Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=503&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
99. Сын Мой, не бывало случая, чтобы Учитель Нарушил свое Обещание. Если оно не состоялось в определенных условиях, значит, будет исполнено оно в условиях иных, но исполнено будет. Общенью с Матерью время надо отвести и место. Надо создать готовность условий. Ток замыкается при наличии двух полюсов. Полюс восприимчивости пусть будет в готовности. Надземную свободу, которую получает дух после смерти, не сравнить с ограничениями земными. ... |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...И еще страница истинного Востока, посвященная Матери Мира: «Покрывшая лик свой. Соткавшая пряжу дальних миров. Посланница несказанного. Повелительница неуловленного. Дательница неповторенного!
Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят... Она, лик покрывшая, встанет на страже одна, в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину. Никто не увидит сияние двенадцатизначника * ее мощи. Из спиралей света знак соткала сама в молчании. Она водительница идущих на подвиг. Четыре угла, знак утверждения, явлен ею напутствием решившимся...
Приказ безмолвный, всепроникающий, неотменный, неделимый, неотвергаемый, ослепительный, щедрый, неописуемый, неповторяемый, неповрежденный, неизреченный, безвременный, неотложный, зажигающий, явленный в молнии»*.
*Двенадцатизначиик (додекаэдров) — додекаэдр, один из пяти типов правильных многогранников с двенадцатью гранями, символ Матери Мира; также алхимическо-астрологический символ.
*« ... Зажигающий, явленный в молнии! » — в последних абзацах главы приводятся древние гимны культов богинь плодородия. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Самые формулы часто поражают своею общечеловечностью. В них соединяются возгласы мистерий с молитвами самых неожиданных культов, разделенных целыми эпохами, целыми материками. Язык Матери Мира * одинаков для всех колыбелей...
*Матерь Мира — культ «матери-земли», богини плодородия у древних народов, возник в эпоху матриархата, часто отличался грубонатуралистической ритуальностью. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
На Востоке культ Матери Мира, богини Кали или Дурги, очень распространен, а в индуизме, можно сказать, он является преобладающим. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Во главе всего или, так сказать, за покровом, находится Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего. Но на плане Проявленного царствует вечно женственная Природа или великая Матерь Мира.
Теперь несколько сроков.
В [19]24 году лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни.
В [19]24 году Н. К. написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написа¬на отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение.
В [19]24 году Н. К. написал статью «Звезда Матери Мира», которая была помещена в адиарском «Теософисте». |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
Средняя комната 1) [«Субурганы в Ташидинге»]. Священные Ступы в Ташидинге перед восходом Солнца. 2) Монастырь Нам-зе. 3) [«Святые дары»(?)]. Дрона — ученик Будды — раздает священный пепел. 4) [«Красный лама»]. Очертание горной гряды Эвереста. Лама в красном играет на флейте перед восходом. Наброски Канченджанги.
1-я комната Серия «Сикким»: 1) «Санга Челлинг». Лама медитирует на камне, который дает трещину, если жизнь в монастыре нечиста (легенда). 2) [«Канченджанга»]. Гряда Канченджанги. 3) [«Ташидинг»]. Ташидинг с монастырем на вершине. 4) [«Силуэты»]. Силуэты Города Будущего. 5) [«Пемайандзе»]. Поселок лам вблизи Пемай¬андзе. 6) [«Ринченпонг»]. Монастырь Ринченпонг во время муссона. 7) [«Гималаи»]. Предгорья Гималаев. 8) Ступени к Гималаям. 9) «Лао-цзы». Возвращается на священном быке из Китая в Тибет. Бамбуковый лес. 10) «Цзонкапа». Медитирует на горе Менданг. Суровые скалы, будто непосредственное деяние духа. 11) «Падма Самбхава». Маг. 12) [«Путь»]. Христос. Легенда о его хождении в Тибет в возрасте 25-27 лет. 13) «Рождение мистерий». Сочетание раннегреческих и восточных форм. Ритм и единство океанских волн и небесных облаков. Рождение нового культа*. 14) [«Матерь Мира»]. Основана на видении. Культ Предвечной Матери Мира. Рыбы — символ молчания. Пейзаж внизу — подходы к Тибету.
3-я комната [Серия] «Его Страна»: 1) [«Помни»]. Начало достижений. 2) [«Спешащий»]. Вестник. 3) «Книга Мудрости». Предгималаи. 4) [«Ведущая»]. Ведет по Пути — над ледником. Гуань-инь — символ Матери Мира. 5) «Жемчуг исканий». Равновесие земного и небесного. 6) [«Будда в подводном царстве»]. Глубже глубин. 7) «Выше гор». Эверест с высоты. 8) «Жар-цвет». Черный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль. 9) [«Конь Счастья»]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур — свидетели. «Сожжение тьмы». Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест*. «Звезда Матери Мира». Напоминает о новом культе Азии. «Белый Храм». Зодчество облачных форм. «Джелап-ла». Путь на Тибет. <...> «Турфанская Мадонна». Древнейшее изображение Богоматери*. <...>" |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Образ Матери Мира,Мадонны, Матери Кали,Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-Инь, Мириам,Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука - все эти благие образы, все эти жертвовательницы...как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех, что не делить но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира. Н.К.Рерих |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Матерь Мира
«Матерь Мира» - издревле существующий культ Изиды, или Иштар, теперь вновь приходящий в мир из Азии. З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI.24 Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения: … («Матерь Мира»). Основана на видении. Культ Предвечной Матери Мира. Рыбы символ молчания. Пейзаж внизу подходы к Тибету. З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI.24 Очень важное передам. Сегодня слышала возглас «Урусвати». Пора сказать, что так зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна была начаться, когда ее звезда приблизится к Земле небывало. … Великая Эпоха начинается, ибо Духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой Эпохи, которая ушественно изменит жизнь Земли. Великая! Я так радуюсь в башне, видя, как новые лучи пронизывают толщу Земли. Если даже они сначала тяжелы, то их эманация вносит новые элементы, так нужные для толчка. Хотим, чтобы Икона Матери Мира была окончена в это время. Можно снять пыль с образа. Кому-то очень не хочется видеть ее. Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 16 апреля
Так в твоем случае художник должен писать ауру так: сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал, таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищен, находясь в нижних слоях Земли. Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что дает ему стойкость при случайных встречах. Но если передать впечатление, то нужно прописать серебристо-лиловый головной круг, темнее лиловый большой и чуть заметную атмосферу овала. Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 24 мая
Ночь на 18 июля 1924 года. Видение Матери Мира. Под утро сон перешел в видение, которое я сознавала уже вне сна. Яркое утро. Стою посреди покинутых дворцов романо-готического стиля. Мое существо как бы раздвоилось. Одно я осталось стоять среди развалин, другое я, закутанное в белые тонкие одежды, стало удаляться, ступая по воздуху, уходило как бы вглубь синевы. Но вот на небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое облачко, которое стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой. Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые также быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - в радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычайной красоты и образующей почти круг на ослепительном серебряном поле. Звезда эта искрилась, вибрировала и казалась живой. На фоне ее из петли спирали вырисовывалась белая чалма, митра, иконописный лик старца с белой бородой, плечо и рука в белом одеянии. Пред ним на переднем плане с правой стороны в полуобороте - сидящая женская фигура в голубовато – лиловых тонах, более реальная, нежели Старец. Голова и лик ее накрыты плотным платом, виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку – телесную, украшенную серебряными обручами, и как бы отстраняясь от чего-то внизу, на земле, повернулась к Старцу. Е.