Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ждут. # 51
1917

Н.К.Рерих. Ждут. # 51. 1917

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=319&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Ждут. # 51
Год 1917
Серия Сюита "Heroica" (составлена в 1917 г.)
Где находится Частная коллекция
Материалы, размеры Холст, масляная темпера. 48.5 x 76.5 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание Загружено 2 изображения. Вариант названия - "Ждущие". См. эскиз См. также "Вечное ожидание".

Н. Селиванова. "Мир Рериха". Глава 12.
<...> Первой важной работой этого периода является серия «Героика» состоящая из семи картин: «Клад захоронённый », где сокровище опускают с лодки в море; «Наяда» , фея или ведьма, готовящая чудотворные травы в молчаливом уединении пещеры на берегу моря; «Приказ» передающая смысл высшего приказа, посланного через море, в котором, кажется, участвуют и облака.; «Священный огонь», в которой среди холодных серых скал виден священный, вечно горящий огонь;«Вечное ожидание» — несколько женщин сидят неподвижно возле хижины, терпеливо ожидая какого-то великого события; «Конец великанов», в которой титаны превращаются в скалы; и последняя «Победители клада» — люди, усердно несущие что-то из пещеры вниз в лодку. Все эти семь картин связаны друг с другом не только по своей внутренней концепции, но и по цвету, и, несмотря на то, что каждая картина создана в своём ключе, они подобны единой мозаике. <...>
Е.Г. СОЙНИ Николай Рерих и Север. – Петрозаводск: Карелия, 1987.–166 с: ил.

Художник напряженно работает и создает сюиту из семи частей – "Героика" (1. Клад захороненный*. 2. Зелье нойды. 3. Приказ*. 4. Священные огни. 5. Ждут. 6 Конец великанов. 7. Победители клада*). О сюжете Героики" он пишет: "Первая часть светлая – приезд: братьями. Вторая часть – дочь Нидура пробирается к деревянной клети – темнице (черное, белое зеленое)". В двух частях сюиты "Героика" прослеживается сюжет "Песни о Велюнде" из "Старшей Эдды", памятника древнеисландской эпической поэзии. Велюнд, волшебный кузнец, финский конунг, попадает в плен к своему противнику Нидуду (здесь Нидур. – Е.С.) – "конунгу в Свитьоде" (Швеции. – Е.С). Желая отомстить, Велюнд заманивает к себе дочь Нидуда и силой берет ее в жены. Этот конкретный сюжет Рерих подчиняет обобщенному повествованию об эпическом Севере. Он населяет Север нойдами, древнекарельскими колдунами и великанами, характерными для эпического сознания всех северных народов.

Картины из сюиты "Героика" выставлялись в Швеции, Дании, Финляндии и имели большой успех у зрителей. Несколько картин Рериха было в коллекции Арвида Торстена Генеца, биолога, лектора Сортавальской семинарии, в доме которого семья Рериха жила с осени 1917 до лета 1918 года [10].

[10] Дом этот, судя по старым сортавальским картам и по свидетельству Энсио Салменкаллио, друга и соседа Арвида Генеца, находился на углу Саариоланкату и Техтаанкату (ныне ул. Заводская. – Е. С). Напротив дома находился пивоваренный завод, рядом – деревянная семинария. (Запись беседы от 1 марта 1980 г., г. Хельсинки.) До наших дней дом Генеца не сохранился. На его месте сейчас находится детский сад.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Трое мужчин и женщина неподвижно сидят на скалах и смотрят вдаль, в сторону моря. Ждут вести или зова. Напряжённая сине-жёлтая цветовая гамма усиливает настроение, переданное выразительной композицией. [40, с.63].

• Картина “Ждущие” — символична. Ждать тоже надо уметь. Пусть ожидание будет всегда плодоносным. Светоносно оно, ибо объединяется со светом будущего. Плодоносное ожидание — мудро [12, т.3, 41].

• Когда ваше терпение в ожидании будущего иссякает, помыслите о том, что Учителя Братства тоже Пребывают в ожидании. Они многое знают, многое Видят. Видят суждённое будущее планеты, которого ещё нет, но которое будет, и всё же вынуждены ждать, как и вы, ибо течение сроков нарушить нельзя. Помните картину “Ждущие”. Только постарайтесь понять, что ожидание не есть бездеятельность и пассивность. Мы признаём только ожидание действенное, когда человек сознательно подготовляет себе в нём место, утончая свою сущность, расширяя свой кругозор и сознание [12, т.4, 151].

• При приближении сроков количество посылаемых знаков начинает усиливаться. Но, даже базируясь на них, ни дня, ни месяца, ни года назвать невозможно, ибо это будет всегда ошибочно. Это же обстоятельство заставляет пребывать в постоянной готовности, при зажжённых светильниках. Если готовность переходит в ожидание, активное и деятельное, то и это хорошо. Лучше бы не угашать огни духа в безразличии и бездеятельности [12, т.11, 232].

• Сознание пусть будет открыто навстречу Лучу. Приемлемость, или открытость сердца, является непреложным условием восприятия. Прежние неточности в восприятии не могут служить препятствием для новых пониманий. План подвижен. Изменения могут быть самыми неожиданными. Готовность включает в себя и понимание самых быстрых перемен всех условий [12, т.11, 233].

