторами И. Борщевским и В. Сусловым в духе псковско-новгородского зодчества.
Рерих проявлял особый интерес к талашкинскому мавзолею. Он писал: «...строят церковь в Талашкине. До конца ещё далеко. Приносят к ней всё лучшее. В этой постройке могут счастливо претворяться чудотворные наследия старой Руси с её великим чутьём украшения. И безумный рельеф наружных стен собора Юрьева-Польского, и фантасмагории храмов Ростовских и Ярославских, и внушительность пророков Новгородской Софии — все наши сокровища... не должны быть забыты» . Этими словами Рерих как бы ставил задачу, которую пришло время осуществить.
С начала организации тенишевских мастерских Рерих принимал в них самое активное участие и был приглашён в качестве исполнителя оригинала для мозаичного «Спаса» и внутренней росписи усыпальницы.
Первоначальные эскизы были сделаны в 1910 году, а летом 1911 года начался набор мозаик в мастерской В. Фролова. В 1912 году мозаика была установлена на месте. Композиция её проста и лаконична. Центральную часть занимает изображение «Нерукотворного Спаса» на полотенце, обрамлённом ярким народным орнаментом. Взгляд широко раскрытых глаз Христа направлен прямо на зрителя. Выражение лица скорбно и строго. Справа и слева от центрального образа, в нижней части композиции, представлено по три трубящих ангела, летящих вверх. Над головой Христа дано изображение храма, как бы замыкающее композицию сверху. Общая тональная гамма мозаики, выдержанная в напряжённых красно-коричнево-золотистых тонах, способствует усилению впечатления. Стиль исполнения мозаики близок к традициям древнерусского искусства XII–XIII веков.
К сожалению, только одна эта мозаика (из всех созданных Рерихом и Фроловым) послужила в наши дни темой для специального исследования. Автор этой работы А. Зелинской считает, что мозаика «...занимает особое место в творчестве Рериха и среди... русского декоративного искусства того времени. Прежде всего поражает монументальность мозаики, соединённая с декоративностью исполнения....» .
К этой оценке присоединяется и В. Князева, которая отмечает в своей монографии, что мозаика исполнена в лучших традициях и, подобно древним русским мозаикам, поражает монументальностью. «По силе образного решения, — пишет автор, — по красоте исполнения мозаика оставляет незабываемое впечатление» .
Однако ко всему сказанному следует добавить, что вполне заслуженная высокая оценка этой мозаики объясняется не только тем, что ко времени её создания Рерих и Фролов уже имели многолетний опыт плодотворного сотрудничества, но и тем, что выполненные ими ранее мозаики как-то выпали из поля зрения критики, хотя их художественная ценность не уступает талашкинскому «Спасу».
Кроме мозаики на центральном портале талашкинской усыпальницы, мозаикой покрыт и свод главного входа в храм. К сожалению, состояние мозаик в настоящее время далеко не удовлетворительно . ... |