Рерих. У порога Нового Мира. Сны и видения Семизначное созвездие под именем Семи Сестер, или Семи Старцев, или Большой Медведицы привлекло сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространственное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «черная» вера шамана дикой тайги. Другому чуду неба - созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трех Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержно сейчас несется к земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира. Н. Рерих. Шамбала. Звезда Матери Мира На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала. Сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего! Н. Рерих. Шамбала. Великая Матерь |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Зинаида Григорьевна щелкает выключателем, и зал, окна которого сейчас завешаны, заливают волны яркого света. «Центральная картина этого зала, — говорит Зинаида Григорьевна, — «Матерь Мира». Женское начало для Рериха — начало вдохновенное, героическое, преобразующее. В этом облике он как бы воплотил свое понимание прекрасного. В образе женщины сконцентрирована вся красота мира. А красоте сопутствует тайна, и недаром — видите — верхняя часть лица скрыта покрывалом... А посмотрите, какая здесь возвышенная символика. Семь светящихся фигур слева — они олицетворяют собой Большую Медведицу, три справа — Орион. А над головой звезда Матери Мира — Венера». |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Эта картина «Матерь Мира», по-видимому, является ранним вариантом основного полотна, центрального в серии «Знамёна Востока». Образ сочетает в себе не только различные христианские иконографии, как это было воплощено Рерихом в талашкинской Царице Небесной, но и влияние восточных канонов. Высоко почитаемый женский образ на троне имеет свои истоки в сюжетах древнерусских фресок. Молитвенно сложенные руки, характерные складки одеяния относят к итальянскому Возрождению, к «Мадонне во славе» мастера из Марради конца XV века (Государственный Эрмитаж). Стилизованные изображения древа жизни, птиц, животных на покрывале Богини восходят к древним языческим символам. Некоторые композиционные приемы наследуются от образа богини Каннон, созданного японским художником И. Иченеем (Музей изящных искусств, Бостон). Широко распространенным на Востоке знаком креста изукрашен ковер трона. Крест с округлыми окончаниями (Ак-Дордже) представлен также на огненном престоле на переднем плане картины. За гималайскими горами протекает река жизни – изображенные здесь рыбы, как пояснял автор, есть «символ молчания»139. Чарующее сияние льется от Матери Мира в космическую беспредельность. Над ее головой сверкает бриллиантовый нимб, а ниже такие же сверкающие дуги заключили в себе пространство от верха первого круга до колен. Вокруг всей ее фигуры лучится фиолетовый овал и расходятся ореолы голубого, синего и ультрамаринового. Наибольшего апогея интенсивность света достигает в покрове на голове Матери Мира. Здесь уже сияние не разреженное, а уплотненное до осязаемых пределов. Яркие блики на складках одежды у плеч подсвечивают абрис фигуры и отражаются мягкими дробными рефлексами на коленях, замыкая большой белый круг ауры. Примечательно, что звезды в своем полотне Рерих уподобляет маленьким антропоморфным фигурам, напоминающим статуэтки Учителей в традиционной для Востока позе. Каждая звезда – это Солнце, а сравнение Учителя с Солнцем общепринято. Известно также, что «по воззрению Оригена, светила небесные суть тела ангелов»140. Все эти звезды-Учители обращены в молении, предстоянии к великому и грандиозному по своим галактическим масштабам образу Матери Мира. В книге «Твердыня пламенная» Рерих пишет, что Матерь Мира создала «племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати»141. Надо полагать, что картины серии «Знамёна Востока» как раз и посвящены этому племени Святых людей, совершенным, говоря словами Циолковского, существам Вселенной. Сама же причина космоса, в понимании Циолковского, – высшая любовь – это и есть, согласно Рериху, «заповеданная всеми иероглифами сердца, любовь – Матерь Мира»142. С ответным чувством обращаются к Матери Мира и небесные Учители, и земные люди на переднем плане, в западной и восточной одеждах, с книгой и ларцом в руках.
139.Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. С. 239. 140.Цит. по: Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. С. 300. 141.Рерих Н. Твердыня пламенная. С. 197. 142.Там же. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Через два года Рерих создает грандиозный художественный ансамбль «Знамена Востока» (1924), состоящий из 19 произведений. В нем художник как бы расширяет братство православных святых до масштаба всемирного. Умножая духовное пространство, автор столь же значительно обогащает и живописный язык своих произведений. Если в картине «Сергий-строитель», отчасти в «Матери Мира» проявляются черты древнерусского наследия, то в других работах серии проступает синтез с традициями тибетской, китайской, японской изобразительности. Сочная красочность тибетских танок, декоративная выразительность японского и китайского искусства напитали живопись Рериха. Мастер тонко ощущал близость художественного мышления средневековых живописцев Запада и Востока и соединял их родственные изобразительные приемы в своем искусстве. К этому побуждал его интернациональный замысел ансамбля.
На центральном полотне серии пространство Вселенной напитано космическим огнем. Его сгустки — светила — это и есть те великие Учителя, которые посылаются на Землю Матерью Мира. Она же сама — сияющий океан огня — олицетворяет творческое начало Космоса. «Многоцветные искры приобщают нас к пространственному сознанию» 18. Эти искры отблесками ложатся на книгу мудрости в руках у Предстоящих. Плоский золотой фон икон, символизирующий в христианстве высший божественный свет сменяется здесь космической беспредельностью, общим для всех учений пониманием пространства как духовно-творческой ипостаси.
Значительный идейный замысел «Знамен Востока» можно сопоставить с прозрениями К.Э.Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: «От причины исходит Космос. От Космоса — совершенные человекоподобные существа, а от них — абсолютная истина, ведущая Вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же свойство исходящей из них абсолютной истины» 19.
18 Знаки Агни Йоги, 468.
19 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС, 1992. С. 38. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Как всегда, Рерих находил в древних мифологических прообразах то зашифрованное в символической форме мудрое зерно, которое не только не утрачивает своей значимости с годами, но, напротив, приобретает всё большую актуальность. Рериховские воплощения образа Великой Матери хотя в художественном отношении и более символичны, но всегда конкретны в своей целительной помощи человечеству: Царица Небесная над рекой жизни, Мадонна-защитница, Мадонна Орифламма, София, Матерь Мира... В картине «Матерь Мира» восседает на троне среди созвездий сияющая фигура женщины, которая одарила двух земных людей светом, книгой и ларцом – любовью, знанием и красотой. (Кто эти люди, сказать трудно. Можно лишь отметить, что в произведениях художника нередко присутствует элемент автобиографичности.) Обителью Матери Мира, как пояснял Рерих, является звезда утра, изображённая над её головой. Эта звезда – Урусвати сияет на многих его полотнах; ей он посвятил немало своих вдохновенных строк. В 1924 году Рерих писал, что звезда Матери Мира неудержимо несётся к Земле. «И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества» 260. 260.Рерих Н.К. Пути благословения. С. 142. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
«Матерь Мира -это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом, останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не Ч сможем. Думается, именно поэтому изображена Матерь Мира с полузакрытым Ликом, что придает картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё нераскрытых тайн в Космосе... И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров».
Н.Д. Спирина, Журнал «Перед Восходом», №12, 1999 г., с.9
«Создана на основе древнего "священного понятия всех веков и народов" и наделена сложной многоплановой символикой. Она "все в себе вмещающая, все в себе зарождающая", "великое творческое начало", символ материнства. Ее величественный образ, словно возникающий из космической дали в сиянии звездных ореолов, предсказует новую великую эпоху, когда человечество начнет овладевать "той энергией, которая действует и творит в мироздании". В этом произведении Рерих опять проявил себя как "величайший интуитивист современности" (по выражению Горького), предвещая освоение человеком новых энергий, атомной и термоядерной. Вместе с тем "Матерь Мира" знаменует собой возникновение мощного международного движения женского. Женщины - "вдохновительницы красоты", "как рать непобедимая ополчатся против тьмы и зла", иначе вызванные космические энергии "вместо сужденного созидания дадут губительные взрывы"».
Из доклада Е. Маточкина
«Покрывшая лик свой. Соткавшая пряжу дальних миров. Посланница несказанного, Повелительница неуловленного!
Твоим приказом океан замолкает, и вихри черты невидимых знаков наносят. Она, лик покрывшая, станет на страже одна, в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину. Никто не увидит двенадцатизначника ее мощи. Из спиралей света знак соткала сама в молчании. Она водительница идущих на подвиг. Четыре угла, знак утверждения, явлен ею напутствием решившимся...
Приказ безмолвный, всепроникающий, неотменный,неделимый, неотвергаемый, ослепительный, щедрый,неописуемый, неповторяемый, неповрежденный, неизреченный, безвременный, неотложный, зажигающий, явленный в молнии».
Н.К. Рерих «Алтай-Гималаи», с. 135., М., 1974 г.
«Радж-Раджесвари-Всемогущая Матерь. Тебе поет индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И, упомянув изображение Твое, его опускают в воду, дабы ничье нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира, Тебе, Матерь, называют место на Белой Горе, никем не превзойденное.
Ведь там встанешь, когда придет час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение мира, и, окружася всеми вихрями и всем светом, станешь как столб пространства, призывая все силы далеких миров».
«...На всем Востоке и на всем Западе живёт образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику.
Великий лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющими квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего! Мир миру!».
Н.К.. Рерих «Твердыня Пламенная», «Великая Матерь», с.237-243., Париж, 1932 г.
«Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это лишь фазы движения, недоступные нашему глазу.
Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам.Почитаемая умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции. Восток посвящает Матери Мира следующий гимн:
"Покрывшая Лик Свой, соткавшая пряжу дальних миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного.
Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.
И Она, Лик сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков.
И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияния Додекаэдрона, знака Ее Мощи.
Из спирали Света соткала Сама в молчании.
Она Водительница идущих на подвиг.
Четыре угла - Знак Утверждения явлен Ею в напутствие решившимся"».
Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам», с.50-51.,Нью-Йорк, 1931 г.
«Семизначное созвездие под именем семи сестер или семи старцев или большой медведицы привлекло сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие.
Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространственное моление.
Древние Майя и Египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась "черная" вера шаманов дикой тайги. Другому чуду неба, созвездию Ориона посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название "трех магов".
Как два сверкающих крыла раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо сейчас несется к земле звезда утра - светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества. Давно запечатленные сроки исполняются в звездных рунах. Прозрения египетских иерофантов облекаются в действия перед нашими- глазами. Поистине замечательное время для зрячих.
Так же предначертано и неудержимо нисходит на человечество - спутница Матери Мира - живая ткань красоты. Как пелена высшего очищения знак красоты должен осветить каждый очаг.
"Простота, красота и бесстрашие". Так заповедано. Бесстрашие есть наш водитель. Красота есть луч постижения, и возвышения. Простота есть ключ от врат Тайны грядущей. И не "простота" ханжества и униженности. Но великая простота достижения, овеянная складками Любви. Простота, отворяющая самые тайные, самые священные врата каждому, принесшему светильник искренности и немолчного труда.
И нее "красота" условности и лживости, затаившая червей разложения. Но красота духа истины, отбросившая все предрассудки. Красота, озаренная истинною свободою и подвигом, в сиянии чуда цветов и звуков.
И неподкрашенное бесстрашие. Но бесстрашие, знающее необъятность Создания, отличающее самоуверенность в действии от чваного самомнения. Бесстрашие, владеющее "мечом мужества" и поражающее пошлость во есех ее видах, хотя бы парчою прикрытую.,
Понимание этих трех заветов и действенное выявление их в жизни создает "убедительность", создает оплот Духа...
Так и принесем красоту народу просто, красиво, и бесстрашно...
И усилиями неба и земли, в открытом сознании, в жизненном применении, снова живая ткань красоты сойдет к человеку».
И.К. Рерих «Пути благословения», «Звезда Матери Мира», с.107, 142-151, Рига, 1924г.
Матерь Мира
Как увидим Твой лик?
Всепроникающий Лик, глубже
чувств и ума. Неощутимый,
неслышный, незримый.
Призываю: сердце, мудрость и
труд. Кто узнал то, что не знает
ни формы, ни звука, ни вкуса, не
имеет конца и начала? В
темноте, когда остановится все,
жажда пустыни и соль океана!
Буду ждать сияние Твое. Перед
ликом Твоим не сияет солнце. Не
сияет луна. Ни звезды, ни пламя,
ни молнии. Не сияет радуга. Не
сияет сияние севера. Там сияет
Твой Лик. Все сияет светом его.
В темноте сверкают крупицы
Твоего сияния, и в моих закрытых
глазах брезжит чудесный Твой
свет.
Н.К. Рерих «Цветы Мории», Сборник стихов, «Свет», Берлин, 1921 г.
«Матерь Мира скрывает Имя Своё. Матерь Мира Закрывает Лик Свой.
Матерь общая Владыкам не символ, но Великое явление Женского . начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.
С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить.
При Синае голос Её звучал. Образ Кали был принимаем, основа Исиды, Иштар.
После Атлантиды, Когда Люцифер нанёс удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.
После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не пробьёт час Светил».
Ж. Сент-Илер «Криптограммы Востока», «Матерь Мира»
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Особое место в серии занимает работа «Матерь Мира» 1924 г. из собрания Музея Николая Рериха, Нью-Йорк, США. Картина ориентирована по вертикали, имеет симметричную композицию, формат 98 х 65,4 см. Предположительно, по задумке художника, «Матерь Мира» является центральной картиной, по правую и левую сторону от которой должен выстраиваться ансамбль серии. Как подметил Е. П. Маточкин, расположение картин по цветовой гамме в определённом порядке образует последовательность, соответствующую оптическому спектру солнечного излучения. Вполне возможно, что художник руководствовался этой идеей, вкладывая в неё символическое значение, сравнивая Солнце с единой Истиной, а разложенный на спектр солнечный свет с отдельными религиозными учениями величайших духовных лидеров. В данном контексте Матерь Мира предстаёт животворящим женским началом, породившим всё сущее; как и Дева Мария, ставшая проводником Логоса и родившая Бога-Слово, Матерь Мира становится вратами божественной мудрости. На картине она сияет, как центральное светило, вокруг которого горят все остальные звёзды, изображённые в виде небольших светящихся фигурок восточных мудрецов, сидящих в традиционных медитативных позах. Образ Матери Мира сочетает в себе иконографию Богоматери, восседающей на престоле, Авалокитешвары Ченрезига на лотосовом троне (ил. 17), японской богини милосердия Каннон, погружённой в себя, и индийской богини красоты, удачи и изобилия Лакшми. Некая медитативная сосредоточенность образа соответствует изображению японской богини, но покоем и милосердием его смысловое наполнение не ограничивается. В стихотворении 1909 г. «Лакшми-победительница» Рерих изображает прекрасную богиню как творческое, созидающее начало, дарующее людям радость и процветание. Ты настроила города и башни. Ты украсила золотом храмы. Ты расцветила землю садами. Торжественные поэтические строки рисуют образ светлой возвышенной строительницы. К созданному позднее образу Матери Мира вполне можно отнести эти же слова. Антиподом Лакшми Н. К. делает её сестру — безобразную разрушительницу Сиву Тандаву. В индийском искусстве Лакшми традиционно изображается фронтально, сидящей со скрещенными ногами на цветке лотоса, она одета в сари, крупные чёрные глаза широко открыты и сияют тонкой добродушной улыбкой. Некая идейная связь образа Матери Мира с образом индийской богини, безусловно, присутствует, но общего в рериховской работе больше с иконографией Богоматери в католической живописи эпохи Возрождения. Вспоминается работа «Мадонна во славе» мастера из Марради (ил. 18), где Дева Мария изображена сидящей на престоле, сло¬жившей руки в молитвенном жесте, принятом у католиков. К данной иконографии мастер уже обращался при создании фрески храма Святого Духа в Талашкине с изображением Богоматери в образе Царицы Небесной. В похожем положении находятся и длани Матери Мира, однако положение её рук можно также отождествлять с жестом бодхисатвы Авалокитешвары Ченрезига, умоляющим Будду об избавлении всех живых созданий от страданий (ракурс кистей рук ближе именно буддийскому канону). Богоматерь итальянского художника парит в небесах, окружённая херувимами, её сосредоточенный, несколько скорбный лик излучает смирение, кротость и благость. Мастер из Марради помещает образ, окружённый небесными добрыми силами, в воздушное пространство, то же самое делает и Н. К. Рерих, только вместо ангельских существ изображает звёзд-мудрецов. Мудрость словно исходит из космоса, и её познание осуществимо через познание красоты, как писал Рерих: «Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса». В отличие от итальянского мастера, делающего лик Мадонны смысловым центром композиции, Рерих наполовину скрывает лицо Матери Мира под платом. По предположению В. М. Сидорова, объяснение этому мы находим в тексте «Криптограмм Востока», где Николай Константинович в мифе о гибели Атлантиды повествует о том, что после затопления таинственного континента «Матерь Мира со¬крыла лик свой и запретила произносить имя своё» (Сидоров, В. М. Блаватская и Рерихи. Мост над потоком). Однако, как гласит легенда, это продлится до той поры, пока не «пробьёт час Светил», и поскольку на картине нижняя часть лика уже обнажилась, представляется, что этот час близок, и зажигающиеся в космосе звёзды