В правой нижней части изображения белилами нанесены подпись и дата: «Н.Рерихъ 1895». Ниже в правом нижнем углу тушью выполнена авторская надпись: «Богатырь окаменелъ». На обороте нанесены частично утраченные надписи в дореформенной орфографии с объяснением изображённого сюжета: «Богатырь....Матеріалъ для объясненія. Кіевская былина Как перевелись богатыри на Руси. Богатыри похвалились осилить силу небесную. Бились три дня и три часа. Сила всё ростётъ ростётъ - на богатырей боемь идётъ. Богатыри испугались, побіжали да и окаменели...».
Надпись в вольной форме излагает сюжет о гибели русских богатырей, взятый из киевского цикла былин и известный в нескольких вариантах. Наиболее популярный среди исследователей вариант, записанный поэтом Львом Александровичем Меем в 1861 году, повествует о том, как после успешной битвы с татарами богатыри, а среди них громче всех Алёша Попович, неосторожно похвастал, что, мол, «подавай нам силу небесную - мы и с тою силою, витязи, справимся». Явившиеся после этого воины бросили русским богатырям вызов и те, не узнав в них посланников небес, вступили в битву. В ходе битвы, увидев, что на место одного павшего воина поднимаются два, русские витязи осознали свою ошибку и отступили, а отступив - окаменели.
В 1897 году в письме к художественному критику Владимиру Стасову художник сделал рисунок, изображающий мезонин изварского дома, и написал на полях рисунка: “Моя комната, там работаю”. В настоящее время именно в этом помещении усадьбы-музея и находится картина «Вечер богатырства киевского”. С момента поступления в Академию художеств в 1893 году Рерих постоянно обращается к темам древней русской истории. Рисунок на предстоящих торгах является одним из первых в серии работ, посвящённых былинам и эпосам, жизнеописаниям русских богатырей.
Начав с этого небольшого рисунка, художник в 1910 году пришел к созданию монументального «Богатырского фриза», который включал в себя 7 монументальных панно (в 1964 году перешли в собрание Государственного Русского музея). В 1896 году живописец создал большую картину, развивая сюжет представленного рисунка. На этой картине, как и на рисунке, представлен окаменелый богатырь, на которого слетаются вороны, композиция так же решена в формате арки, что выявляет прямую связь между этими двумя произведениями. Эта картина Музея-усадьбы Рериха в Изваре должна была быть эскизом к монументальному панно «Вечер богатырства киевского». Другое, более понятное современному уху название - «Как перевелись богатыри на Руси». Русский искусствовед и художник Сергей Эрнст в книге, посвящённой творчеству Рериха, обращал внимание на значение этой картины художника и парной к ней картины «Утро богатырства киевского», созданных в Изваре в 1895 и 1896 годах. Он считал диптих характерным и показательным для этого периода творчества художника, как и сами образы богатырей.
Извара, ныне хранящая панно оказала основополагающее влияние на становление личности Рериха и на его творчество. Именно здесь художник еще в гимназические годы серьезно увлекся археологией. Она пройдет через всю жизнь художника. Раскопки на севере России, в Новгороде, в Тибете и в индийских Гималаях. Он станет профессиональным археологом. Его археологические работы будут исследовать ученые и делать о них доклады на научных конференциях, а начнется все с древних курганов Извары. «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре. Название от индусского слова «Исвара». Во времена Екатерины неподалеку жил какой-то индусский раджа… Самые первые мои курганные находки не только совпадали с любимыми уроками истории, но в воспоминаниях близко лежат и к географии, и гоголевской исторической фантастике», – вспоминал Рерих.