Придворные известия
В пятницу, 16 января, в Царском селе в Александровском дворце их величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна осматривали выставку работ художника Н. К. Рериха, в которой находились эскизы декораций русских опер, предназначаемых к постановке в Париже — «Князь Игорь», «Снегурочка» и «Псковитянка», а также эскиз мозаичного входа, устраиваемого в соборе Почаевской лавры. При обозрении выставки объяснения их величествам имел счастие давать худ. Рерих.
Новое время. 1909. 17/30 января. № 11800. Суббота. С. 4.
Так же: Петербургская газета. 1909. 17 января. № 16. Суббота. С. 3; Правительственный вестник. 1909. 17/30 января. № 13. Суббота. С. 3; Слово. 1909. 17/30 января. № 681. Суббота. С. 5.
А. О.
О русских спектаклях в Париже
Сегодня открывается в Париже «Русский сезон — Saison russe», как возвещали огромнейшие, в добрую сажень, объявления, в течение нескольких недель пестревшие на парижских киосках и стенах. И делает этот «Сезон» всё тот же неугомонный С. П. Дягилев. <...>
В течение месяца в поместительном парижском театре Châtelet состоятся 20 русских спектаклей. Из опер целиком будет поставлен (8 раз, не считая публичной генеральной репетиции) только один «Иван Грозный». Так, для вящего эффекта, перекрестил С. Дягилев «Псковитянку» Римского-Корсакова.
<...> Н. К. Рерих написал декорации «Псковитянки». ...
Слово. 1909. 7/20 мая. № 788. Четверг. С. 5.
К русским спектаклям в Париже. —
Декорации работы художника Н. К. Рериха
Неутомимый г. Дягилев, познакомивший уже Париж, а через него — и весь культурный мир с недостаточно оценённым на родине стихийным гением Мусоргского, достигающим вершин трагического вдохновения, — в нынешнем году организовал русские спектакли в парижском театре «Шатле». Как в прошлом году, откровением для французов явилась бесподобная музыка «Бориса Годунова» Мусоргского, так нынче очаровали их декорации, признанные парижскою критикой «картинами первоклассных декоративных мастеров», танцы кордебалета, г-жи Карсавиной и г. Нижинского, музыка Бородина, костюмы, и вообще вся постановка, отличающаяся изумительною художественностью и тонким вкусом. Первый же русский спектакль г. Дягилева привлёк в театральный зал не только французских министров, иностранных послов и дипломатов, но и весь артистический, литературный и художественный мир Парижа. <…>.
Воспроизводимые нами проекты декораций Н. К. Рериха исполнены даровитым художником специально для парижских спектаклей. Они проникнуты тою суровою, своеобразною мощью, которою дышат почти все произведения этого замечательного мастера.
Огонёк. 1909. 16/29 мая. № 20. Суббота. С. [17]. Помещены ч/б илл. декораций Н. К. Рериха: «Пролог» («Князь Игорь»), «Шатёр Грозного» («Псковитянка»), «Стены Путивля — Плач Ярославны» («Князь Игорь»).
В. Светлов
Русский сезон в Париже
(Впечатления)
II
...Декорации (по макетам Головина и Рериха), костюмы по рисункам Стеллецкого производят на французскую публику сильное впечатление и, вместе с тем, некоторое недоумение. Эти грандиозные картины декоративной живописи, имеющие характер смелых до дерзости эскизов, написанных, несомненно, по первоисточникам в нарочито импрессионистской манере с наивной грубостью и художественной непосредственностью исторического лубка, производят впечатление откровения и требуют некоторого отрешения от установленного долгими традициями театрального трафарета. То же относится и к типичным, характерным костюмам Стеллецкого. <...>
Биржевые ведомости. 1909. 18/31 мая. Вечерний выпуск. № 11111. Понедельник. С. 3.
Н. Костылев
«Псковитянка» Римского-Корсакова в театре Châtelet
(От нашего парижского корреспондента)
«Псковитянка» прошла с успехом, который хотя и уступает впечатлению, произведённому в прошлом году «Борисом Годуновым», но вполне поддерживает настроение и интерес, возбуждённые первым (сборным) спектаклем из серии русских спектаклей этого года. <...> Наконец — декорации. Первые две исполнены по эскизам Головина, третья, четвёртая и пятая по эскизам Рериха. Архаические картины всегда можно критиковать, потому что никакая эрудиция не может тут обойтись без дополнения фантазией. Одни видят нашу старину в мистических, мрачных тонах, другим этот колорит покажется, быть может, утрированным. Но, во всяком случае, все декорации «Псковитянки» выполнены художественно и создают атмосферу старины, которая вместе с постановкой народных сцен делает главным действующим лицом оперы народ, народную душу. ...
Слово. 1909. 21 мая / 3 июня. № 802. Четверг. С. 5.
В. Светлов
Русский сезон в Париже
Париж, 21-го мая (3-го июня)
...Я не привожу здесь этого разбора, который занял бы слишком много места, и отсылаю интересующихся к самой статье Бланша: «Les décors de l’opéra russe» («Figaro», 29 mai, 1909). В заключение автор говорит: «Я не имею чести знать лично Рериха (автор декораций “Игоря” и “Псковитянки”); как художники, вероятно, мы не всегда сходились бы с ним во мнениях. Я сужу о нём только по декорациям в Шатле и нахожу их чудесными. Я радуюсь и тому, что воины “Псковитянки” не одеты, как воины Бенжамена Констана. Всё, что я видел в Châtelet, переносит меня в музеи, на всём видно глубочайшее изучение истории, и во всём этом нет тени обыденщины, банальщины и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика. Но те, которые умеют благословлять солнце, восходящее над прелестями природы, те ощутят в своей душе бесконечную радость при виде того, что художники Châtelet могли сделать обыкновенными красками». …
Биржевые ведомости. 1909. 25 мая / 7 июня. Вечерний выпуск. № 11122. Понедельник. С. 2.
Художественные вести
Выставка Союза русских художников откроется в Москве 26-го декабря. На днях отправляются туда художественные экспонаты петербургских членов Союза — Ал. Бенуа, Н. К. Рериха, Лансере, Билибина, Кустодиева и др. Н. К. Рерих посылает 62 художественных произведения небольших размеров, которые нигде ещё не выставлялись. В серию Н. К. Рериха входят финляндские и славянские этюды, эскизы для мозаики, декорации и костюмы к «Игорю» и «Снегурочке», итальянские и швейцарские этюды, «Шатёр Грозного», «Въезд Грозного в Псков», «Небесный бой» и др.
Речь. 1909. 11/24 декабря. № 340. Пятница. С. 5.