Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Баян [декоративное панно]
1910

Н.К.Рерих. Баян [декоративное панно]. 1910

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=23&size=3

     
Атрибуты картины

Название Баян [декоративное панно]
Год 1910
Серия Богатырский фриз (составлена в 1909-1910 гг.)
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Холст, темпера. 203 x 104.5 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Инв. № Ж-7959.
Первоначально собств. Ф.Г. Бажанова. Поступила в 1964 г. из Библиотеки им. А.П. Чехова.
В каталоге ГРМ обозначена дата 1910 г. В списке С. Эрнста даётся 1909 г.
Декоративные панно, исполненные для столовой дома Ф.Г. Бажанова, Петербург (ныне – помещение Библиотеки им. А.П. Чехова. См. эскиз к картине
См. эскиз к картине
См. также "Богатырский фриз"

В.П.КНЯЗЕВА. Богатырский фриз. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

...В огромном наследии Рериха среди работ на темы героического эпоса наибольший интерес представляет так называемый «Богатырский фриз». Он был создан еще в 1910 году в Петербурге для столовой в доме Ф.Г.Бажанова (ул. Марата, 72). Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно — 2,03 м. Общая длина больших панно — 25,75 м. Кроме того, над окном и на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера.

Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, — «Баян» и «Витязь». Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным прологом к ней.

...Парные панно «Баян» и «Витязь» по своей тематике также могут вызвать в памяти одну из поздних картин В.Васнецова «Баян» (1910). Но и они, разумеется, исполнены в совершенно иной живописно-пластической системе. Полотна имеют четкое, кулисное расположение планов. В этом отношении они близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи некоторая фресковая условность цвета и плоскостность форм. Рерих не пользовался светотеневой моделировкой, достигая ощущения объемности другим путем.

Благодаря многослойности живописи достигнуто богатство различных оттенков цвета, усилилась его светоносность. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности. Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели — созданию монументально-декоративного образа. Подобные же приемы характерны и для других, полотен. Весь фриз в целом по своему образному строю воспринимается как своеобразная богатырская симфония в живописи.

«Богатырский фриз», воскрешающий былинные образы, заключает в себе и ярко выраженную философскую концепцию художника. Полотна создавались в очень трудный для России период. Художник работал над ними с 1907 по 1910 год, то есть после разгрома первой русской революции, когда свирепствовала реакция и многие представители интеллигенции переживали период отчаяния и неверия в будущее. Рериху был свойствен исторический оптимизм. В «Богатырском фризе» в образах былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым смело прогнозировал его будущее.

...Его единственная осуществленная монументально-декоративная работа, не связанная с церковными росписями, — «Богатырский фриз». Но и он, выполненный для частного дома, был скрыт от народа.

В советское время дом Бажанова был отдан под общественные учреждения, и «Богатырский фриз» смогли увидеть наконец многие зрители.

В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52 X 36 см.

В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович . Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года. Сбереженные и сохраненные народом в тяжелые годы войны, они вошли в его жизнь, в то будущее, о котором страстно мечтал художник и которому посвятил все свое творчество.

И. СЕРЕБРОВА Журнал Восход № 3 (143), Март, 2006 Фрагмент статьи «В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЕТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА»

"Н.К.Рерих, который знал и любил историю своего отечества, с особым чувством относился к героям русских былин и, конечно же, уделил им особое внимание в своём творчестве. Одним из ярчайших произведений художника на эту тему является сюита «Богатырский фриз» (1910), исполненная им для интерьера городского дома Ф.Бажанова в Петербурге. Фриз состоит из семи крупных панно, а также нескольких панно для оконных проёмов с растительным мотивом, высота каждого из них два метра. В настоящее время они хранятся в Государственном Русском Музее."

"Панно «БОЯН». В «Слове о полку Игореве» — поэтическом памятнике конца XII ве­ка — упоминается певец и песнетворец Боян, который прославлял события старины. Его называли вещим Бояном, а также Велесовым внуком — то есть внуком почитаемого языческого бога, один из культов которого был связан с обрядовой поэзией. Боян был так уважаем, что потомки прозвали его «соловьём старого времени». Он воспевал и богатыря Вольгу Свято­славовича, и «старого Ярослава», жившего ещё в 10 веке. Как говорится в «Слове о полку Игореве», Боян «свои вещие персты на живые струны возлагал, они же сами князьям славу рокотали»."

Источник : http://voshod.sibro.ru/

С сайта Русского Музея

В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно „Богатырский фриз" для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф. Г. Бажанова. Дом был построен по проекту архитектора П. Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Каждый его интерьер отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Гостиную украшал майоликовый камин „Вольга и Микула", исполненный по эскизу М. А. Врубеля, а панно Рериха размещались в столовой. Серия состояла из восьми сюжетных („Садко", „Витязь", „Баян", „Илья Муромец", „Микула Селянинович", „Город", „Вольга Святославович", „Соловей-разбойник") и одиннадцати декоративных композиций. Создание монументального „Богатырского фриза"стало в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин.

Источник: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/4929

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Образцом светской, чисто декоративной живописи художника может послужить громадный «Богатырский фриз» 1909 года для столовой в доме Ф. Г. Бажанова в Петрограде, состоящий из семи частей: «Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь». Живопись его, силуэтная, широкая, чего требует само помещение, построена на сочетании полных тонов; так, в «Вольге» господствуют синий и желтый (являющиеся вообще лейтмотивом всего фриза), в «Садко» главной темой звучит тоже синий, цвет воды и неба и т. д.

https://humus.dreamwidth.org

Фото панно в интерьере

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика