Картины С.Н.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2298&size=6
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Он был написан по специальному заказу и принят Индийским правительством для помещения его в зале заседаний Парламента. В сентябре 1966 года, в присутствии президента республики, премьер-министра, членов правительства и более семисот депутатов Парламента, состоялось торжественное «открытие» портрета на отведённом ему месте среди портретов других виднейших государственных деятелей страны. Президент С. Радхакришнан отметил при этом, что портрет Неру кисти Святослава Рериха будет вдохновлять грядущие поколения достойным напоминанием о великом борце за освобождение и процветание Индии. Со стороны присутствующих Святославу Рериху была выражена благодарность. Портрет единодушно был признан лучшим из всех портретов Джавахарлала Неру. «Официальный» портрет национального героя Индии, исполненный русским художником, - символичен во многих отношениях. Перед отправкой портрета в Дели, в одном из своих писем в Советский Союз, Девика Рани Рерих заметила: «Неру был человеком, несущим мир народам. Его миротворческую миссию почувствует каждый, кто бросит взор на этот портрет. Святослав Николаевич – русский художник, большой, истинно русский человек. И когда это полотно будет находиться в стенах Индийского парламента, оно будет служить залогом дружбы между Индией и СССР, дружбы, которая должна постоянно углубляться». Безусловно, этот портрет для самого художника явился особенно ответственной работой не только с точки зрения произведения искусства как такового, но и с позиции своего служения тому делу, которое начал его отец и которое продолжает он, - делу сближения двух великих стран и народов. Святослав Рерих изобразил Неру на портрете в полный, больше натурального рост, обращённый лицом к зрителю, в белом одеянии, с пунцовым цветочком в петлице. Именно таким много раз наблюдал его художник, таким он показывался перед народными массами. Фоном для фигуры Неру служат тёмно-синее небо, с лёгкими динамичными мазками облачного покрова, и ниспадающее по диагонали полотнище знамени Индии. Вспомним, что ещё в 1942 году, когда Неру, между двумя заключениями в тюрьму, был в гостях у Рерихов в Кулу, Святослав Николаевич написал с него этюд для портрета, выбрав для него именно такой фон. Этюд оказался «пророческим» в судьбе Неру и увековечении его памяти в Парламенте свободной Индии. Большой мастер портретного фона, Святослав Рерих придал ему в данном произведении нужную долю динамичности, которая подчёркивает устойчивость, душевное равновесие самого Неру. Как и все портреты кисти Святослава Рериха, портрет Неру исполнен в строгой реалистической манере, с максимальным, можно даже сказать фотографическим сходством, если бы фотография была способна синтезировать духовную сущность модели. Но на это способен только художник, и Святослав Рерих, прекрасно знавший Неру, сумел выразить в его портрете и человечную душевность великого сына Индии, и его непоколебимую твёрдость умудрённого вождя, знающего цену неизбежным жертвам на пути к всенародному благосостоянию. Человек большого сердца, отзывающегося на беду каждого, и государственный деятель, мыслящий категориями исторической необходимости, - всё это передано Святославом Рерихом с необыкновенной силой, проникновенностью и убедительностью. Портрет Неру по праву занял одно из виднейших мест в портретном жанре художника. П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.211 |
||||||||||
|
||||||||||
...Николай Константинович, а в последствии и Святослав Николаевич, были близки с наиболее прогрессивными людьми Индии. Крепкая дружба связывала семью Рерихов с Джавахарлалом Неру. Еще в колониальный период Николай Константинович принимал его у себя в Кулу. ...Вспоминается другой портрет Неру — официальный, написанный после его смерти и помещенный в зале заседаний парламента. Премьер-министр написан в рост, стоящим на фоне государственного флага. Все качества Неру как человека и деятеля национально-освободительной борьбы, выраженные в портрете 1946 года, сохранены и развиты в посмертном портрете, где он предстает перед нами как обаятельный человек и выдающийся общественный деятель, борец за мир и дружбу народов, глава огромного государства. Его образ, созданный в 1946 году, предвосхищает черты второго портрета, когда Неру снискал любовь и уважение народа своей страны. Оба портрета взаимно подтверждают друг друга, создают убедительность сходства с оригиналом, глубоко и полно раскрывают духовный облик Джавахарлала Неру в разные периоды его жизни и деятельности. |