• Велико ожидание. Вспомните картину “Ждущие”. Начинаете постигать её смысл. Качество ожидания сложно. В нём и напряжение, и устремление, и действие, и прежде всего действие мысли. Инертное ожидание бесплодно. Не вырастут крылья у бездумного ожидания. И надо знать, чего ждать. По каналу устремлённого, огненного ожидания течёт пространственная мысль, связанная с суждённым, чудесным будущим человека. Ожидание облечётся плотью и выльется в чёткие отлитые пространственные формы. Серебряный мост в будущее строится этим путём [12, т.11, 314].

•“Не ведаете ни дня ни часа”. С этою мерою и будем ожидать будущее. И пусть ожидание это будет активным. Активность может быть и внутренняя, внешне на поверхности не заметная. Лишь бы мысли не пребывали в застое. Не в проточной воде, но в стоячей, гниющей, заводится всякая нечисть [12, т.13, 301]

• Великий Приход состоится. В ожидании пребывайте. Ожидание означает и бодрствование духа. Иначе не действенно оно и бесполезно. И, когда спросят вас, как ожидали, сможете ли дать достойный ответ? Или сутолока и суета настолько заполнили сознание, что для наинужнейшего, которое превыше всего, места уже не остаётся? Ведь за получением придут все. Придёте и вы чтобы получить в соответствии с тем, что принесёте. Готовите ли кувшины и корзины свои? И поняли ли сердцем, как лишено конечного смысла всё, что вас окружает. Невозможно идти, если ноге не на что опереться. Сказано: “рукой и ногой человеческой”. И опора ногам нужна на Земле, ибо по ней пролегает путь кверху. Так мудро сочетая неизбежность прошлого мира с далёкой сияющей целью, но близкой чудесными возможностями, дойдите до Дня Моего [12, т.13, 440]

• Положение в мире будет всё время ухудшаться, пока не совершится Приход. И удивляться этому не будем. Надо, чтобы дух пробудился. Удары по веществу материи должны возрастать, чтобы пробить её толщу и духа коснуться. Толстокожие люди малочувствительны к этим ударам. Их ничем не пробьёшь. Нужны очень сильные потрясения и бедствия, чтобы проснулись. Безумцы стоят в некоторых странах у власти. Безумна политика их. Не останавливаются перед самыми чудовищными преступлениями. Человеконенавистничество, разрушения, смерть несут они людям [12, т.13, 455]

• Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь встретить волны неожиданных событий. И пусть готовность эта будет безличной, не ожидающей чего-то для себя. Тогда и ожидание не будет мучительным и не принесёт разочарований. Ход мировых событий не считается с личными интересами личности, но имеет в виду конечную цель — Общее Благо. Общее Благо не есть личное, но имеющее общеполезное пространственное значение. Во имя его лучшие представители человечества жертвовали не только личными интересами, но даже жизнью. Только сферы безличного приводят к бессмертию. Личность же обречена кратким циклом своего существования и смертью всех временных оболочек, облекающих дух. И лишь Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность переживает личность, продолжая свой путь в Беспредельность [12, т.13, 492].

• Даже звенящие под ногою камни исследуйте, ибо и на них могут быть следы Моего прихода. Ждущие, ждущие, даже вы можете не признать час явления.

Ибо ждать не легко.

Но Я дам вам признаки и облечения.

Ночью Я не приду.

И в часы, когда лучи солнца не касаются земли вашей, дайте духу вашему спокойно отойти в Обитель Творца.

Также скажу, как надо ждать в часы дня.

Не песнопением, не восхищением ждите,

Но напрягите труд ваш во Имя Моё.

Не за сном, не за едою,

Но за трудом Я оправдаю Моих возлюбленных.

Утром, твердя семисловие,

Скажите: помоги нам не пройти мимо труда Твоего!

И повторяя Имя Моё и утверждаясь в труде Моём, вы дойдёте до дня Моего.

Запомните и читайте слова Мои.

В эти тяжкие дни трудом оправдаетесь и действием вознесётесь, и Моим Именем достигнете.

Я сказал [36, Зов, 20.01.1923].

• Но не фабрика, но мастерская духа обновит мир.

И обои, наклеенные людьми и замкнувшие поры жизни, будут смыты ливнем грозной Благодати [36, Зов, 21.01.1923].

• Итак, вы в труде встретите Меня.

Но где же признаки труда?

Быстрота, решительность и самоотверженность.

Но быстро и решительно можно дойти и до пропасти.

А ваш путь к вершинам.

И потому ещё прибавьте — и мудро.

И возьмите за обычай утром,

Начиная день, спросить себя:

Что можете прибавить к работе порученной?

Чтобы Имя Моё вошло во все дела ваши,

И вошло не препятствием, но утверждением.

Не отвлекая, не усложняя, но входя как часть ваших решительных мыслей.

И так, в труде мудро, и приняв щит Имени Моего, победите всё, что вредит пути восхождения.

Это совет для немедленного принятия к делу.

Так же точно и просто Говорю: читайте и поймите проще Моё Учение, не упуская сроки.

[36, Зов, 27.01.1923].

• Люди, ждущие вести, также разделяются на два отдела... Мало кто умеет ждать при полном доброжелательстве, при труде и среди трудностей — такие сотрудники уже становятся собратьями [36, Бр., 68].

39. П.Ф.Беликов. Рерих.(Опыт духовной биографии), Новосибирск, 1994г., 334с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

12. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги.

36. Агни Йога. (Живая этика).

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика