Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Меч Гесару. # 63 (59) [Меч Гессар-хана]
1931

Н.К.Рерих. Меч Гесару. # 63 (59) [Меч Гессар-хана]. 1931

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=511&size=3

  
Атрибуты картины

Название Меч Гесару. # 63 (59) [Меч Гессар-хана]
Год 1931
Где находится Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 76 x 118 см.
Источник Изобр.: Н.Рерих из собрания Государственной Третьяковской галереи. Автор-составитель А.М.Лукашов. М.Изобразительное искусство 1989 г. Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост. Бендюрин
Примечание Инв. № Ж-517; п. 25963

Пояснение к картине Н.К.Рериха. МЕЧ ГЕСЭРА. 1932

Древнее урочище Карга. Остатки старинного укрепления... Главное внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах... Лама Мингиюр с гордостью зовёт к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина «Меч Гесэр-Хана». Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям, к переселению народов ведёт этот меч, так отчётливо запечатлённый на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?

Тут же и легенда о воинах Гесэр-Хана, пришедших издалека и осевших здесь.

Н.К.Рерих

Исочник : http://voshod.sibro.ru/

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Лама Мингиюр с гордостью зовет к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина «Меч Гессар-Хана». Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Все к тем же соображениям, к переселению народов ведет этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?

Н. Рерих. Твердыня Пламенная. Меч Гессар-Хана

Много лет спустя крупнейший советский археолог академик А.П.Окладников напишет о картине «Меч Гесэра»: «Что касается бронзового и железного веков, то картина Н.К.Рериха «Меч Гесэра» археологически точно воспроизводит наскальный рисунок, послуживший прототипом для нее, и позволяет провести определенную датировку. Это характерный меч или кинжал эпохи плиточных могил; такие кинжалы нередко встречаются за Байкалом и в Монголии на тех же оленных камнях, как важнейшее оружие древнего воина II и первой половины I тысячелетия до н.э.»

Л. В.Шапошникова. Великое путешествие. Мастер. Вдохновенный

Н.М.СМИРНОВ 1000-летие «Гэсэра» Журнал Дельфис 1995г – (2)5

1000-летие «Гэсэра»

С 30 июня по 2 июля в Улан-Удэ торжественно отмечался юбилей знаменитого эпоса народов Центральной Азии «Гэсэр».

Творчество народное ярче всего выражается в героических сказаниях, где великие предчувствия и надежды народной души удивительно органично переплавляются в чудесные поэтические творения, соединяющие в себе живую фантазию и суровую реальность. Таковы «Илиада» и «Одиссея», «Калевала» и «Эдды», «Песнь о Нибелунгах» и русские былины. Таков, наконец, и эпос «Гэсэр». Являясь плодом коллективного творчества народов Тибета, Монголии и Бурятии, «Гэсэр» вместе с тем имеет особое национальное звучание и является гордостью каждого из этих народов.

Среди других версий бурятский «Абай-Гэсэр» по праву считается самым богатым и самобытным по языку и героям. Кроме того, именно в Бурятии, как в давние времена, эпос продолжает жить в народе ярко и непосредственно. Еще в 30-е годы нашего столетия в бурятских селах жили сказители-улегершины — народные любимцы, протяжно распевавшие долгими ночами перед собравшимся кругом бесконечные ветви-главы «Гэсэра». В Монголии же в это время он оставался только литературным произведением. Память о народном герое, сыне верховного бога Хана Хурмаса, герое, рожденном земной женщиной, победителе зла, живет и поныне. И сегодня некоторые набожные буряты в трудные минуты жизни обращаются к небесному посланнику с молитвами, считая его могучим божеством.

Давно сложилась и существует в монголоязычной филологии целая отрасль, изучающая происхождение, структуру и поэтику эпоса «Гэсэр». Немало известных русских, бурятских и зарубежных ученых потрудилось над его изучением и переводами. Но, по-видимому, долго еще будут оставаться неразгаданными многие тайны «Гэсэра». Среди них — сложный, многозначный символизм эпоса, возможно связанный с легендарной страной Центральной Азии — Шамбалой, и сам таинственный, могучий герой, оживленный народной фантазией, не обыкновенно поэтично выражающий лучшие черты многих Воителей Общего Блага.

Праздник, прошедший в Бурятии, посвященный «Гэсэру», вылился в чествование древней и современной культуры. Он соединил, пусть на несколько дней, в свой широкий круг науку и художественное творчество. И как прекрасно, что древний эпос своей могучей, воодушевляющей энергией сегодня дает импульс для нового развития народной культуры. Среди многочисленных встреч, спортивных состязаний, художественных выставок, спектаклей чувствовалось большое национальное воодушевление, всегда сопутствующее долгожданным и крупным культурно-историческим событиям. Даже сильное землетрясение, случившееся в последний день праздника в Тункинских горах, по преданию родине Гэсэра, и не принесшее разрушений и жертв, не омрачило общего настроения. А старые буряты, как в былые времена, объяснили его вторым сошествием Гэсэра на Землю.

Время не властно над истинным героизмом, время не властно над красотой героической. Уста народа складывают сказания о славе великой. Сердца народов радуются кличу нездешнему, долгожданному.

Улан-Удэ — Москва

Н.М.Смирнов

Н.М. СМИРНОВ Рерихи и "Гэсэр" Журнал Дельфис 1998г – (16) 3

РЕРИХИ И «ГЭСЭР»

Эпос «Гэсэр» в творчестве Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов занимает особое место. Каждый из них по своему видел его, и, несомненно, что оба находили в нём легендарное прошлое и будущее человечества. Среди прекрасных живописных работ Н.К.Рериха можно назвать: «Гэсэр Хан» (1941); «Дружина Гэсэр Хана» (1930); «Крепость Гэсэр Хана» (1928-30); «Мечь Гэсэр Хана» (1943). Как публицист, Николай Константинович в своих очерках выделял в «Гэсэре», прежде всего, его родственность великим эпопеям человечества, его всемирность, разрушающую временные и культурные барьеры. В очерке «Зигфрид» (1935) он писал: «В сказаниях о Гэсэр Хане можно находить как бы отзвуки Эдды, а временами как бы звучит рог самого Зигфрида. Даже имя жены Гэсэр Хана — Бругума невольно напоминает имя Брунгильды Гэсэ. Наверное, в своё время Чингиз-хан слышал и вдохновлялся подвигами Гэсэра. И многие другие друзья победы — многие Зигфриды почерпали звучность своего рога от подобных же вечных источников». Подвиг и вечный герой, эти два основных стержня мировой культуры, виделись Н.К.Рериху в великом эпосе. Сколько воодушевления можно почувствовать в следующих строках из очерка «А вот и редкое изображение самого Великого Гэсэр Хана. Около водителя собраны знаки его перевоплощений и всё то памятное, что не должно быть забыто в этой великой эпопее. На ступенях трона стоят тибетские сапоги-скороходы, отмеченные в подвигах Гэсэр Хана. Но стоят они близко — это значит, что великий воитель нового мира уже готов к подвигу. Скоро он войдёт». Важнейшие понятия Центральной Азии — Шамбала и эпос «Гэсэр» неслучайно объединялись Н.К.Рерихом в единое целое. Ведь служение Общему Благу и героизм были для него смыслом жизни и главнейшей темой творчества. Юрий Николаевич Рерих в своих научных изысканиях также уделял много внимания эпосу и внёс, несомненно, большой вклад в его изучение. Во время одной из поездок в Восточный Тибет ему удалось разыскать уникальный экземпляр тибетской версии «Гэсэра», обработанный и изданный Р.Стейном. В 1942 г. Юрий Николаевич пишет работу «Сказание о царе Гэсэре из страны Линг», где, обобщая все известные данные, приходит к выводу, что по стилистическим и языковым особенностям этот эпос относится к V—VI векам н.э., а его истоки, возможно, к еще более раннему времени. Живя в Калимпонге, в Восточных Гималаях, с 1949 по 1957 гг., Ю.Н.Рерих написал одну из своих лучших работ — «Амдосское наречие», исследование до сих пор почти неизвестного науке амдосского диалекта с приложением впервые опубликованных и переведённых им фрагментов из «Гэсэра». Образ героя Азии был одинаково близок Рерихам своею древностью и чистотой, народностью и всемирностью. Художнику и мыслителю Н.К.Рериху «Гэсэр» представлялся вечно новой звучной песней, прославляющей подвиг и красоту служения добру. Для ученого Ю.Н.Рериха этот эпос был бесценным живым источником, содержащим в поэтических образах отголоски древних верований и исторических свидетельств Центральной Азии, также полных нестареющей красоты и свежей энергии.

Н.М.Смирнов

П.Ф. БЕЛИКОВ. Об идеологии творчества Н. К. Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

На страницах нашей печати о картине «Меч Гесара» появилось такое суждение: «Знак неведомого исполинского меча на скале, будто заклятье древней тайны, зовущей внимать заключенным в камне велениям рока...»

Но вот что писал об этой картине сам художник: «... внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах. Опять бараны и лучники. Очень древние. Лама Мингиюр с гордостью зовет к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина «Меч Гессар Хана». Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Все к тем же соображениям к переселению народов ведет этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня»...

