Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=515&size=5
Обороты: |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
...Тибетский Орфей Миларайпа, окруженный животными и слушавший вещие голоса гор.
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные.
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Имеется и ряд картин, посвященных выдающимся реформаторам буддизма в Тибете. ...Третий великий тибетский подвижник — поэт Миларепа — слушает музыку водопада. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Джецюн Миларепа (тиб. «Мила, одетый в хлопковую ткань», 1040-1123) – самый прославленный из тибетских йогов, великий буддийский поэт-отшельник, живший в уединении среди гор, популярен своими песнями, известными под названием «Сто тысяч песен Милы». Святой Франциск Страны снегов практиковал эзотерическую науку Внутреннего Огня и развил в себе необыкновенные способности. «...Легенды о нем часто рассказываются по вечерам возле костров лагерных стоянок и у деревенских домашних очагов» 120, – писал Юрий Николаевич Рерих. Ученики, составившие житие Миларепы, свидетельствовали: «Благо, исходящее от него, уносит печаль и страданья» 121. Его часто величают Сократом Азии – и за необычайную мудрость, и за смерть от принятия яда. Художник изображает Миларепу в канонической позе с поднятой к уху правой рукой, внимающего другим неслышимые таинственные голоса дэв. Его окружает грандиозная панорама Гималаев. Внизу всё еще спит в синеватой дымке, а наверху снега уже окрасились нежным золотом восхода. Первые лучи, пробившиеся сквозь скалы, пронзили пространство сияющими струями рассвета. Они затрепетали, словно струны небесной арфы, и наполнили мир вещими голосами гор. Миларепу, замечательно исполнявшего свои стихи и восхищавшего всех красотой голоса, Рерих называл тибетским Орфеем. «...Великий поэт Миларепа, – писал Рерих, – знал силу часа перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве»122. В эти часы счастливого слияния Миларепу посещала муза, и он слагал гимны – благопожелания человечеству: Жизнедательное начало, растущее из земли, И божественный поток, льющийся с голубого небесного свода, Соединитесь и осените благодатью все живые существа...123 Николай Константинович, сам испытывавший восторг от утренних зорь в Гималаях, замечательно передавал в своих произведениях ликование природы, приветствующей приход солнца. Вздымающиеся зубцы вершин, ожившее море прозрачных облаков, сверкающая огранка небосвода ритмикой линий и форм, игрой сияющего цвета рождают ощущение звучащей музыки. Ассоциативная образность полотен Рериха близка здесь в своей основе символизму поэтики Миларепы: Вершина горы, касающаяся неба, Означает нашу Несравненную Цель. Солнце и Луна, вращающиеся вокруг вершины, Суть полное Просветление и Любовь. Их лучи, освещающие небеса, Суть Благодать, устраняющая Невежество. Подножье горы, покрывающее Землю, Означает, что нашими подвигами будет наполнен мир 124.
120.Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Агни, 1994. С. 437. 121.Эванс-Вентц У.-Й. Великий йог Тибета Миларепа. Самара: Агни, 1998. С.453. 122.Рерих Н. Шамбала. Рига: Виеда, 1994.С. 28. 123.Эванс-Вентц У.-Й. Великий йог Ти-бета Миларепа. С, 318. 124.там же. с. 238. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ... 36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Духовным наставником Миларепы был учитель Марпа. У Марпы был гуру Нарота. Нарота в Тибете известен как гуру учителя Марпы. Нарота был добр к своим ученикам, но Марпа примеру своего учителя не последовал. В течение многих лет он мучил несчастного Миларепу, приказывал ему строить самому, без посторонней помощи, дом, а затем заставлял разрушать его и снова строить — бесконечное число раз. Миларепа должен был один своими руками откапывать камни для постройки и переносить их на своих плечах. На спине у него образовались страшные гнойные язвы. Его духовный отец не подавал виду, что замечает его мучения. Когда жена Марпы стала упрекать его в жестокости, то он посоветовал положить Миларепе на спину кусок войлочной циновки с прорезями-отверстиями на месте ран (в Тибете так лечат вьючных животных). Дом, построенный Миларепой, по сведению Алессандры Дэвид-Ниль, до сих пор стоит в южном Тибете. [6, с.35] • Тибетский Орфей — Миларепа, окружённый животными и слушаший вещие голоса гор [14, с.79] • “Миларепа в юности не был духовным человеком. Он убил семью своего дяди, совершил, вероятно, много других тяжёлых преступлений. Но пути духа неисповедимы.” [18, с.37] • “Миларепа” — буддийский отшельник (1040-1123), которого тибетцы называют “Трижды великим”: великим поэтом, великим йогом и великим святым [18,с.196]. • С Тингри и областью, расположенной юго-западнее его вокруг горной цепи Лапчи Кангри, связан один из величественных эпизодов религиозной и культурной истории Тибета. В первой половине одиннадцатого столетия здесь жил и трудился самый знаменитый учитель Тибета — отшельник Миларепа…, святой Франциск Страны Снегов. На юге Тингри, в почти недоступных горных долинах, ведущих к высочайшим нагорьям земли, где снежные гиганты Эверест, Макалу и Гауришанкар вздымаются на громадные высоты, словно соперничая друг с другом, ещё живут отшельники, ревностно оберегающие тайну Миларепы, передаваемую через поколения учителей. Здесь в затерянных диких горах всё ещё можно услышать песни Миларепы и рассмотреть на стенах покинутых горных жилищ отшельников изображения Учителя, слушающего Внутренний Голос. Каждый год паломники поднимаются почти недоступными тропами к Эвересту, чтобы увидеть гигантский скол на склоне горы — след падения Наро Бон-чунга. Однажды Наро, один из главных учителей Чёрной Веры Тибета. вызвал Миларепу подняться на вершину Эвереста, называемого здесь “Матерью Великих Снегов”. Миларепа принял вызов и вошёл в глубокую медитацию. Тем временем Наро, видя Миларепу, сидящего неподвижно, с помощью сверхъестественной силы начал взлетать к вершине великой горы. Но как могла победить Чёрная Вера? Внезапно на вершине горы появился сияющий трон, на котором сидел медитирующий Миларепа. Ослеплённый блистающим видением, Наро упал в глубокую пропасть и при падении оставил гигантский след своего поражения. Так говорит легенда, и сотни паломников превозносят мудрость Учителя, которому были послушны и звери, и птицы. Там, в отдалённых горах, можно всё ещё встретить затворников, членов тайного братства последователей Миларепы, именуемого “Братья и друзья Тайного”. На покрытых льдом склонах прохожий ещё может увидеть фигуру монаха в белых одеждах адепта тайной науки “Внутреннего огня”, или Лунг-тум-по… Молва об этой области распространилась далеко по всей буддистской Центральной Азии, и учёные ламы Монголии часто рассказывают о духовных учителях и отшельниках горной страны юго-западнее Шигадзе. По дороге в Тингри мы встретили несколько лам — последователей Миларепы, совершающих паломничество в долину Лапчи и её храм. Некоторые из них несли дамару, трезубец и канг-линг, или трубу, сделанную из человеческой кости, подвешенную к поясу. Их одежда состояла только из белого домотканого халата, ставшего серым от постоянной носки и непогоды; волосы были собраны в узел на макушке. Мне представилась возможность поговорить с ними и составить Гурбум, или собрание песен Миларепы. Я расспрашивал их о последователях Миларепы и известных убежищах в горах. Сначала они были озадачены моими вопросами. Какое право имел чужестранец расспрашивать о жизни их товарищей монахов? Но постепенно, видя, что я совершенно серьёзен, они становились более общительными. Уже упомянутые “Братья и друзья тайного” — посвящённые ученики одного учителя, объединённые общим источником указаний. Они обычно останавливаются в горных убежищах и узнают друг друга по определённым приметам. Они практикуют интенсивную медитацию и тайную науку “Внутреннего огня”, которая позволяет адепту часами сидеть на пронизывающем ветру и во время бури, не ощущая мороза. Наоборот, он чувствует приятное тепло, разливающееся по телу и иногда видит возникающие вокруг него языки пламени, говорят что некоторые из адептов этих практик, чьи жизни были особенно исполнены святости, способны растопить снег вокруг себя на значительном расстоянии. Перед достижением этой стадии тум-по устремлённый монах должен подвергнуться курсу обучения под руководством учителя, который пристально наблюдает за своими учениками. Без учителя тум-по считается чрезвычайно опасным, и известны многие случаи, когда монахи сходили с ума. Я слышал о монахе, который практиковал концентрацию, позволяющую развить в себе тум-по, в течение четырнадцати лет, но однажды был прерван случайным прохожим, потерявшим путь и спросившим монаха о дороге. В результате этого медитирующий лама испытал такой страшный удар, что не сумел перенести его и лишился разума. Правила тум-по и медитаций, которые служат, чтобы развить эту способность, содержатся в специальных руководствах. Некоторые из них напечатаны в Нартанге, но чтобы получить их, нужно иметь специальное разрешение от правительства. Большинство руководств — рукописные и переходят после смерти учителя к его самому лучшему ученику. Эти руководства, как правило, составлены на так называемом языке мантр, высоко техничной форме тибетской литературы, использующей специальные выражения. Интересно заметить, что тум-по также практикуется в монгольских монастырях. Эти монастыри, обычно называемые дьян-кхатами, или отшельническими жилищами дхьяна (санскр. дхьяна — размышление), рассеяны по всей стране. На посещение их должно быть получено специальное разрешение, и даже после этого посетителям запрещается разговаривать с ламами в их кельях. Миларепа и его песни очень популярны среди жителей Тингри и его окрестностей, и легенды о нём часто рассказываются по вечерам возле костров лагерных стоянок и у деревенских домашних очагов. Автор получил огромную пользу от таких бесед с путешествующими торговцами и странствующими ламами. В некоторых домах Тингри и окрестных деревнях мы обнаружили росписи, изображающие Миларепу с правой рукой, поднятой к правому уху, слушающего таинственные голоса природы. Он всегда изображается сидящим перед пещерой на фоне огромной снежной горы. На нём белые одежды его секты и шнурок аскета. Газели, леопарды и лани смотрят на святого, погружённого в глубокую медитацию. Его учитель, Джецюн Марпа, часто изображается над ним в облаках, руки его сложены в дхиани-мудру — позу размышления. Другие популярные картины изображают святого в его обычной позе, сидящего среди остроконечных скал на фоне заснеженных гор, с богиней Тше-ринг-мой, прислуживающей ему. Святой выглядит совершенно изнурённым после строгой эпитимьи. Время смягчило слишком яркие контрасты и скрыло ошибки рисунка. Раскрашенные изображения Миларепы встречаются довольно часто, а его бронзовые статуэтки чрезвычайно редки. Удалось достать только одно очень грубо сделанное бронзовое изображение святого [25, с.435-438].
• Среди населения Тингри очень популярны песни о Миларепе. “В некоторых домах в Тингри и соседних деревушках, — пишет Юрий Николаевич Рерих, — мы видим фрески, на которых был изображён Миларепа. С правой рукой, поднятой к уху, он сидит у входа в пещеру, над которой возвышается огромная снежная гора”. Всё это в подробностях представлено и на картине “Миларепа слущающий” [4, с. 74...80].
6. А.Девид-Ниль. Мистики и маги Тибета. “Вассанта”, 1991г., ч.1, 111с., ч.2, 125с., перевод с французского. 14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с. 18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с. 25. Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. 1993г., 496 с. 4. Ю.Н.Рерих, Материалы юбилейной конференции, М, 1994г. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Миларепа внемлющий
Серия «Знамена Востока» сложилась. ...7. «Миларепа услышавший» - на восходе познавший голоса дэв. Н.Рерих. Алтай - Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925)
Тибетский Орфей - Миларепа, окруженный животными и слушавший вещие голоса гор. Н.Рерих. Алтай - Гималаи. IV. Ладак. (1925)
Но задолго до этого Миларепа, без всякого аппарата, мог слышать высшие голоса. Н.Рерих. Шамбала. Шамбала Сияющая
...великий поэт Миларепа знал силу часа перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве. Н.Рерих. Шамбала. Сокровище снегов
И еще одно обстоятельство дает этим местам еще более убедительное впечатление; здесь в направлении к Эвересту жил провидец-отшельник Миларепа, слушавший перед восходом солнца голоса Дэв. Н.Рерих. Сердце Азии. Шамбала |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Миларепа услышавший. Это тибетский аскет, проповедник и поэт, достигший, по преданию, состояния Будды. Он жил с 1040 по 1123 гг. Тибетская устная и письменная традиция хранит огромное количество духовных стихов Миларепы. На картине Миларепа сидит высоко в горах. Из-за последней гряды видно сияние Лучей Света. Н.К.Рерих называл Миларепу тибетским Орфеем, т.к. он всегда был окружен животными и слушал вещие голоса гор. В путевом дневнике Рерих писал: "Здесь в направлении к Эвересту жил провидец-отшельник Миларепа, слушавший перед восходом голоса Дэв... Перед нами путь на Кайлас, высится одно из 15 священных чудес, исчисленных в книгах Тибета - гора Колокола. Именно здесь пещеры Миларепы. И не одна, но многие, освещенные именем отшельника." Е.И.Рерих писала: "Разве может быть подвиг без трудностей? Я так люблю слова замечательного подвижника Тибета по имени Миларепа, который предавался великим подвигам, и когда люди уговаривали его пожалеть себя, своё здоровье и прекратить тяжкую жизнь, он отвечал: "Так как все мы должны умереть, то я предпочитаю умереть в преследовании прекрасной цели." Учитель Миларепа часто беседовал с животными. Около его уединения гнездились пчёлы, созидали города муравьи, залетали попугаи и обезьяна садилась подобно Учителю. Учитель сказал муравьям: "Пахари и созидатели, никто вас не знает, но вы возносите великие общины." Сказал пчёлам: "Собирайте мёд знания и образов лучших. Никто не прервёт сладкий труд ваш." Заметил попугаю: "По крику твоему вижу, что собрался быть судьёй и проповедником." И погрозил резвой обезьяне: "Ты разрушил муравьиные строения и похитил чужой мёд. Может быть решился стать правителем?" Я, Миларепа, осиянный великой славой, памяти и мудрости дитя. Хотя стар я, покинут и наг, из уст моих льётся песня, Ибо вся природа служит мне книгой. Железный жезл в моих руках, Ведет меня через океан меняющейся Жизни. Я Разума и Света господин, и, совершая подвиги и чудеса, Я не нуждаюсь в помощи земных богов. Миларепа (Гур-Бум)
"Песни Миларепы очень популярны среди населения Тенгри, а предания о его подвигах можно услышать и поныне. В некоторых домах в Тенгри и соседних деревушках мы видели фрески, на которых был изображен Миларепа. С правой рукой, поднятой к уху, он сидит у входа в пещеру, над которой возвышаются огромные снежные горы. На нем белое одеяние его секты и цепочка аскета. На подвижника, погруженного в размышления, смотрят газели, леопарды и олени; в облаках парит его учитель Чжэбцзун-Марпа с руками, в мудре созерцания. На других фресках проповедник изображен восседающим среди крутых скал на фоне снежных вершин. Тут же находится богиня Цэрингма, прислуживающая ему. Видно, что подвижник изнурен тяжелой эпитимьей (постом). Эти фрески выполнены довольно грубо, но изумительные по цвету. Время смягчило яркие краски и скрыло недостатки настенной живописи. Подобные изображения Миларепы встречаются часто, но его бронзовых изваяний немного. Нам удалось достать только одну статуэтку очень грубой работы. (Ю.Н.Рерих. По тропам срединной Азии, с.278-279) |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Биография Миларепы на проекте "Академия" |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Поза встречается во множестве восточных живописных и скульптурных работ |