мудрости свидетельствуют об этом. Отметим, что помимо связи с католическим изображением просматривается параллель с православной иконой Сошествия Святого Духа, например, с образом XVIII в. из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря (ил. 19), где в центре изображается сидящая Богоматерь, принимающая божественную мудрость вместе с апостолами. Но если в росписи Рериха «Царица Небесная» из талашкинского храма (ил. 20), как и в православной и католической иконографии, женский образ конкретизирован и соответствует христианскому миропониманию (лик открыт), то в работе из серии «Знамёна Востока» образ носит обобщённый характер (лик скрыт), что означает синтез в одном изображении всех представлений о божественном женском начале в различных культурах. Таким образом, у Рериха Матерь Мира становится неким объединяющим и созидающим творческим началом, динамической божественной силой, что позволяет также провести параллель с образом индуистской богини Шакти. Первый стих шактистской «Бахврича упанишады» выразительно это подтверждает: «В начале была единая Богиня. Именно Она сотворила вселенную. [Она] известна как Камакала. [Она] известна как эманация Страсти» (Упанишады веданты, шиваизма и шактизма. Антология избранных упанишад / Перевод с санскрита С. В. Лобанова, С. С. Фёдорова. — М.: Старк-лайт, 2012). Являясь в то же время и источником Мудрости, Матерь Мира коррелирует и с образом святой Софии, получившим широкое развитие в русской религиозной философии. Так, посредством сочетания иконографии и доктрин из традиций различных религий проводится идея о едином женском начале мира, по-разному проявившемся в искусстве и мировоззрении различных культур, что свидетельствует о теософской направленности картины Рериха. Вслед за теософами художник на примере образа женского божества находит и объединяет общие черты разных верований, устанавливая тем самым внутреннюю связь между культурами в стремлении познать истину. Стоит отметить, что изображение Матери Мира сочетает в себе царственные и божественные черты, что, впрочем, прослеживается и в других рериховских женских образах, таких как «Камень несущая (Держательница мира)», холст, темпера, 46,5 х 79,3, МЦР, Москва (ил. 21). Вероятно, это имеет связь с идущей в то время в Европе и США борьбой за права женщин, к которой художник относился положительно и видел в ней обновление общественного строя и социальный прогресс. Как отмечает доктор Трина Мамун (Mamoon, Trina. The landscapes of Nikolai Roerich: East meets West / Trina R. Mamoon // University of Alaska Fairbanks, 2003. — p.p. 7-20), Рерих зачастую изображает женщину как искателя, духовного учителя, подвижника или пророчицу, что не свойственно светской западноевропейской живописи XIX — начала XX вв. Исследователь сравнивает работы Рериха с картинами Е. Делакруа, Ж.-Л. Жерома, Г. Моро, Ж. О.Д. Энгра, на которых восточные женщины изображены в образах рабынь и одалисок со свойственными им эротичностью, экзотичностью и соблазнительностью. Напротив, на полотнах русского художника женщины преисполнены достоинства, невинны, духовно сильны, являют собой мудрость и спокойствие. Рерих как бы уравнивает мужское и женское начала, которые необходимо взаимодействуют и дополняют друг друга. Данное понимание подводит нас к концепциям Пуруши (дух, мужской элемент) и Пракрити (материя, женский элемент) из индийской философской системы санкхъя. Увлечение философией индуизма оказало определённое влияние на художника и отразилось в его художественной интерпретации мужских и женских образов. Кроме того, на мастера могло повлиять миропонимание Рамакришны, которым он безгранично восхищался, и который на раннем этапе своей религиозной деятельности поклонялся именно женскому началу, воплощенному в образе богини Кали. И позднее Рамакришна обращался к божеству, именуя его Матерью, созерцал его, погружаясь в экстазы, и возносил свои пламенные молитвы (Роллан, Ромен. Жизнь Рамакришны). Индийский гуру указывал на тёмно-синий цвет кожи Матери, что соответствует иконографии Кали и символизирует глубину небесных сфер. Кали является разрушительным аспектом Шивы, уничтожающим невежество и помогающим искателям познать Истину. Матерь Рериха также облачена в сине-голубые одежды, она излучает мудрость и разрушает невежество, которое художник считал основным препятствием на пути космической эволюции Вселенной.
|