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Великолепный пример реалистической картины-идеограммы — “Меч Гессера”. В этом произведении художник создал реалистический одухотворённый образ, в котором достоверность натурного изображения претворяется в реальность интуитивного постижения смысла древних легенд.

Мастер, овладевший “магией знака, линии и цвета”, давая мощный аккорд глубокой синевы неба и гор и победно-ликующего золота солнечной земли, насыщая напряжёность этого цветового аккорда контрастами светотени пространственных планов, претворяет чистую тональность этого аккорда в стремительный ритм вертикалей и гор, устремляющихся в небо. Художник разрешает внутреннее огромное напряжение этого аккорда в изображение светлого меча, повёрнутого рукоятью к небу и устремлённого клинком к Земле — властно возвращающего в этом своём движении всю силу “тяги земной” к небу. Именно это смысловое разрешение мощного живописно-пластического аккорда картины создаёт её в душе зрителя образ странной, фантастической мощи меча — меча Гессера, священного меча, который даётся воинам, отдавшим себя всецело делу борьбы за истину, за высшие идеалы человечества.

(Из вступительной статьи А.Юферовой к альбому репродукций [15] ).

• Изображение меча, найденного экспедицией Рериха в древнем урочище Карга, в Тибете, послужило, по свидетельству художника, сюжетом для его картины. Подобные мечи на скалах приписывались тибетцами и монголами легендарному герою Гессер-хану, с именем которого связывались в народе чаяния новой жизни [15] (см. также “Доринг”).

• Древнее урочище Карга. Остатки старинного укрепления. Чортены, мендонги, выложенные камнями с молитвенными надписями. Говорят, здесь же и старинные могилы, но раскопку не ведём, чтобы не войти в полемику с археологическим управлением. Главное внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах. Опять бараны и лучники. Очень древние. Лама Мингиюр с гордостью зовёт к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина "Меч Гессер-хана". Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям, к переселению народов ведёт этот меч, так отчётливо запечатлённый на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа? [28, с.41].

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

28. Н.К.Рерих. Химават. Самара, 1995г., 255с.

Н.В.УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Меч Гессер Хана.

Изображение меча, найденное экспедицией Н.К.Рериха в Тибете, послужило, по свидетельству художника, сюжетом для его картины "Меч Гессера". Подобные мечи на скалах приписывались тибетцами и монголами легендарному герою Гессер хану, с именем которого связывались в народе чаяния новой жизни.

В древнем урочище Карга в Тибете лама с гордостью показал Рериху камень с изображением меча. "Вот почему задумывалась картина "Меч Гессер хана". Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям к переселению народов ведет этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?" - писал художник.

В тексте Рерих описывает ценные этнографические детали, в частности, представлено описание неизвестных ранее мечей, сходных с бронзовыми мечами и кинжалами сибирского типа. Прослеживаются сходные черты в древнейших культах Востока и Запада, которые Н.К.Рерих трактует как свидетельство переселений народов и единого устремления ко благу человечества.

По преданию этим мечом земной герой побеждает небесную тьму и помогают ему Высшие Силы. Меч - символ возрождения духа. Меч - луч духовного доспеха.

УКАЗ ГЕССЕР ХАНА

У меня много сокровищ, но могу их дать моему народу лишь в назначенный срок.

Когда воинство Северной Шамбалы принесет копье спасения, тогда открою горные тайники и разделите с воинством Мои сокровища поровну и живите в справедливости. Когда заготовит Мой народ мешки для богатства, Я каждому дам справедливую долю. Можно найти песок золотой, можно найти драгоценные камни, но истинное богатство придет лишь с людьми Северной Шамбалы, когда придет время послать их.

А.Д. АЛЕХИН «Творческий метод Н.К. Рериха». «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Но больше всего картин, где теплые и холодные краски противопоставлены друг другу.

В работе 1931 года «Меч Гэсэр-хана» лишь самый первый план полон теплых коричневых тонов. Именно он несет смысловую нагрузку, объясняя название произведения и являясь отправным моментом при рассмотрении композиции.

А. П. ОКЛАДНИКОВ Н. К. Рерих и его экспедиция / Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.

...Не случайно одна из картин Рериха называется «Меч Гесера» — самого популярного героя народного эпоса племен Внутренней Азии. Археологически точная зарисовка на картине позволяет определенно датировать наскальный рисунок, послуживший прототипом для нее. Это характерный меч или кинжал эпохи плиточных могил, такие нередко встречаются у нас за Байкалом и в Монголии на оленных камнях как важнейшее оружие древнего воина конца второго — первой половины первого тысячелетия до нашей эры. ...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика