Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Жар Цвет. # 8
1924

Н.К.Рерих. Жар Цвет. # 8. 1924

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=318&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Жар Цвет. # 8
Год 1924
Серия Его Страна (составлена в 1924 г.)
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 88.5 х 117 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0039

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.с.50,23

...Еще один поворот к легенде. Около Фалюта, на путях к Канченджанге, растет драгоценное растение — черный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведет не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто еще так многое.

...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...

«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...

*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.

*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.

*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.

«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Иногда бывает, что вечный странник ищет сказочный, днем и ночью сияющий «Огненный цветок», который он наконец находит в сердце Гималаев.

Вспомним картину Николая Рериха «Жар-Цвет» — на высотах, среди скал, втайне расцвел горный цветок. Он сияет пламенем ночью, в свете луны. Какая-то женщина благоговейно склонилась над ним.

Сокрытый среди горных уступов чудный цветок в символике Рериха означает все духовное, благое и прекрасное. Это — сияние гармонии духа, высшее познание, а также реальное соприкосновение с Великими Духами и их идеями.

Е.П. МАТОЧКИН. Мечта преображения. Серия «Его страна» Н.К. Рериха и «Мистерия» А.Н. Скрябина (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни»)

Итак, первое полотно – «Жар-Цвет». Ночь...

Как пишет Рерих, легенда о чудесном огненном цветке, широко известная по всему миру, родилась в Гималаях. «Около Фалюта на путях к Канченджанге растет драгоценное растение черный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-Цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведет не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто еще так многое»37. Художник символическим языком своего искусства повествует эту историю: перед нами не растение, а маленький вулкан на вершине горы с огненным кратером в виде гигантского цветка. К нему в темноте, преодолевая все препятствия, добрался отважный человек. Путь ему освещали лишь белоснежные гиганты-восьмитысячники во главе с Эверестом; в их грандиозном космическом размахе таится особая зовущая сила, которая и вела искателя.

Рериховский герой – это характерный для Скрябина прометеевский образ человека, стремящегося овладеть огненным сокровищем. Оно сияет в горе, которая по своей форме напоминает сердце. Все эти изобразительные символы: сердце, огонь, беспредельное пространство – увязаны в картине единым художественным замыслом. Он раскрывается в словах самого автора, который познание «космического огня» приравнивает к открытию «сердца, вмещающего явление Вселенной»38.

37.Рерих Н. Цветы Мории. Пути благо-словения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 137.

38.Рерих Н. Твердыня пламенная. Рига: Виеда. 1991. С. 196.

Н.К. Рерих. ЖАР-ЦВЕТ. Серия «Его Страна». 1924 Журнал Восход № 9 (185), Сентябрь, 2009

..Легенда о таинственном цветке живет во всём мире... Продавец аконита расскажет вам об этом же, не зная, что он повторяет легенду, известную во всём мире и которой посвящено так много преданий различных народов. Чтобы превратить сказку в действительность, вы должны отправиться в Гималаи.

Н.К. Рерих. Урусвати

Ещё один поворот к легенде. Около Фалюта на путях к Канченджанге растёт драгоценное растение — чёрный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведёт не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто ещё так многое.

Н.К. Рерих. Алтай — Гималаи

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.

В 1923 году его мечты осуществились. В предгорьях Гималаев, перед ликом священной Канченджанги им написана знаменательная серия «Его Страна» (1924). Бытует мнение, что творчество Николая Рериха делится на два периода - русский и индийский, и всё созданное художником в Индии всецело посвящено Востоку. Однако сам мастер опровергал такое утверждение и отмечал: «Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи». Это в полной мере относится и к восьми полотнам серии «Его Страна» из Нью-Йоркского музея. И хотя внешне образы картин связаны с гималайскими пейзажами, однако в замысле цикла прослеживается общность с волновавшими деятелей Русского космизма эсхатологическими идеями.

Тематическое содержание полотен тяготеет к мифологическим представлениям; в то же время мастерски передано необыкновенно сильное первое впечатление от Гималаев - всё это поразительно оживляет образы картин и убеждает особой жизненностью. Миф, легенда становятся художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать красотой. В своё стремление нести прекрасное художник вкладывал столько энергии и вдохновения, что сложилось мнение об особой магнетической силе его кисти.

Действительно, и русские философы Всеединства, и творцы символизма видели в искусстве великую силу, способную при участии Божественного провидения выйти за пределы эстетики и создать Новую Землю и Новое человечество. В этом смысле Индия и Гималаи предстали в творчестве Рериха, а также и у Скрябина, как некий сакральный центр, где должен произойти этот знаменательный акт планетарной эволюции. «Его Страна» - образ Новой Земли и духовно совершенных героев. Грёзы русской религиозно-философской мысли о Богочеловечестве, обогащённые мистическими идеями Востока, предстали в этой серии дерзновенной попыткой огненного пересоздания мира красотой.

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Жар-цвет.

Так же как черный аконит Гималаев превратился в Жар-цвет.

Н.Рерих. Алтай - Гималаи. X. Алтай (1926)

По всему миру пробежала легенда о Жар-цвете. И в Китае, и в Монголии, и в Сибири, и в Сербии, и в Норвегии, и в Бретани вы можете услышать о чудесном огненном цветке. В конце концов, куда же приведет вас происхождение этой легенды? К тем же Гималаям!

В отрогах Гималаев растет особый вид черного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путем от других видов аконита. Истинно Жар-цвет растет в Гималаях!

Н. Рерих. Сердце Азии. Сердце Азии

Не забудем, что именно на Гималаях создалось сказание о Жар-Цвете. Много всемирных сказаний пришло от этих снежных вершин.

Н.Рерих. Держава Света. Гималаи

Еще один поворот к легенде. Около Фалюта на путях к Канченджанге растет драгоценное растение черный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведет не предрассудку, а в тот же родник, где скрыто еще так многое.

Н. Рерих. Пути Благословения. Струны земли

«К этой горе пойдешь в определенную ночь, когда она наступит, самая длинная и темная, и подготовишь себя молитвой. Настойчиво устремляйся по пути, который ведет к Горе, но не спрашивай ни у кого дорогу. Только следуй за Проводником, который предложит себя сам и встретит на пути. Но ты не будешь знать его. Проводник приведет тебя к Горе, когда все безмолвствует. Тебе не нужен ни меч, ни другое физическое оружие когда ты найдешь Гору, первым чудом, которое возникнет, - неистовый ветер, который будет трясти Гору и раскалывать скалы на куски. Тебя так же встретят львы и драконы, и другие страшные звери; но не бойся никого из них. Будь непоколебим и не думай, что не вернешься, ибо Проводник не допустит что бы какое-либо зло случилось с тобой. Что касается сокровища, оно еще не найдено, но очень близко. После ветра начнется землетрясение, которое уничтожит все, что ветер оставил нетронутым. Но будь уверен, что не упадешь. После землетрясения последует огонь, который поглотит земное нутро и раскроет сокровище … Потом, ближе к рассвету, наступит великая тишина; ты увидишь, что взошла утренняя звезда, и начнется рассвет и увидишь великое сокровище. Главное и самое совершенное – тонизирующий элексир… »

Эту «историю» поведал Томас Воган, который погиб во время взрыва, когда проводил исследования во имя человечества.

Такую же «историю» вам расскажет проводник в Гималаях, когда будет говорить о том, как найти черный аконит, как вы должны идти бесстрашно ночью в горы, что бы найти этот светящийся цветок.

Н. Рерих. Шамбала. Урусвати

Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:

… «Жар-цвет». Черный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль.

З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24

Н.В.УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Жар - цвет.

Художник так пишет о Жар-цвете: "Не только духовные возвышения сосредоточились в Гималаях, но и физические возможности в богатстве своём создали для этой снежной страны величайшую славу. По всему миру пробежала легенда о Жар-цвете. И в Китае, и в Монголии, и в Сибири, и в Норвегии, и в Сербии и в Бретани вы можете услышать о чудесном огненном цветке. В конце-концов, куда же приведет вас происхождение этой легенды? К тем же Гималаям! В отрогах Гималаев растет особый вид черного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путём от других видов аконита. Истинно, Жар-цвет растет в Гималаях!" Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)

Аконит - символ знаний. Но как трудно отличить истинные знания от ложных, которые сплошь и рядом предлагает Майя. Вот и тянутся, и карабкаются вверх лишь немногие, как на картине изображенный человек, к огонькам Высшей Мудрости. На всех дорогах мира, по которым проходил

Н.К.Рерих, он собирал знания по крупицам, по искоркам, выплавлял из многотонной руды слитки народной мудрости, затаившейся в легендах и сказках. Одну из таких искорок мы находим на полотне "Жар-цвет" и понимаем, что легенда русского Жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведет не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто еще так много, что свои Жар-цветы есть у многих народов. И славянскому папоротнику, цветущему в ночь на Ивана Купалу, вторит драгоценный черный аконит, цветок которого светится в Азии, около Фалюта, на путях к горе Канченджанга, что и изображено на картине.

М.БАБЕНЧИКОВ Мысли о Рерихе / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Около Фалюта на путях к Канченджунге растет черный аконит. Ночью, когда спит все живущее, его цветок светится, как неугасимое пламя. Тем, кто знает легенду русского «жар-цвета», этот «бодрствующий» в ночи цветок напоминает, что для «исполнения всех желаний нужно бдение».

Я видел пламя аконита на полотнах Рериха.

Д. БУРЛЮК Индия на холстах Н.К. Рериха. Впечатления от новых картин / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

«Жар-цвет» - растение, горящее ночью, на фоне лунным светом залитого пейзажа. Меж камней расцвел куст, пылающий в ночи... Кто-то крадется к нему.

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Roerich Museum, New York (1924); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1973)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика